Электронные коммуникации в одном флаконе. Обзор P-Series PBX System
Темы IP-телефонии и унифицированных коммуникаций (Unified Communication — UC), которые очень близки друг другу, вряд ли можно назвать инновационными. У нас они начали освещаться более десяти лет назад в основном усилиями всем известных мировых лидеров рынка сетевых технологий. Затем эти лидеры постепенно снижали свою активность в России и в настоящий момент доведя ее, как известно, фактически до нулевого уровня.
Если возвращаться к данной теме сейчас, надо сказать, что за прошедшее время мир пережил пандемию и, как следствие, технологии удаленной работы из управленческой инновации превратились в стабильно развивающееся направление, постоянно поддерживаемое как организационно, так и технологически. Unified Communication сейчас вполне может претендовать на то, чтобы быть ключевым элементом данной поддержки.
Содержание |
UC чаще трактуется как зонтичная концепция, включающая набор компонентов, в совокупности обеспечивающей интегрированные между собой электронные коммуникации любых форматов (аудио, видео, текст, графика…) между коллективами людей, имеющих в своем арсенале любые оконечные устройства (от аналогового телефона, до компьютера), любые каналы связи и находящимися в произвольных точках земного шара.
UC-систему в принципе заказчик может «собрать» из различных продуктов и такие примеры в мировой практике есть. Однако куда чаще ее все-таки строят на основе продуктов одного производителя, специализирующегося на данном типе ИТ-систем. Китайская компания Yeastar является именно таким производителем, на основе линейки продуктов которой можно рассмотреть структуру современных решений в сфере UC в принципе.
Один функционал — разные форматы решений
Если следовать классической терминологии, принятой в описании корпоративных ИТ-продуктов, IP-АТС P-Series PBX System от Yeastar являются back-end компонентой решения в области UC, то есть, той частью, которая отвечает за ключевые технологические характеристики решения, а также обеспечивает логику его функционирования.
Чтобы называться зрелым и конкурентоспособным, коммерческий продукт сегодня очень часто должен предоставляться в разных технологических реализациях. Решения компании Yeastar серии P-Series PBX System поставляются в трех вариантах:
- Appliance Edition (в виде аппаратной платформы)
- Software Edition (в виде программной реализации)
- Cloud Edition (в виде облачного решения)
Преимущество первого очевидно — гарантированное быстродействие и надежность функционирования, достигаемое единством программно-аппаратной платформы от одного поставщика. Его можно рассматривать как некий базовый продукт, реализуемый в классической для телекоммуникационных решений форме. Именно оно в линейке Yeastar обеспечивает наиболее «аскетичное», но, при этом, и самое экономичное UC-решение для SMB, ориентированное на компании с количеством пользователей до 500 человек. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Редакция Software Edition может работать как в классической инсталляции поверх операционной системы корпоративного сервера, так и в виртуальных средах на базе наиболее популярных гипервизоров — VMWare, Hyper-V и KVM. Емкость решения зависит от производительности платформы, на которой оно запущено, и может достигать 10 000 пользователей. Также стоит отметить, что Software Edition (не смотря на отдельно существующую редакцию P-Series PBX System Cloud Edition) может с равным успехом запускаться и в облаке — как на физических, так и на виртуальных машинах.
Редакция Cloud Edition, ориентированная на размещение исключительно в облачной среде, в свою очередь, очень тесно связана с так называемой сервисной моделью предоставления IT-услуг — в конкретном случае модели Unified Communication as a Service (UCaaS). Нередко модель as a Service связывается с деятельностью профессиональных провайдеров, продающих данный сервис сторонним клиентам и тарифицирующих его в соответствии с некой единицей потребленных клиентом услуг. Но очень важно подчеркнуть, что по такой модели может работать, например, и крупная компания со своими партнерами. Мы также можем говорить и о работе в соответствии с ней даже между отдельными подразделениями компании, если внутри нее отработана система внутреннего ценообразования.
В значительной мере именно по причине многообразия эффективного применения сегмент UCaaS, кстати, демонстрирует очень впечатляющий рост даже на фоне весьма динамичного рынка унифицированных коммуникаций в целом. По данным агентства Custom Market Insight, например, к 2030 году продажа продуктов и услуг на нем должна будет возрасти до 240 млрд долл. против 60 млрд в 2022 году.
Стоит также подчеркнуть, что программные варианты решений P-Series PBX System можно оплачивать как единовременно, так и по подписке.
От уровня Basic и выше
Помимо формы предоставления сервиса, можно говорить о так называемых планах поставки решений, изначально включающих определенный набор функций. Этих планов четыре: Basic и Standard (оба плана только для Appliance Edition), Enterprise и Ultimate (Рис 1).
Если принять вариант Basic как некий базовый, то можно сказать, что три других, как видно из рисунка, обладают дополнительными наборами функций, которые можно было бы для удобства объединить в несколько категорий.
1. Прикладные, среди которых можно, например, выделить.
- Организация call-центра или набора функций, обеспечивающих возможности централизованного управления большим количеством звонков посредством стандартных на сегодня прикладных и мониторинговых функций, характерных для продуктов данного класса.
- Службы удалённого доступа (Remote Access Service) и удаленного SIP (Remote SIP Service) позволяют организовать удалённую работу так, как будто пользователи находятся в офисе, в том числе, подключить любое устройство с поддержкой SIP к центральной офисной системе связи независимо от его местоположения, а также множество удаленных офисов компании, если у бизнеса стоит такая задача (Рис. 2).
- Такие сервисы как учет звонков или телефонные книги тоже можно отнести к категории прикладных.
2. Интеграционные функции, в случае решения для цифровых коммуникаций фокусируются прежде всего на проблематике компаний, которые активно коммуницируют с большим количеством географически разнесенных в пределах больших расстояний клиентов или в которых решения в большей степени вырабатываются коллегиально. Соответственно, решения Yeastar предусматривают заранее проработанные механизмы интеграции:
- с целым рядом популярных CRM (например, Salesforce, Bitrix24, Microsoft Dynamics…);
- с системами HelpDesk (ZenDesk, Zoho Desk);
- со службами каталогов (Microsoft Azure AD, Windows Active Directory)
Кастомная интеграция тоже возможна за счет API-интерфейса, входящего в планы Enterprise и Ultimate.
Помимо интеграции с программными системами предусмотрено заранее гарантированное сопряжение с гарнитурами таких производителей как Jabra, Yealink, EPOS, poly.
Также предусмотрено автоматическое конфигурирование при подключении к системе IP-телефонов ряда известных производителей соответствующих устройств. В частности Yealink, Fanvil, Gigaset, Snom, Avaya, Cisco.
3. Продвинутые функции из категории Unified Communications в виде организации видеозвонков по принципу «точка-точка» посредством протокола WebRTC, а также видеоконференции со множеством участников. Также потенциальным покупателям полезно знать, что в любом из трех планов приобретения им доступны несколько десятков стандартных на сегодняшний день функций цифровой телефонии (например, маршрутизация и мониторинг вызовов, IVR, быстрый набор или набор по имени и многое другое), внушительный список функций администрирования и безопасности, а также реализация базовых характеристик из категории Unified Communication, не относящихся к видео-сервису.
4. Стабильность и безопасность в составе решений обеспечивается за счет следующих подходов:
- работа в режиме горячего резервирования с синхронизацией в реальном времени;
- шифрование голосового трафика;
- многоуровневая защита — файерволы, блокировка по IP-адресу и двухфакторная идентификация;
- наличие международного сертификата ISO 27001 в области обеспечения механизмов безопасного информационного менеджмента.
Программно-аппаратные помощники
Полноценный сервис цифровых коммуникаций помимо серверной части требует наличия клиентской компоненты, а также ПО, позволяющего управлять эксплуатацией решения. Клиентская часть, предоставляющая пользователю развитый интерфейс для организации персонального пространства унифицированных коммуникаций, представлена решением Yeastar Linkus UC Clients. Оно способно функционировать через браузер, а также посредством десктоп- или мобильного приложения и в совокупности с P-Series PBX System обеспечивает пользователя всеми типами коммуникаций, традиционно ассоциируемых с UC. Напомним, что соответствующий список данных типов чаще всего выглядит следующим образом:
- почтовые сообщения;
- текстовой месседжинг;
- возможность обозначать статус каждого участника;
- телефония (традиционная, мобильная и VoIP);
- голосовая почта;
- разделяемые экраны;
- аудио-конференции;
- видео-конференции;
- интерактивные экранные панели (white boards);
- календари, планировщики и другие инструменты, в совокупности относящиеся к категории персональных электронных ассистентов.
Здесь важно, однако, сделать одно замечание, связанное с пунктом о поддержке телефонии. Базовым коммуникационным протоколом для UC-решений (и, в частности, для Yeastar P-Series PBX System), как известно, является VoIP, и остальные стандарты связи, по сути, являются для него «чуждыми». Чтобы, будучи включенными в корпоративную UC-систему, пользователи могли иметь возможность работать с традиционными аналоговыми телефонами, а также современной мобильной связью, предназначена серия аппаратных решений Yeastar VoIP Gateway for Business, каждое из которых ответственно за прямое и обратное преобразование одного из стандартов связи в VoIP-трафик и обратно. Кроме того отдельное устройство данной серии может совершать подобные преобразования со стандартом ISDN, который в свое время являлся пионером цифровой телефонии и который сегодня скорее считается унаследованной технологией. Хотя соответствующая ему инфраструктура в компаниях все еще сохраняется.
И наконец, для управления всей выстроенной на основе решений Yeastar системы коммуникаций предназначен продукт Yeastar Central Management, представляющий собой единую панель управления IP-АТС и шлюзами Yeastar, размещенными на площадке заказчика. Кроме того, отдельная и весьма обширная группа функций Central Management целевым образом ориентирована на уже упомянутое облачное решение, предоставляемое в формате UCaaS.
Решения Yeastar в России представляет компания CompTek, один из ведущих дистрибуторов сетевого и телекоммуникационного оборудования.