Конечные собственники
1952
1940: Завершение отделки здания и открытие зала
К 1940 году уже на иной эстетической основе под руководством архитекторов Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова была завершена внутренняя и наружная отделка здания.
Но и в новой декоративной форме в сильной мере просматриваются первоначальные идеи проекта. Место предполагавшихся артистических и оркестра занял мощный орган. Бетонный колодец для механизма вращающихся кругов занял зрительский буфет, служебная световая галерея превратилась в узкий балкон. Новый фасад мощным портиком и ковровой стеной развернулся на площадь.
Сохранился овал основного пространства зала, затеянного первыми авторами во главе с Мейерхольдом. Десять рядов небольшого партера, а дальше, один за другим, поднимаются три крутых амфитеатра с общей вместимостью 1500 мест.
В таком виде зал был открыт 12 октября 1940 года.
1939: Здание передано Московской филармонии
В 1939 году недостроенное здание театра Мейерхольда передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал, получивший имя П. И. Чайковского.
В это же время автор проекта Всеволод Мейерхольд был арестован, а в 1940 году (за полгода до открытия зала), расстрелян.
1938: Остановка строительства в связи ликвидацией Театра Мейерхольда и открытие станции метро «Маяковская»
К 1937 году почти полностью был возведён каркас здания, но в январе 1938 года строительство остановили в связи с приказом о ликвидации Театра имени Мейерхольда.
В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская». Авторы проектов станции — архитектор А. Н. Душкин, инженер-конструктор Р. А. Шейнфайн, вестибюля — архитекторы Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев.
1933: Продолжение строительства и конкурс на фасад здания театра
К 1933 году удалось построить самое основное: внутри старых стен возник огромный железобетонный эллиптический зал, в бетоне были сооружены ступени большого амфитеатра, сделаны игровая площадка с двумя кругами и трюм. Зал был перекрыт, устроены фонари верхнего света, построены фойе и лестницы. По задней стене зала были сделаны два этажа полуколец артистических и уборных. В том же году объявляется архитектурный конкурс на фасад Театра имени Мейерхольда. Дальнейшая работа была передана архитектору А. Щусеву, а затем — Д. Чечулину и К. Орлову.
В то время стилистическая направленность советской архитектуры развернулась от конструктивизма в сторону классических форм. Щусев предлагал возвести прямоугольную башню с элементами ар-деко на углу здания и декорировать фасад ромбовидным орнаментом. Именно на этот вариант позднее опирался Чечулин, которому поручили исполнение итогового проектирования.
Согласно проекту Щусева башню "стеклянного небоскреба" должна была увенчать статуя "агитатора, горлана, главаря...".
1932: Театр имени Мейерхольда переезжает в здание современного Драмтеатра имени Марии Ермоловой
В 1932-м Театр имени Мейерхольда переехал в помещение, где в настоящее время находится Драмтеатр имени Марии Ермоловой.
1930: Проект перестройки здания
Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве.
Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым, сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархиным. Проект 1930 года включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Анисимов пишет: "Здесь все было необычно. Мейерхольд пытался материализовать в этом сооружении находки многих постановок. Сцена и зал образовывали единое пространство, вписанное в гигантский эллипс. Не было портала, оркестровой ямы и рампы. Сцена вытянутым "языком" вливалась в середину зала. На ней — два подъемно-опускных круга: малый, на месте которого сейчас партер Концертного зала им. П. И. Чайковского, и большой — на месте существующей сцены. Эти вращающиеся и подвижные по вертикали барабаны могли образовывать гибкие постановочные площадки. Артистические имели выход прямо на сцену через проемы, повторяя известную декорацию к постановке Мейерхольда "Ревизор". Над ними на балконе за сценической площадкой неожиданно было найдено место для оркестра. Зрительские места крутым амфитеатром поднимались от центра к границам эллипса. Мейерхольд мечтал о раздвигающемся потолке в зале, но в те годы было трудно осуществить столь сложную механику, и в натуре был сделан лишь весьма интересный стеклянный потолок, обеспечивавший верхнее дневное освещение".
Рассказывают, что Мейерхольд хотел, чтобы на фронтоне нового здания театра были высечены слова Пушкина: "Дух века требует важных перемен и на сцене драматической". А М. Садовский вспоминал - "Предполагалось, что фасад здания будут украшать большие картины, выполненные мозаикой, изображающие отдельные сцены из спектаклей ГосТИМа".
Угол улицы Горького и площади предполагалось акцентировать так называемой «творческой башней», в которой разместились бы лаборатории для работы создателей спектакля: режиссеров, художников, конструкторов, композиторов.
К. Рудницкий в статье "Крушение театра" писал: "После трагической гибели Маяковского многие его друзья хотели, чтобы урна с прахом поэта была замурована в стену нового театра Мейерхольда".
В 1931 году был представлен второй вариант, более радикальный, где новое здание считалось только с габаритами участка.
1927
1922: Здание передано Театру Мейерхольда
В начале XX века на месте концертного зала находился театр «Буфф-миниатюр», затем ― театр лёгкого жанра «Зон». В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте современного Театра сатиры, — популярный в своё время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-холл.
После революции в 1922 году здание передали Гостеатру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума») и другие.
1920: Всеволод Мейерхольд создаёт «Театр РСФСР-1»
Театр «Театр РСФСР-1» был создан Всеволодом Мейерхольдом в Москве в 1920-ом году (Театр имени Мейерхольда с 1923 года).