Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами
Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.
1 Российский рынок CRM-систем
По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.
Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.
По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.
Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.
₽ Крупнейшие поставщики CRM-систем
Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".
Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.
! Интервью с экспертами
Low-code — технология №1 следующего года
Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft
Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM
О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения
Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM
Об опыте внедрения современной CRM-системы
Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA
2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM
Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.
Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.
При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.
Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.
!Актуальные проекты
3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем
Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:
1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.
! Актуальный продукт
4 Отраслевая специфика внедрений CRM
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM
За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.
6 Мировой рынок CRM
В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.
Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
7 Дополнительные и архивные материалы
Новости
- МГТУ ГА и Comindware заключили соглашение о внедрении инновационных технологий в авиационное образование
- Comindware стал технологическим партнером БелГУТ
- Платформа BPMSoft интегрирована в образовательные программы МИРЭА
- Ростовский-на-Дону автодорожный колледж и Comindware объявили о сотрудничестве
- «Всемирная ассоциация выпускников» перешла на «Битрикс24»
- Российский Университет Дружбы Народов создал МФЦ на базе «1С:CRM КОРП»
- Государственный университет «Дубна» готовит кадры в области цифровой трансформации вместе с Comindware
- Студенты и преподаватели ВШМ СПбГУ благодаря Okdesk оперативно перешли на удаленную форму коммуникации
- CraftTalk запустит обучающую платформу на ИИ для студентов ФФБ РАНХиГС при Президенте РФ
- Юрий Ледаков, BSS: С помощью нашего робота становится возможен режим персонального обслуживания для каждого клиента
Creatio (ранее bpm’online)
ELMA CRM+
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
1С-Битрикс24
1С:CRM КОРП
Другие
ELMA CRM+
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
InState Real Estate CRM
Другие
№ | Название продукта | Вендор | Подрядчиков | Проектов внедрений |
---|---|---|---|---|
1 | Creatio (ранее bpm’online) | Creatio | ||
2 | ELMA CRM+ | Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) | ||
3 | 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) | 1С Акционерное общество | ||
4 | 1С-Битрикс24 | 1С-Битрикс | ||
5 | 1С:CRM КОРП | 1С-Рарус | ||
6 | БИТ:CRM 8 | Первый Бит | ||
7 | 1С:CRM ПРОФ | 1С-Рарус | ||
8 | Microsoft Dynamics CRM | Microsoft | ||
9 | Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) | Comindware (Колловэар) | ||
10 | Первая Форма (система управления) | Первая Форма (1Форма) |
Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)
Creatio (ранее bpm’online) - 54 (54, 0)
ELMA CRM+ - 25 (25, 0)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 22 (22, 0)
1С-Битрикс24 - 18 (18, 0)
БИТ:CRM 8 - 17 (17, 0)
Другие 125
ELMA CRM+ - 6 (6, 0)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 4 (4, 0)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 3 (3, 0)
Amber Интеллектуальная программная платформа - 1 (0, 1)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1 (1, 0)
Другие 3
1С-Битрикс24 - 5 (5, 0)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 4 (4, 0)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 2 (2, 0)
ELMA365 CRM - 2 (2, 0)
Profitbase Цифровая экосистема для девелопера - 2 (2, 0)
Другие 1
1С-Битрикс24 - 5 (5, 0)
BPMSoft - 2 (2, 0)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1 (1, 0)
ELMA365 CRM - 1 (1, 0)
Другие 0
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Creatio (ранее bpm’online) - 54
ELMA CRM+ - 25
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 22
1С-Битрикс24 - 18
1С:CRM КОРП - 18
Другие 175
ELMA CRM+ - 6
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 4
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 3
InState Real Estate CRM - 1
1С-Битрикс24 - 1
Другие 6
Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора
Первая Форма (система управления) (10940)
1С-Битрикс24 (1500)
Microsoft Dynamics CRM (416)
1С:CRM КОРП (325)
1С:CRM ПРОФ (186)
Другие (605)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (69)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (28)
1С:CRM КОРП (11)
Другие (0)