Содержание |
Мировой рынок смартфонов
Основная статья: Смартфоны (мировой рынок)
2023: Лидером китайского рынка смартфонов впервые за многие годы стала не местная компания
В 2023 году Apple стала лидером китайского рынка смартфонов с долей в 17,3% против 16,8% годом ранее. Впервые за многие годы первое место по продажам трубок в КНР заняла не местная компания. Об этом свидетельствуют данные аналитиков IDC, обнародованные в январе 2024 года.
Согласно исследованию, объем китайского рынка смартфонов в 2023 году достиг 271,3 млн штук, снизившись на 5% в сравнении с 2022-м. Поставки устройства оказались самыми низкими за 10 лет.[1]
2022: Падение рынка на 13,2% до 285,8 млн штук
В 2022 году объем китайского рынка смартфонов составил 285,8 млн штук, снизившись на 13,2%. Впервые за 10 лет поставки этих устройств в Поднебесной упали ниже 300 млн штук. Такие данные аналитики IDC привели 29 января 2023 года.
Отмечается, что негативное влияние на спрос оказали строгие меры в связи с пандемией COVID-19 и экономический спад. Несмотря на то, что смартфоны в Китае распространены почти повсеместно, объём рынка в 2022-м приблизился к уровню десятилетней давности (2012 году), когда два из пяти проданных аппаратов всё ещё были обычными кнопочными телефонами.
Исторически низкий уровень поставок заставляет производителей смартфонов задуматься о том, как построить более устойчивую бизнес-модель и более целенаправленную маркетинговую стратегию. Несмотря на ослабление ограничений в связи с COVID-19, быстрое восстановление рынка маловероятно, поскольку потребители тратят деньги на такие направления, как отдых и услуги, — отметил Уилл Вон (Will Wong), старший менеджер по исследованиям сектора клиентских устройств в IDC. |
По итогам 2022 года крупнейшим поставщиком смартфонов в Китае стала Vivo с долей 18,6%. На втором месте располагается Honor — 18,1%, тогда как замыкает тройку Oppo с результатом 16,8%. Apple, находящаяся на четвёртой строке, также получила долю около 16,8%. Пятое место у Xiaomi с 13,7% местного рынка. Прочие поставщики сообща удерживают 16%. Все ведущие игроки из первой пятёрки, за исключением Honor, в 2022-м столкнулись с сокращением отгрузок. В свою очередь, компания Honor смогла нарастить поставки на 34,4%.[2]Метавселенная ВДНХ
В исследовании отмечается, что к концу 2022 года производство iPhone на заводе в Китае вернулось к нормальным объемом после того, как предприятие работало в ограниченном режиме из-за вспышек COVID-19.
2021
На Китай пришлось 67% производства телефонов
13 сентября 2022 года аналитиками Counterpoint Research была опубликована статистика, согласно которой, на Китай пришлось две трети производства телефонов в 2021 году. Лидерство КНР обусловлено тем, что Apple и другие китайские OEM-производители не смогли компенсировать снижение производства Huawei.
В 2020 году на долю Huawei приходилась большая часть общего объема производства в Китае. В отличие от Huawei, которая в основном производит свои телефоны внутри страны, другие китайские OEM-производители стремятся диверсифицировать свои производственные площадки, чтобы удовлетворить местный спрос за счет местного производства. Ожидается, что с уменьшением спроса на телефоны в Китае доля китайского производства в будущем также снизится.
Компания Apple сильно зависит от Китая, поскольку большая часть ее продукции поступает именно из этой страны. Однако Apple начинает тестировать свои производственные площадки за пределами Китая, чтобы диверсифицировать производство и снизить зависимость от страны на фоне частых внутренних сбоев, связанных с пандемией COVID-19 и ростом напряженности между США и Китаем. Производство iPhone 14 в Индии и iPad во Вьетнаме, по всей видимости, является частью этого начинания. Однако корпорации потребуется немало времени, чтобы любая другая страна смогла заменить китайскую производственную экосистему.
Крупные китайские OEM-производители, такие как Xiaomi, OPPO и vivo, которые сокращались или стагнировали с 2016 года, смогли увеличить объемы производства в Китае в 2021 году, поскольку Huawei сдерживали санкции США. HONOR также производит большинство своих телефонов в Китае. Однако, компания будет диверсифицировать свои производственные базы, стремясь выйти на рынки за пределами Китая, но, как и Huawei, она сохранит Китай в качестве основного производственного центра.[3]
Крупнейший рынок смартфонов в мире
5G не стимулирует спрос на новые смартфоны
Опыт Китая показывает, что пользователи ценят технологию 5G, но на нее не будет ажиотажного спроса. Китай является самой передовой страной в мире по массовому внедрению 5G, но при этом демонстрирует неоднозначные результаты в вопросе о влиянии 5G на телекоммуникационную отрасль.
Более 30% всех пользователей смартфонов в Китае (в абсолютных цифрах это 450 миллионов человек) использовали тарифный план мобильной связи 5G в конце 2021 года – спустя два года после запуска услуг 5G при активной поддержке со стороны государственных компаний мобильной связи. Технология 5G действительно помогла поставщикам услуг связи увеличить среднюю выручку в расчете на одного абонента (ARPU).
Тем не менее, китайские потребители не спешили менять свои мобильные телефоны на устройства с поддержкой технологии 5G. Хотя в 2021 году 75% всех смартфонов, проданных в Китае, составляли устройства с поддержкой 5G, однако общий объем их поставок практически не изменился по сравнению с 2020 годом (прирост всего лишь на 0,3%) и был намного ниже уровня «допандемического» 2019 года и рекордных показателей 2016 года (падение составило 11% по сравнению с 2019 годом и целых 30% по сравнение с 2016 годом).
Пример Китая, где проживает около 70% всех пользователей технологии 5G в мире, вызывает еще большее беспокойство поставщиков с учетом того факта, что продажи также разочаровывали и на других ведущих рынках 5G – в Южной Корее и на Тайване, где объем местных поставок смартфонов в целом не изменился с 2019 года, несмотря на отличное покрытие сетями 5G. Отсутствие так называемого «убийственного преимущества» (killer feature), обеспечиваемого 5G, а иногда и разочаровывающая скорость передачи данных через мобильную сеть по сравнению с теоретическими возможностями, могут объяснять недостаточный энтузиазм у потребителей в отношении устройств 5G.
Apple впервые за шесть лет вернула первое место по продажам смартфонов в Китае
26 января 2022 года стало известно о том, что в четвертом квартале 2021 года доля Apple на рынке смартфонов в Китае достигла рекордного уровня: производитель iPhone впервые за шесть лет вернул себе первое место в стране.
По данным аналитиков Counterpoint Research, гигант из Купертино занял 23% рынка, а продажи в декабрьском квартале выросли на 32% в годовом исчислении.
Китайский бренд Vivo занял второе место с долей рынка 19%, за ним следует Oppo с 17%. Honor, бренд смартфонов, который ранее принадлежал Huawei, но был выделен в отдельный бизнес, стал четвертым крупнейшим игроком с долей рынка 15%, за ним следует Xiaomi с 13%.
Несмотря на снижение общего объема продаж смартфонов в Китае на 9%, Apple продемонстрировала уверенный рост благодаря линейке iPhone 13, которая была представлена в сентябре 2021 года.
Huawei, главный конкурент Apple на рынке премиум-класса, столкнулся со снижением продаж из-за продолжающихся санкций США. Доля рынка Huawei в Китае составила всего 7%, а продажи снизились на 73% по сравнению с 2020 годом.
2016: Apple заключила с властями Китая сделку, чтобы у компании не было сложностей в стране
В декабре 2021 года стало известно о том, что генеральный директор Apple Тим Кук провел переговоры с государственными регулирующими органами Китая, которые проложили путь для инвестиций компании в размере не менее $275 млрд в течении 5 лет. О сделке договорились в 2016 году. Подробнее здесь.