Повышение производительности труда и поддержки занятости
Национальная программа
Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил в октябре 2017 года паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».
Содержание |
Основная цель программы (сроки и бюджет)
- Задача – реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости в субъектах Российской Федерации, которые позволят повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее чем на 30%[1].
- Срок реализации программы – с сентября 2017 года по декабрь 2025 года.
- Бюджет программы - 90,346 млрд. руб.
- В 2018 году такие программы будут реализованы в 15 субъектах Федерации на 150 предприятиях, к 2025 году – в 85 субъектах Федерации на 850 предприятиях.
В рамках приоритетной программы предстоит разработать и реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости, которые должны включать поддержку программ повышения производительности труда на предприятиях, развитие институтов содействия занятости населения и реализацию активных программ по обучению и трудоустройству работников предприятий-участников.
Программа включает в себя организационную и финансовую поддержку реализации мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях-участниках региональных программ, направленных, в числе прочего, на содействие в технологическом развитии, трансфере технологий, тиражировании лучших практик по организации производственных процессов и труда, в том числе на базе "модельных фабрик" и компаний-лауреатов соревнований по производительности, реализации конкурсных практик по повышению производительности труда и другие.
Также предстоит сформировать и реализовать пакеты мер по снижению административных барьеров и стимулированию роста производительности труда, сформировать и апробировать портфель типовых решений и мер для самостоятельного и экономичного повышения производительности труда и провести обучение управленческих команд регионов и менеджмента пилотных предприятий.Иван Ворона, X5 Group: Надежная система риск-менеджмента — стабильность бизнеса в любых условиях
Кроме того, предстоит создать федеральный и региональные центры компетенций в области производительности труда, которые будут помогать разрабатывать эффективные стратегии поддержки производительности труда, внедрять организационные инновации в производственные и управленческие процессы.
Центр компетенций в сфере производительности труда планируется создать на базе Внешэкономбанка, об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам: "Предлагается создать центр компетенций в сфере производительности труда на базе Внешэкономбанка, который будет единым окном доступа компаний к имеющимся мерам государственной поддержки".
Что планируется сделать и ожидаемые результаты программы
1. К 2025 году во всех субъектах Российской Федерации успешно реализуются региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости (далее - региональные программы). В рамках региональных программ разработан и реализован комплекс мер по повышению производительности труда на не менее чем 850 предприятиях (на первом этапе - на предприятиях обрабатывающей промышленности), включающий, в том числе:
- проведение комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий на предмет определения резервов роста производительности труда и формирования набора мероприятий, направленных на обеспечение такого роста;
- повышение эффективности производственных систем;
- увеличение производственной и инновационной активности;
- развитие механизмов трансфера технологий;
- развитие цифровизации;
- участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных).
Одновременно с реализацией комплекса мер по повышению производительности труда - в связи с тем, что рост производительности труда часто требует совершенствования системы управления персоналом - в регионах-участниках приоритетной программы проведен аудит текущей системы занятости, в том числе с акцентом на специфические особенности отраслей регионов. По результатам аудита разработан и реализован ряд мер по повышению эффективности системы занятости, направленных на комплексное решение проблем занятости в регионе, включая вопросы снижения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создания новых рабочих мест, активизации взаимодействия работодателей, служб занятости, образовательных учреждений и других участников рынка труда.
В рамках реализации приоритетной программы к концу 2020 года более 4 000 руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, служб занятости и предприятий прошли обучение по повышению управленческих квалификаций в рамках реализации региональных программ.
2. К 2020 году сформирована национальная политика по повышению конкурентоспособности предприятий за счет внедрения лучших практик и методик по повышению производительности труда, формирования мер стимулирования производительности и инноваций, повышения качества управления.
К 2025 году сформирован, апробирован и тиражируется портфель типовых решений, содержащий доступные и реализуемые для широкого круга предприятий меры для самостоятельного и экономичного повышения производительности труда. Портфель вышеназванных решений формируется и совершенствуется в ходе реализации мероприятий региональных программ по повышению производительности труда совместно с региональными центрами компетенций, которые эффективно функционируют в регионах.
3. В 2018 году, с потенциалом дальнейшего развития, создана ИТ-платформа управленческой и технологической компетенции (далее - ИТ-платформа), обеспечивающая возможность взаимодействия территориально распределенных участников в части доступа к:
- единой, регулярно обновляемой базе знаний;
- информационным материалам по тематике повышения производительности труда;
- базе данных для сопоставления показателей производительности труда (бенчмаркинга), где предприятия могут получить рейтинг по производительности;
- электронной торговой площадке "Маркетплейс", где предприятия могут подобрать подходящую компанию-провайдера экспертной и консультационной поддержки или образовательных услуг;
- "единому окну" мер поддержки, где предприятия получают информацию о доступных им мерах государственной поддержки и помощь в ее получении, включая калькулятор мер поддержки, и единый колл-центр для содействия в подготовке заявки.
ИТ-платформа начнет свое полноценное функционирование к концу 2020 года.
4. Реализован комплекс мероприятий по снижению административных барьеров и стимулированию производительности труда, а также повышению гибкости рынка труда.
- Первый пакет мер ориентирован на пересмотр законодательства в целях стимулирования модернизации производства и повышения производительности труда, включая стимулирующие меры налогового и неналогового характера.
- Второй пакет мер направлен на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, в том числе в сфере промышленной безопасности.
- Третий пакет мер направлен на совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, повышения минимальной оплаты труда, оптимизации требований ведения кадрового делопроизводства.
5. Проведена инвентаризация и сформирован перечень мер государственной поддержки, направленных на повышение производительности труда и реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных). Условие о необходимости повышения производительности труда включено в качестве одного из критериев для получения мер государственной поддержки. Разработаны механизмы содействия доступу к мерам государственной поддержки для предприятий, реализующих программы повышения производительности труда, включая упрощенную заявку на получение мер государственной поддержки и др.
Реализация приоритетной программы позволит повысить конкурентоспособность предприятий за счёт внедрения лучших практик и методик по повышению производительности труда.
Хроника
2021
Правительство выделяет 3 млрд рублей на цифровую экосистему повышения производительности труда на предприятиях
8 сентября 2021 года стало известно о том, что Правительство РФ выделяет более 3 млрд рублей на цифровую экосистему повышения производительности труда на предприятиях. Эти средства из федерального бюджета будут направлены до конца 2024 года. При этом общие инвестиции в проект будут выше.
Здесь достаточно большое количество соинтересантов со стороны и финансовых организаций и целого созвездия ИТ-компаний в России, — говорит замдиректора департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития РФ Иван Костин (цитата по ТАСС Информационное агентство России). — И не зря называясь экосистемой мы в этом [2021] году начнем предоставлять решения и сервисы, которые будут направлены также на прокачку производительности труда в той части, в которой алгоритмизация и применение отдельных софтверных решений помогает и там, где эти решения помогают навести порядок. |
По словам Костина, в 2021 году участниками проекта по развитию цифровой экосистемы смогут стать около 100 предприятий. На их базе пройдет фаза диагностики экосистемы, оценка комплексности существующих решений. К 8 сентября 2021 года проходят корпоративные процедуры по созданию оператора, учредителями которого выступили Федеральный центр компетенций и госкорпорация «Ростех».
Представитель Минэкономразвития РФ отметил, что новая цифровая экосистема позволит приступить к изменениям без рискованных экспериментов на реальном производстве. Кроме того, предприятия получат доступ к широкому кругу отечественных цифровых решений, доработанных для типовых бизнес-ситуаций, связанных с повышением выручки, снижением издержек и управлением загрузкой производственного оборудования и персонала. Всего к 2024 году услугами экосистемы смогут воспользоваться не менее 5 тыс. предприятий.[2]
Создание цифровой экосистемы повышения производительности труда на предприятиях
19 июля 2021 года стало известно о предстоящем запуске в России цифровой экосистемы повышения производительности труда на предприятиях. Она должна заработать осенью 2021 года, сначала к ней подключатся 100 компаний, которые после диагностики производств и оценки цифровой зрелости получат адресные рекомендации по повышению производительности.
Совещание по этому проекту было проведено первым вице-премьером Андреем Белоусовым в июле 2021 года, пишет «Коммерсантъ». Предполагается, что участники экосистемы смогут создавать «цифрового двойника» предприятия, чтобы выявить уязвимые места и оценить перспективы изменений без рискованных экспериментов на реальном производстве.
Если предприятие не подходит под критерии, то оно сможет войти в экосистему и использовать ее цифровые сервисы за свой счет, рассказал Белоусов. Де-факто платные сервисы позволят системе выйти на самоокупаемость (поручение сформировать план до 2024 года уже дано). До 2024 года на создание и эксплуатацию экосистемы предусмотрено 3,2 млрд рублей. Также правительство утвердит субсидии ее оператору — АНО «Цифровые технологии производительности».
По словам первого замглавы Минэкономики Андрея Иванова, задача цифровой экосистемы — работа с данными каждого отдельного предприятия для трансформации модели управления, повышения рентабельности и гибкости бизнеса в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
Экосистема должна выявлять слабые места в производстве и корректировать производственный процесс. Мы рассчитываем, что это решит проблему низкой производительности российской экономики, — сообщил вице-президент РСПП Сергей Мытенков. |
Он подчеркнул, что внедрять прорывные технологии для реального роста в одиночку невозможно из-за потребности в огромных инвестициях.[3]