Иоанно-Предтеченский монастырь (Москва)

Компания

Иоанно-Предтеченский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в центре Москвы.

Собственники:
Русская православная церковь (РПЦ)
СМ. ТАКЖЕ (1)

Конечные собственники

Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора».

История

Начало XVI века: Основание монастыря

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки возникла великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба запустела.

Позже, к началу XVI века, непосредственно к югу от Владимирской церкви был учреждён женский Ивановский монастырь.

По одной из ранее бытовавших версий, монастырь был перенесен на это место из Замоскворечья. Вероятнее всего, это было не так. Мужской Ивановский монастырь «под бором» в Заречье был упразднен, по-видимому, в XVI веке, и с той поры на его месте действовал только приходской храм Иоанна Предтечи. А Иоанно-Предтеченский монастырь возник на Солянке независимо уже как женский, а не мужской.

1514: Строил ли Алевиз Новый каменный собор на Ивановской горке?

В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин».

В этом году "по благоволению" великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый (вероятно, Альвизо Ламберти да Монтаньяно), архитектор Архангельского собора в Кремле, воздвиг каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм был освящен 29 августа 1515 г. По поводу местоположения этого храма ведутся споры, так как в это время в Москве существовали два храма, посвященные Усекновению главы Иоанна Предтечи - в Замоскворечье (под Бором за Москвой-рекой) и в Кулишках.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.1 т

В 1928 году был опубликован краткий очерк П.Б.Юргенсона об архитектуре Храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (за Москвой-рекой), в котором описаны остатки храма 1514 года, якобы сохранившиеся в храме XVII века. Автор уверенно отнёс к 1514 году подклет церкви и более предположительно - части её стен. Никаких доказательств в статье приведено не было - Юргенсон исходил только из сопоставления плана подклета с планами московских бесстолпных храмов середины-второй половины XVI в. Однако его работа стала единственной монографической публикацией о храме, выпущенной после брошюры С.Страхова и оказала сильное влияние на представления об этой церкви в советской историографии.

Таким образом, согласно версии специалистов XX века, Алевиз Новый воздвиг Предтеченский храм на месте обветшавшей деревянной церкви Ивановского монастыря под Бором, который и стал первым каменным храмом в Заречье.

Карта Москвы австрийца Сигизмунда Герберштейна (первая треть XVI века)

Уже к началу 2000-х годов гипотеза о принадлежности подклета храму 1514 года неожиданно обрела новые подробности: в каталоге памятников архитектуры Замоскворечья сообщается, что в его нижней части сохранилась кладка из маломерного "алевизовского" кирпича. Однако остаётся непонятным на чем основано это суждение, так как нижние части подклета облицованы белым камнем и следов кладки из маломерного кирпича здесь обнаружить не удалось (несколько кирпичей, отличающихся от остальных по своим размерам, реставраторы заметили только в четверти дверного проёма, ведущего из подклета четверика в подклет апсиды). По наблюдениям реставраторов, кладка подклета единовременна с кладкой стен, относящихся к XVII столетию. Наконец, даже если бы здесь действительно существовала кладка из маломерного кирпича, она не могла бы подтвердить датировку храма 1514 г., поскольку мнение о маломерном кирпиче как о строительном материале начала XVI в. является несостоятельным: как убедительно показал С.С.Подъяпольский, он распространяется лишь в середине-второй половине столетия. Таким образом, на 2010 год, по данным А.Баталова и Л.Беляева, никаких материальных свидетельств существования каменного храма 1514 года на месте нынешней церкви в Замосковречье обнаружить не удалось[1].

По данным этих специалистов, в начале XVI в. в Москве существовали два храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, возникших независимо друг от друга в разное время: в Заречье и на Кулишках - на месте современного монастыря на Ивановской горке. При этом следы строительства Алевизом Новым в 1514 году каменного храма "под Бором, за рекою Москвою" отсутствуют. И, напротив, на Кулишках в XVI в. существовал храм, явно построенный итальянским зодчим. В подобной ситуации нельзя исключать, что именно собор Ивановского монастыря под Бором на Кулишках был тем храмом, построенным Алевизом Новым, о котором упоминается в летописях под 1514 г. и с которого началось формирование новой типологии в русской архитектуре первой половины XVI в.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором на Кулишках. Рисунок А.А.Мартынова. Середина XIX века

Древность соборного храма, существовавшего в монастыре на Ивановской горке, до его разборки в 1859 году, подтверждает и его архитектура. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами. В его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность.

Исследователи согласны, что собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530-е годы.

Дополнительным аргументом в пользу этой версии служит то, что в начале XV века территория современного Ивановского монастыря на Кулишках входила в состав усадебных владений великого князя Василия Дмитриевича, где находились его двор, конюшни и сады. Как пишет А.И.Баталов, есть существенные основания подозревать, что именно монастырь на Кулишках уже существовал в 1415 году. На этой территории между 1407 и 1417 годом был построен не только "новый" великокняжеский двор, но и церковь Святого Владимира. Вполне уместно предположить, что и основание загородного ружного великокняжеского монастыря относится к тому же историческому периоду, т.е. к великому княжению Василия Дмитриевича. Ружный означает, что монастырь не имел земли и существовал за счет руги - выплат от государства или от прихожан. В данном случае - на средства великого князя.


Примечательно, что на этот монастырь в XVI-XVII веках не перешёл топоним "в Садех", достаточно распространенный в районе Кулишек и включавшийся в название не только церкви св.Владимира, но и Покровского монастыря, который в конце XV века упоминается как Покрова в Садех. Это может означать, что топоним "под Бором" возник раньше и мог удержаться как раз благодаря храму или монастырскому месту. О древнем происхождении этого топонима может свидетельствовать и то, что в XVII веке он становится малоупотребимым и вытесняется более общим топонимом "на Кулишках".

Вторая половина XVI века: Обновление монастыря на средства Ивана Грозного

Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу[2].

XVII век: Блаженная Марфа, выходы царей в монастырь, увеличение собора, колокольня

При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу.

В начале 1640-х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада, к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, слитый по повелению царя Михаила Федоровича.

Праздничные выходы в монастырь совершались и при царе Алексее Михайловиче. Вероятно, выходы 29 августа к празднику в Ивановский монастырь стали снова более регулярными при царе Иоанне Алексеевиче, брате и соправителе Петра I, именины которого праздновались 29 августа. Царевич родился с 26 на 27 августа 1666 года, а 29 августа был совершен выход его отца, царя Алексея Михайловича в Ивановский монастырь, где была отслужена праздничная литургия и молебен. В этот день крестный ход в монастырь из Кремля был особенно торжественным. Государь провожал в обитель обновленный царскими мастерами храмовый образ св. Иоанна Предтечи.

Ежегодные посещения Ивановского монастыря московскими государями совершались не только 29 августа. В течение Пасхи государи совершали обходы московских монастырей, в том числе и Ивановского. Во время этих обходов раздавалась милостыня и пасхальные яйца.

Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.

К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.

1701: Реформы Петра I

Изменения, коснувшиеся в XVIII столетии всей монастырской жизни, начались для Ивановского монастыря с перестройки келий. Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества. Первой такой игуменией стала м. Елена (Протопопова), избранная в 1733 году настоятельницей из сестер Ивановского монастыря. Она была дочерью священника храма Трех Святителей на Кулишках.

1739: Эксгумация трупов основателей секты "хлыстов"

В Ивановском монастыре были похоронены пользующиеся влиянием среди монашествующих основатели секты «хлыстов» — Иван Суслов и Прокопий Лупкин. Однако, по сенатскому указу 1739 года трупы их были вырыты и выброшены за город в поле (по другим данным — сожжены).

1760: Угроза закрытия монастыря, преступницы и знатные особы

Неожиданно в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. Четвертого июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие.

Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году, при игумении Елисавете, в монастырь по Императорскому указу поступила насельница, монахиня Досифея, бывшая, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.

1812: Монастырь сгорел дотла

В 1812 году монастырь оказался в центре пожара и выгорел дотла. После пожара был упразднён и долгое время не восстанавливался; были лишь восстановлены древний собор и корпус келий по западной границе участка.

1858: Елизавета Мазурина завещает 600 тыс рублей на возрождение монастыря

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение её тела совершал митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Был заново отстроен в 1860—1879 годах, с использованием подклетов старых зданий, в стиле нео-ренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885), став вершиной творчества архитектора.

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

На территории Иоанно-Предтеченского монастыря в это время были расположены следующие храмы и часовни:

  • Собор Усекновения главы Иоанны Предтечи (Москва) с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая (1879 год, архитектор М. Д. Быковский).

  • Домовый храм преподобной Елисаветы чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 год, восстановлен в 1995 году).

  • Часовня святого Иоанна Предтечи (конец XIX в., восстановлена в 1992 году).

1919: Ивановский концентрационный лагерь

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 именовался лагерем принудительных работ; с 1927 — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930 Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

2002: Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлён как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

2012: Открыты курсы дополнительного образования

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включённые в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведён для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов.

Примечания

  1. Андрей Баталов, Леонид Беляев "Сакральное пространство средневековой Москвы", стр. 217
  2. История монастыря до революции