Содержание |
Конечные собственники
2015: Импортозамещение помешало Dassault Systemes выйти в российский госсектор и нефтянку
Сложившаяся экономическая ситуация помешала Dassault Systemes реализовать ранее намеченные планы освоить новые вертикали рынка в России – нефтяную отрасль и госсектор, рассказал TAdviser директор компании по России и СНГ Лоран Вальрофф в декабре 2015 года. Одним из главных препятствий к этому он называет политику импортозамещения в России и санкции Запада.
«С курсом на импортозамещение теперь многие государственные организации, в особенности ОПК, чтобы приобрести иностранное ПО, должны иметь обоснование его необходимости, чего ранее не требовалось. С конца 2014 года мы это видим и в конкурсных ситуациях, и в инвестиционной политике предприятий», - говорит он.
В свою очередь, санкции США и Европы в отношении России запрещают компании поставлять свое ПО в целый ряд российских предприятий в соответствии с установленными списками.
Еще одним фактором срыва планов Вальрофф называет тенденцию к сдерживанию новых инвестпроектов со стороны предприятий на фоне кризиса: в сложившихся условиях им стало гораздо сложнее обосновать возврат инвестиций от внедрения новых решений, отмечает Вальрофф. По его мнению, это касается и государственных, и негосударственных структур.
В Dassault Systemes отмечают, что несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию, ее партнер по нефтяному сектору – компания «Неолант» – смогла реализовать ряд проектов в области внедрения приложений для анализа данных, в том числе – для анализа месторождений, однако это не те темпы развития, на которые рассчитывали в компании до кризиса. Названия своих первых клиентов в нефтяном секторе в компании не раскрывают. Лоран Вальрофф добавил, что вместе с тем его компания достигла определенного успеха в развитии бизнеса в гражданской атомной отрасли и в области гидроэнергетики. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Директор Dassault Systemes в России и СНГ утверждает, что на фоне неблагоприятной экономической ситуации его компания завершает 2015 год на этом рынке с ростом выручки и в рублях и с прибылью. Темпы роста локального оборота в компании не раскрывают.
Рост бизнеса в России, по словам Вальроффа, стал возможен благодаря тому, что его компания, видя происходящее в конце 2014 года, подготовилась к развитию ситуации в 2015 году. Она предложила заказчикам более гибкое ценообразование, принимая в расчет индивидуальную ситуацию клиента. Также были проедены некоторые организационные изменения, отмечает директор Dassault Systemes в России и СНГ.
2013
Курс на новые отрасли
Французский разработчик решений в области 3D-проектирования, макетирования и управления жизненным циклом изделий (PLM) Dassault Systemes стал активно развивать в России бизнес в ряде новых для себя отраслей, рассказали в локальном представительстве компании в декабре 2013 г. В их числе - ритейл и индустрию моды, а также нефтегазовая промышленность.
Для индустрии моды и ритейла в России компания предлагает как традиционные для себя решения для управления жизненным циклом продукта, управления закупками, цепочками поставок и ассортиментом, так и свои новые решения в области виртуального мерчендайзинга.
Что касается последнего, в 2013 г. Dassault Systemes приобрела компанию SquareClock, специализирующуюся на технологиях для 3D-дизайна. Теперь они предлагаются и для использования в сфере розничной торговли: например, для создания виртуального магазина, позволяющего покупателю без его физического посещения выбрать и рассмотреть товар, а затем прийти в магазин за конкретными вещами, которые он решил приобрести.
Директор Dassault Systemes по России и СНГ Лоран Вальрофф рассказал TAdviser, что одним из первых клиентов его компании в индустрии моды в России стала сеть магазинов одежды под брендом InCity. Там близится к завершению проект по внедрению PLM-системы Enovia, над которой надстраиваются отраслевые решения. Внедрение PLM-системы Dassault Systems ведется также в сети магазинов O’Stin.
Лоран Вальрофф пояснил TAdviser, что актуальность использования PLM-систем в крупных производителях одежды проистекает из того, что у них очень короткий цикл разработки коллекций – всего 3-4 месяца, огромная номенклатура товаров и необходимость оперативно передавать информацию в ту страну, где одежда производится. Всем этим необходимо эффективно управлять, говорит он.
Относительно 3D-технологий для виртуального мерчендайзинга директор по развитию бизнеса Dassault Systemes в России Павел Брук отметил в разговоре с TAdviser, что российские ритейлеры демонстрируют интерес к ним, но до проектов дело пока не дошло. Проблема в том, что для внедрения таких технологий необходимо иметь достаточно высокий уровень автоматизации, а его пока можно наблюдать не у многих локальных ритейлеров, пояснил он.
В нефтегазовом секторе Dassault Systemes предлагает свои решения для управления строительством объектов, их эксплуатацией и выводом из эксплуатации, проектирования процессов добычи и транспортировки, моделирования природной среды и геологоразведки, пояснил директор по развитию Dassault Systemes в России Павел Брук. Он добавил, что в случае с этим сектором задействована практически вся линейка продуктов компании.
Своих российских клиентов в нефтегазовой промышленности в Dassault Systemes предпочли пока не раскрывать. По словам Павла Брука, там ведется внедрение систем Catia для проектирования объектов и Enovia для управления жизненным циклом.
Стоит отметить, что на мировом рынке в обозначенных сегментах Dassault Systemes работает уже много лет. В числе ее клиентов из индустрии моды - магазины одежды H&M, GUESS, Gucci. В компании отмечают, что ее решение для моделирования Simulia используют практически все крупные нефтедобывающие компании.
«Во-первых, мы не все можем делать одновременно. Ранее мы были очень заняты работой в других отраслях, а сейчас чувствуем себя готовыми уделить особое внимание нефтегазовому сектору, - поясняет Лоран Вальрофф, почему компания начала усиленно заниматься нефтегазовым сектором только в 2013 г. – Во-вторых, мы растем, и накапливаем понимание компаний отрасли, которые до сих пор работали с определенными технологиями для выполнения классических для них заданий. Мы пытаемся расширить их понимание, в чем инновационные, но для них не классические, технологии могут у них применяться».
Он добавляет, что в 2014 г. компания планирует расширить число отраслей, в которых будет более активно предлагать свои решения.
Развитие сотрудничества с отраслевыми партнерами
В 2013 г. Dassault Systemes в России договорилась о сотрудничестве с пятью новыми партнерами, рассказали TAdviser в российском представительстве компании в декабре. Одним из них стал «Саровский Инженерный Центр», поставляющий решения для инженерного моделирования в различные отрасли промышленности.
Названия других новых партнеров в компании предпочли не раскрывать до завершения формализации отношений, отметив, что в их числе – один из российских интеграторов, специализирующийся на проектах в энергетическом секторе.
Помимо энергетического сектора, в дальнейшем можно ожидать появления у Dassault Systemes в России партнеров в ритейле и индустрии моды (для этих отраслей в стране она начала предлагать решения в 2013 г.), а также в области промышленного оборудования, говорят в компании.
Директор по развитию бизнеса партнеров Dassault Systemes в России Валерий Прагин пояснил TAdviser, что с расширением спектра типовых отраслевых решений у Dassault Systemes, компания выбирает и партнеров, главным образом, по индустриальному принципу.
Интерес для Dassault Systemes может представлять и сотрудничество с интеграторами общего плана, если они заинтересованы в развитии направления бизнеса PLM и не предлагают конкурирующих решений, добавляет Прагин.
Одним из таких партнеров Dassault Systemes ранее являлась IBS, однако в 2013 г. это партнерство прекратилось. В компании не пояснили, с чем именно это связано, отметив лишь, что это было обоюдное с IBS решение.
«У нас есть партнеры общего плана по PLM, которые осуществляют продажи в разных индустриях. В течение последних двух лет они сертифицируются на отраслевые решения, например, в авиационной промышленности, судостроении и других», - говорит директор по развитию бизнеса партнеров Dassault Systemes в России.
Вместе с «Саровским Инженерным Центром» на сайте Dassault Systemes по состоянию на конец 2013 года числится 10 российских партнеров. По словам Валерия Прагина, по выручке примерно половина продаж компании в России осуществляется через партнеров, и столько же - напрямую. Прямые поставки Dassault Systemes осуществляет в случае с крупными заказчиками.
2011: Значительный рост спроса на PLM
Значительно вырос спрос со стороны российских заказчиков на сервисы по внедрению и обучению решениям для управления жизненным циклом изделий (Product Lifecycle Management, PLM). Для специалистов московского офиса DS объем работ в области консалтинга увеличился втрое по сравнению с 2010-м, что потребовало расширения штата консультантов. То же наблюдается и у партнеров компании.
Среди отраслей самой динамичной с точки зрения закупки лицензий для DS в 2011 году стала российская автомобильная промышленность, где на первом месте по важности для компании остается, конечно, «АвтоВАЗ», стратегический партнер концерна «Рено», который в свою очередь является крупнейшим заказчиком DS в мире. Влиянием «Рено» Вальрофф объясняет, в частности, заметную активизацию российского автопроизводителя в области перевооружения инженерных процессов, инвестиций в современные технологии. Так, за год в научно-технический центр «АвтоВАЗа» были приняты на работу 300 новых специалистов. Все это внушает DS оптимизм в отношении перспектив своего сотрудничества с предприятием. Хорошо развивается бизнес компании и в таких отраслях российской промышленности, как энергетика и машиностроение.
DS сегментирует свой глобальный бизнес по 12 регионам. Россия входит в регион Eurogrowth, включающий в себя также страны Восточной Европы и Ближнего Востока. По словам Гийома де Канка, директора канала продаж DS в Eurogrowth, на Россию приходится около 30% непрямых продаж в регионе. В Eurogrowth клиентами компании являются порядка тысячи предприятий, с которыми DS работает через 40 партнеров, из них 11 — российские. Де Канк признал 2011 год успешным для своего региона, отметив, что рост бизнеса в третьем квартале по сравнению с этим же периодом 2010 года в Eurogrowth составил 10%, причем вклад России обеспечил более половины увеличения объема продаж. На 2012 год, по словам де Канка, планируется расширение партнерской сети в регионе и, в частности, в России, а также углубление их отраслевых компетенций.
В структуре продаж продуктов DS в мире львиная доля, порядка 80%, по-прежнему приходится на САПР Catia, но де Канк отмечает, что в России заметна значительная активизация продвижения таких брендов, как Enovia, ядро PLM-платформы DS, и Simulia, пакет решений для реалистичного моделирования. Для DS также важна популяризация новых технологий, которые появились в ее портфеле за последнее время, в частности мощной поисковой системы компании Exalead, приобретенной в 2010 году.
Первым российским партнером DS по бренду Exalead стала компания «Элар». По словам директора «Элар» по маркетингу Павла Плотникова, в компании основными направлениями применения продукта в России считают корпоративный поиск, поиск по специализированной документации и поиск с привязкой к геопозициям. Крупный проект компания ведет сейчас в Российской государственной библиотеке, где платформа Exalead позволит организовать эффективный поиск по диссертациям, которых в РГБ хранится порядка 170 тыс.
2010: Партнерство с разработчиками ПО в России
В 2010 году стало известно, что разработкой новых алгоритмов для Dassault Systemes, в первую очередь для моделирования, займутся в том числе и российские партнеры (R&D partners) компании, рассказал CNews вице-президент компании по стратегии и маркетингу Паскаль Далоз (Pascal Daloz).
«У нас уже существуют субподрядчики в России при написании кода, но сейчас мы будем подписывать именно партнерские соглашения с российскими организациями, переговоры уже ведутся, - говорит он. – Основное отличие заключается в том, что если ранее после окончания разработки интеллектуальные права на код передавались Dassault, то партнеры сохранят права за собой и будут получать процент от реализации».
Далоз рассчитывает, что к 2012-2013 гг. таких российских партнеров по разработке у компании будет около 10. Он не стал называть, с какими именно организациями ведутся переговоры. На 2010 год при разработке ПО Dassault сотрудничает с Новосибирским университетом.
«Продукты российских разработчиков будут носить прикладной характер, и разрабатываться с использованием API наших продуктов, - продолжает Далоз. – Их код будет попадать не в локальные российские, а в общие дистрибутивы Dassault, реализуемые во всем мире. В первую очередь нам нужна экспертиза россиян в математике и науке о материалах, так что здесь не идет речь о поиске программистов с более низкой оплатой труда».
На 2010 год, как говорят в российском представительстве Dassault, у компании работает в России около 20 человек. У вендора 10 местных партнеров, среди которых:
- IBS,
- Техпром,
- IGA Technologies,
- VE-Group,
- Digital Empire,
- «Гетнет Консалтинг»,
- «Би Питрон»,
- «ЦИТ Мебиус» и др.
Важным российским заказчиком Dassault является АвтоВАЗ. Также с этим вендором сотрудничает входящий в структуру «Росатома» ВНИИ по эксплуатации атомных электростанций (ВНИИАЭС).
2004: Начало работы в России
Компания Dassault Systemes начала свою деятельность в России в 2004 году. До этого времени компания была представлена здесь своим стратегическим партнером - компанией IBM, которая продавала, продвигала и занималась поддержкой решений компании Dassault Systemes на российском рынке и в странах СНГ.