Содержание |
Текстильная промышленность в мире
Основная статья: Текстильная промышленность в мире
Рынок льна России
Основная статья:Рынок льна России
2023
Рост объема рынка текстильных изделий и одежды на 13% до $20,4 млрд
Объем российского рынка текстильных изделий и одежды достиг $20,4 млрд в 2023 году, продемонстрировав рост на 13% в долларовом эквиваленте и на 40% в рублевом выражении относительно показателей 2022 года. Об этом стало известно весной 2024 года.
Как передает РБК, впервые в истории наблюдений сегмент одежды занял лидирующую позицию в структуре рынка с долей 45,7%, опередив традиционно доминировавшие текстильные изделия, на которые пришлось 43,2% от общего объема производства.
Российская легкая промышленность продемонстрировала общий рост производства на 4,3% за 2023 год. Наиболее динамичное развитие показал сегмент кожи и изделий из нее, увеличившись на 12,3% и заняв 11,1% в общей структуре производства.
Объем импортных поступлений в отрасли достиг $18 млрд, что на 20,4% превышает показатели 2022 года. Доля импортной продукции на российском рынке составила 66%. При этом экспортные продажи сократились на 52,5%, составив $608 млн.Метавселенная ВДНХ
На мировом рынке текстильных изделий и одежды, объем которого в 2023 году достиг $1,69 трлн, доля России составляет немногим более 1%. Среднегодовой темп прироста российского рынка с 2017 по 2023 год оценивается в 13,5%.
Емкость российского рынка оборудования для текстильной и легкой промышленности в 2023 году составила ₽16 млрд, продемонстрировав рост на 40,1%. С учетом индекса-дефлятора реальный рост емкости рынка достиг 13,4%.
Аналитики прогнозируют сохранение положительной динамики развития мирового рынка текстильных изделий и одежды до 2030 года со среднегодовым темпом роста на уровне 7,7%. Российский сегмент сохраняет потенциал для дальнейшего увеличения своей доли на глобальном рынке.[1]
В России выросло производство постельного белья на 1,4% до 78,52 млн
В 2023 году объем производства постельного белья в России составил 78,52 млн единиц. Это на 1,4% больше по сравнению с 2022-м, когда показатель равнялся 77,44 млн штук. Такие данные приводятся в исследовании аналитического агентства «ГидМаркет», результаты которого опубликованы 6 августа 2024 года.
Отмечается, что российский рынок постельного белья характеризуется значительным объемом и растущим спросом — как в крупных городах, так и в регионах. При этом потребительские предпочтения постоянно эволюционируют под воздействием различных факторов, таких как экологическая осознанность, здоровье, комфорт и новые технологии. Основную часть рынка занимают отечественные производители.
По оценкам, в 2019 году объем производства постельного белья в РФ составил 69,24 млн единиц. В 2020-м последовал спад на 2,3% — до 67,68 млн штук. В исследовании сказано, что негативное влияние на отрасль оказала пандемия COVID-19. Из-за карантина и ограничительных мер многие предприятия были вынуждены временно прекратить работу или сократить объемы производства.
В 2021 году началось восстановление рынка. Ослабление ограничений и возвращение к нормальной хозяйственной деятельности позволили предприятиям возобновить работу на полную мощность. Объем производства увеличился на рекордные 25,8% — до 85,15 млн изделий. Но в 2022-м последовал очередной спад, обусловленный ухудшением геополитической обстановки. Отмечается значительный рост цен на сырье из-за нарушения поставок и дополнительных транспортных издержек. Это увеличило себестоимость производства постельного белья и снизило объем выпускаемой продукции на 9,1% в годовом исчислении. В 2023 году участники рынка начали адаптироваться к новым экономическим условиям и искать способы оптимизации производственных процессов, что позволило нарастить объем выпуска продукции.[2]
Объем российского рынка штор за 4 года вырос на 5,7% до 2,8 млрд рублей
В 2023 году объем российского рынка штор достиг 8,5 млрд рублей, что на 5,7% больше по отношению к 2022-му. По сравнению с 2019 годом, когда размер отрасли оценивался в 5,7 млрд рублей, зафиксирована прибавка на уровне на 2,8 млрд рублей. Такие данные приводятся в исследовании аналитического агентства «ГидМаркет», результаты которого обнародованы 5 августа 2024 года.
Отмечается, что рынок штор в РФ демонстрирует значительные изменения, связанные с экономическими условиями, потребительским спросом и адаптацией производителей к новым реалиям. В 2020 году объём рынка штор увеличился на 9,3% — до 6,3 млрд рублей, но с учетом инфляции произошло уменьшение на 0,1% в годовом исчислении. Это обусловлено экономической нестабильностью, снижением интереса покупателей и проблемами в цепочках поставок на фоне пандемии COVID-19.
После снятия строгих карантинных мер в 2021 году произошел всплеск отложенного спроса. Объем отрасли увеличился на рекордные 57,7%, достигнув 9,9 млрд рублей. Восстановление экономики и улучшение экономических ожиданий способствовали увеличению числа ремонтных и строительных проектов. Люди, проводя больше времени дома, инвестировали в улучшение интерьера. Кроме того, в этот период отмечалось укрепление онлайн-продаж штор благодаря развитию интернет-магазинов и маркетплейсов, которые стали более востребованными из-за пандемии.
Однако в 2022 году произошло падение на 18,9% в связи с ухудшением геополитической обстановки. Увеличение стоимости импортных материалов и продукции из-за ослабления рубля и проблем в цепочках поставок привело к росту цен на шторы, что снизило покупательную способность. В 2023-м ситуация стабилизировалась благодаря адаптации компаний к новым экономическим условиям, включая диверсификацию источников поставок и локализацию производства.[3]
2022
Снижение продаж ковров на 15,7% до 67,56 млн кв. м.
В 2022 году в России было продано 67,56 млн квадратных метров ковров, что на 15,7% меньше, чем годом ранее. Такие данные в конце июля 2023 года представили аналитики «ГидМаркета».
По их словам, рынок ковров в России находится на стадии зрелости жизненного цикла, и характеризуется недорогими товарами, которые быстро находят спрос у потребителей. Эксперты оценивают потенциальную емкость рынка ковров в размере не более 10-15% от объема 2021 года, что составляет примерно 88-92 млн кв. м. В целом рынок ковров в России продолжает быть активным и предлагает перспективы для развития и роста, говорится в исследовании, опубликованном в июле 2023 года.
Если «ГидМаркет» указывает на падение спроса на ковры, то участники рынка, напротив, говорят о подъеме производства. Так, как пишет Forbes, объем выпуска этой продукции в РФ по итогам 2022 года увеличился на 21,8%. Среднегодовой же прирост производства за последние пять лет составил 8,6%. По мнению Александра Васильева, соучредителя компании «Культура ковров», в 2023 году спрос на ковры и ковровые покрытия в нашей стране вырастет еще больше.
По данным аналитиков TK Solutions, в 2022 году российскими предприятиями было выпущено 33 335 тыс. м2 ковров и ковровых изделий, что на 27.1% выше по сравнению с результатами 2021 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) ковров и ковровых изделий за период 2017-2022 гг. составил 8.6%.
Лидирующий федеральный округ РФ по производству ковров и ковровых изделий – Северо-Западный ФО (40.2% производства за период с 2017 по 2022 гг.), на втором месте – Центральный ФО (29% производства). Средняя цена производителей на ковры и ковровые изделия к середине 2023 года составила 339,4 рубля за один квадратный метр.[4]
Российский рынок пряжи резко ускорил рост (+7,9% до 27,8 тыс. тонн)
По итогам 2022 года продажи синтетической и искусственной пряжи в России составили 27,8 тыс. тонн, что на 7,9% больше, чем годом ранее. Объем рынка резко вырос, учитывая, что в 2021-м динамика была на уровне 0,9%, а в 2020 году - вовсе отрицательной (-14,7%). Такие данные аналитики BusinesStat представили в мае 2023 года.
Согласно исследованию, на рынке синтетической и искусственной пряжи в России в 2022 году преобладала продукция зарубежного производства. Её доля в продажах в 2018-2022 гг. в среднем составляла 82%. При этом введенные против России санкции практически не оказали влияния на рынок: более 70% поставок синтетической и искусственной пряжи в Россию поступают из Беларуси, Турции и Китая, не присоединившихся к санкциям.
Россия обладает сырьевой базой для развития производства синтетической и искусственной пряжи – запасами углеводородного сырья (для производства синтетических волокон) и лесными ресурсами (для производства древесной целлюлозы и далее – вискозы). Однако высокая капиталоемкость новых проектов этого направления становятся препятствием к их осуществлению. Поэтому масштабных процессов импортозамещения на рынке в ближайшем будущем не ожидается, говорится в отчете, опубликованном в мае 2023 года.
В 2018-2022 гг. экспортная выручка от поставок синтетической и искусственной пряжи из России ежегодно снижалась, за исключением 2020 г, когда экспорт увеличился на 37% в результате роста цены поставок на 37,7%. В 2022 году экспортный оборот снизился на 42,7%, до $1,14 млн.
В 2018-2022 гг. экспортные поставки синтетической и искусственной пряжи из России сократились на 78,2%: с 0,66 до 0,14 тыс тонн. Наибольшее снижение было отмечено в 2022-м (-59,7% к 2021 году). Наибольший вклад в сокращение экспорта в 2022 г внесло снижение поставок в Узбекистан и Армению, а также прекращение поставок в Киргизию.[5]
Примечания
- ↑ По итогам 2023 года рост емкости рынка текстильных изделий и одежды составил 13%
- ↑ Анализ рынка постельного белья в России
- ↑ Анализ рынка штор в России
- ↑ Динамика объема рынка ковров в России
- ↑ За 2020-2022 гг продажи синтетической и искусственной пряжи в России выросли на 8,9% и достигли 27,8 тыс т.