Российская ИТ-отрасль в эпоху перемен: Первые итоги и тренды развития
В МИЦ «Известия» прошло очередное заседание пресс-клуба НП «РУССОФТ», проведенное в формате пресс-конференции. На заседании выступили представители ведущих российских вендоров, сервисных компаний. Они рассказали о своем видении российского ИТ-рынка в новейших, перманентно экстремальных условиях, поделились опытом успешного преодоления дефицита кадров, других актуальных проблем и задач. Основное внимание было уделено двум магистральным направлениям развития рынка: переходу на российские технологии и экспорту российских ИТ.
Открыл конференцию Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ». Во вступительном слове он констатировал, что за минувшие полгода ситуация изменилась. Панические настроения ушли, индустрия находится в положении выбора. Либо участники российского ИТ-рынка и дальше обслуживают продукты мировых лидеров, делая собственные системы только в тех нишах, которые оставлены свободными. Либо все-таки попытаться стать мировыми лидерами в происходящем сломе существующего мирового экономического уклада, и попытаться выйти вперед, предложив на мировых рынках конкурентоспособные продукты. Валентин Макаров подчеркнул, что для этого нужны воля, поддержка со стороны государства – информационная и финансовая, и амбиции, нацеленные на то, чтобы стать лидерами. И предложил участникам пресс-конференции вместе подумать над тем, насколько успешно идет импортозамещение, как переориентировать экспорт на другие регионы мира, как в сотрудничестве с индийскими и китайскими производителями стать мировыми лидерами, и при этом избежать перехода из обслуживающей индустрии американских и других западных компаний в индустрию, обслуживающую индийских или китайских вендоров.
Павел Калякин, генеральный директор, МойОфис, поделился практикой перехода на российское офисное ПО, рассказал про опыт внедрения у крупнейших заказчиков – ВТБ и VK.
Он перечислил проблемы, связанные с текущей ситуацией: уход крупных зарубежных вендоров, отсутствие возможности купить лицензии, поддержку, скачать обновления, рост рисков информационной безопасности — в библиотеках СПО стали появляться вредоносные строки, которые стали попадать в продукты. Особенно неприятной спикер назвал дискредитацию облачного подхода к развитию ИТ, также связанную с резким уходом западных облачных вендоров из России.
Павел Калякин рассказал про масштабный переход банка ВТБ на МойОфис. Это длительный проект, по итогам которого на российском решении работают тысячи сотрудников банка. Банк приобрел 100 тысяч лицензий «МойОфис Профессиональный» и уже внедрил их в 20 филиалах банка и 1300 операционных офисов по всей стране. Эта сделка стала крупнейшей в истории для всего отечественного ИТ-рынка. Банк ВТБ системно подошёл к выбору информационных систем - проработка инфраструктурного проекта заняла 1,5 года.
По словам заместителя президента – председателя правления банка ВТБ Вадима Кулика, ВТБ стал первым российским банком, осуществившим такую масштабную установку российского офисного программного обеспечения для своих сотрудников. Представитель банка отметил, что по результатам тестирования отечественных решений офисного ПО были выбраны продукты МойОфис как наиболее соответствующее всем технологическим требованиям банка.
Кроме большого проекта в ВТБ, МойОфис завершил интеграцию редакторов Мойофис в Почту и Облако Mail.ru — теперь у пользователей этих сервисов VK появилась возможность не только просматривать документы в облаке, но и редактировать, а также скачивать мобильную версию. Правки, внесенные в другом офисном ПО, также отображаются при открытии документа в облаке mail.ru. Пользователям сервиса стала доступна установка непосредственно из интерфейса Облака бесплатного офисного ПО «МойОфис Стандартный. Домашняя версия» для работы с документами на своем ПК в офлайн-режиме. Продукт совместим с популярными ОС и поддерживает все основные форматы документов.
МойОфис и VK планомерно расширяют сотрудничество – использование в сервисах Почты и Облака Mail.ru отечественного офисного программного обеспечения стало логичным развитием технологического партнерства. Продукты МойОфис справляются с высокими нагрузками – в то время как пользователи Облака Mail.ru просматривают и редактируют миллионы текстовых и табличных файлов в месяц. Мы готовы и дальше слаженно и эффективно работать с VK, быть надежным партнером компании вне зависимости от внешних условий — сказал Павел Калякин. |
Елена Бочерова, исполнительный директор, Киберпротект, констатировала, что в сегменте резервного копирования, на котором работает компания, международных конкурентов нет. Но в работе компании на рынке импортозамещения все равно имеются ограничения:
- заказчикам «нужно все и сразу»: в компании перешли на «супермобилизационный» режим, в два раза увеличили штат специалистов, планы на будущий год - вырасти еще в два раза;
- даже для самого хорошего, зрелого софта нужна экосистема: у компании уже больше тысячи партнеров, продающих продукт;
- необходимость постоянно работать, разговаривать с сотрудниками, доводить до них качественную информацию.
Чего нам не хватает, так это статистики, — посетовала Елена Бочерова. — Картина рынка пока мутная – нет статистики, аналитики, а хотелось бы опираться на твердые факты. Какая действительно динамика импортозамещения в госсегменте, корпоративном сегменте? Мы знаем, что были собраны карты по цифровой трансформации в государственных компаниях, эта аналитика где-то существует — возможно, не собранная, не обобщенная. Так надо сделать это, выкатить ее на рынок. Валидированной статистики очень не хватает. Страна живет в режиме ситуационного центра. И чем больше информацией мы будем делиться друг с другом, тем точнее будем выдавать рынку дорожную карту развития. |
Председатель правления компании SPIRIT Андрей Свириденко констатировал, что сотрудничество на американском рынке стало невозможно, требуется разворот на рынки дружественных стран, а это совсем другие рынки по уровню зрелости, скорости разворачивания бизнеса. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
В России компании на первом месте по числу платных внедрений VideoMost с 2014 по 2022 год (данные TAdviser). Продукт может встраиваться в любой ИТ-ландшафта, однако многие компании продолжают пользоваться Teams, несмотря на все события.
Андрей Свириденко также отметил, что требования к ВКС внутри и на международном рынке стали различаться, а основой внедрения при замене Microsoft Teams является продуктовая интеграция. У компании Spirit более тысячи партнеров по дистрибуции, подчеркнул он.
Что касается перспектив экспорта, Андрей Свириденко отметил, что в Японии, Швейцарии компания продолжает работать. Уже более 5 лет идет работа с Вьетнамом, Индией, Ближним Востоком, но дает о себе знать разница в экосистемах, причем основным критерием выбора там является соотношение «цена-качество».
В марте спрос на VideoMost вырос в 10 раз, — рассказал Андрей Свириденко. — Стали приходить крупные клиенты, спрашивать цену, тестировать продукт. Большие компании объявили конкурсы на ВКС, но за два дня отменили их, потому что Microsoft продлил лицензии. Психология не поменялась. Спрашивается: что еще должно произойти, кроме СВО, чтобы изменилась психология? |
Андрей Шастин, директор по стратегическим инициативам и партнерствам Auriga — компании, более 30 лет занимающейся заказной разработкой, поделился наблюдениями за рынком в минувшие полгода.
Поспешный уход западных софтверных компаний с российского рынка заставляет разрабатывать собственное ПО, отметил он, и помощниками в этом могут стать сервисные компании — такие как Auriga. Спикер отметил, что с прикладным ПО дела в плане обеспечения импортонезависимости обстоят хорошо, с системным обеспечением, несмотря на Astra Linux, Базальт и других игроков, непонятно, как замещать целый ряд программных компонентов, а в средствах разработки интерфейсов, бэкенда полная неопределенность с замещением.
Кроме того, Андрей Шастин обратил внимание на небольшое количество ИТ-компании, где в штате больше 500 человек, что несет в себе риски масштабирования продукта, и отсутствие устойчивых экосистем. На Западе, отметил он, экосистемы образуются вокруг крупных игроков рынка – AMD, Intel, что позволяет игрокам, индустрии постепенно развиваться. Рецепты для рынка видятся следующие:
- краткосрочном перспективе надо искать компании, обладающие экспертизой владельцев продуктов – сервисные компании;
- в среднесрочной поставщикам надо формировать консорциумы, здесь нужна помощь государства.
У нас много хороших программистов у подрядчиков и мало квалифицированных владельцев продуктов, — сказал Андрей Шастин. — Product owner - это визионер, знающий модели, стандарты разработки продукта, почему им надо следовать. Надо уметь собрать требования, сделать прототип, показать заказчикам, инвесторам, разработать, внедрить и поддерживать. Сейчас для промышленных компаний нет другого пути — им нужно вырастить специалистов, понимающих методологии разработки продуктов. |
Лев Матвеев, председатель правления директоров, «Сёрчинформ», констатировал, что догоняющий всегда проигрывает, поэтому нельзя просто догонять западные системы — надо делать качественно лучшие продукты, и это лучше, чем импортозамещение.
На рынках дружественных стран интерес к российской ИТ-продукции есть, но не к импортозамещающим, а к лучшим. Продвижение на эти рынки должно происходить при помощи государства. Требуется формировать бренд наподобие сложившихся у потребителей убеждений, что автомобиль хорош немецкий или японский, а софт – русский.
Что касается «цифрового атташе», то задумка замечательная, но есть сомнения, что они будут хорошо продавать, если мотивировать их работу 1-2% от проданных контрактов. Атташе должны быть для вендоров, а не для министерства, чтобы зарабатывая для себя, они приносили деньги и для России.
На Ближнем Востоке нет школы ИБ-специалистов, — констатировал Лев Матвеев. — Нужна помощь от государства по внедрению ИБ, а именно — нужны центры ИБ-аутсорсинга, массовое обучение основам ИБ – и уже будет платформа, которую легче продавать, чем отдельный продукт |
Сергей Резонтов, генеральный директор IBS IfiniSoft, напомнил, что объем российского ИТ-экспорта составляет порядка $10 млрд. в год, из которого 50% приходится на продукты, а 50% - на сервисы, рост — 10-15% ежегодно. Объем этого рынка сопоставим с экспортом зерна или древесины, констатировал он, причем меры поддержки экспорта древесины и зерна более значительные. Он отметил также, что крайне важно показывать клиентам, что даже в сложные времена компания удерживает специалистов, помогает клиентам.
Цели экспорта — привлечение на внутренний рынок технологий, а также продвижение интересов государства на внешних рынках. Спасибо торгпредствам за встречи с местными компаниями, представителями промышленности. Но хотелось бы, чтобы государство давало больше знаний о рынках стран АСЕАН, организовало эффективное межведомственное взаимодействие. Под развитие экспорта необходимы государственные инвестиции. Это рискованные инвестиции, но они окупятся, — сказал Сергей Резонтов. |
Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов, российского разработчика в сфере корпоративной видеосвязи, констатировал, что «импортозамещение по любви» возможно только по тем продуктам, которые экспортируются. И это, по его оценке, намного лучше, чем импортозамещение «из-под палки». Люди должны захотеть купить ИТ-продукт, а не покупать его, потому что так обязывает российское законодательство.
В регионах Латинской Америки, Индии, Вьетнама, Малайзии у нас активный рост бизнеса — на 50% и «лавинообразный» рост запросов на продукт. Последнее связано с тем, что сервис размещается внутри инфраструктуры заказчика, а не где-то снаружи, что могут отключить одной кнопочкой, — сказал Дмитрий Одинцов. |
Андрей Гулидин, заместитель генерального директора, директор департамента по развитию бизнеса группы «Иннотех», отметил, что уйти от повестки импортозамещения не получится, поэтому компания видит свою миссию в том, чтобы помогать отечественному бизнесу в цифровизации. Одновременно группа Иннотех пытается наладить отношения с западными партнерами, в странах СНГ, на Ближнем востоке, Юго-восточной Азии и Африки.
Страны Юго-восточной Азии отстают в развитии широкополосной связи, интернета, — констатировал Андрей Гудилин. — Мы можем экспортировать им те же услуги, которые уже работают у нас, но потребуется помощь государства — дополнительное финансирование, софинансирование продвижения наших продуктов на международном рынке. Наиболее интересное направление сейчас – Узбекистан. Там наблюдается устойчивый рост ВВП, и активно развивается, качество и охват проникновения интернета в стране. Уровень доверия к финтеху в этой стране как нигде в этом регионе высок. |
Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ», подвел итоги дискуссии, констатировав, что, хотя в России много крутых программистов, ситуация в импортозамещении сложная. И если государство не будет действовать синхронно с ИТ-индустрией, импортозамещение не пойдет, — обязательно нужно использовать потенциал сервисных компаний, входивших в сто крупнейших компаний. На экспортном направлении нужно двигаться вперед с новыми продуктами в рамках Нового технологического уклада, причем выходить без господдержки не получится, отметил он. Требуется специальная Дорожная карта по поддержке экспорта, которая утвердит экспорт ИТ в качестве одного из главных приоритетов государственной политики.
Важно отметить, что ранее больше половины российского рынка ПО занимали зарубежные компании. Уход иностранных вендоров из России привел к открытию новых перспектив для российских разработчиков. И чем больше успешных кейсов таких как переход ВТБ на МойОфис, будет реализоваться, тем больше шансов российской IT-индустрии стать мировым локомотивом.