Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/09/19 13:38:57

Павел Борченко, SL Soft: Спросите работающих сверхурочно: они укажут, какие рутинные задачи нужно автоматизировать

Как RPA и ИИ избавляют российские компании от рутинных операций, почему для этого не подходит ChatGPT, что важно для успешного внедрения роботов и чего ожидать от технологий в ближайшем будущем, редакции TAdviser рассказал Павел Борченко, управляющий директор ROBIN компании SL Soft (ГК Softline).

Павел
Борченко
Во многих наших проектах бизнес-пользователи сами создают себе роботов.

Как вы оцениваете зрелость рынка роботизации в России?

Павел Борченко: Рынок роботизации в России уже сформировался и сейчас развивается в сторону гиперавтоматизации: вместе с RPA-решениями вендоры предлагают дополнительные возможности, такие как OCR (оптическое распознавание символов), AI, BPMS, Task Mining и другие. Роботы вырастают в полноценные системы быстрого выполнения задач по автоматизации без программирования, и эта сфера стремительно эволюционирует.

В чем заключается преимущество ROBIN как No-Code решения?

Павел Борченко: Рынок ИТ перегрет, людей не хватает, и они стоят дорого. Чтобы внедрить робота на Low-code платформе, заказчик должен нанять дорогих ИТ-специалистов или привлечь системного интегратора. В No-Code подходе роботов могут разрабатывать сотрудники бизнес-подразделений. Во многих наших проектах именно они обучаются инструменту. Это важный момент и с точки зрения себестоимости и окупаемости проекта, и с точки зрения принятия технологии пользователями.

Единственные заказчики, которым No-Code режим не по душе, это те, у кого в штате уже есть UiPath-разработчики — ведь им не хочется вместо программирования собирать роботов из кубиков, менять свою квалификацию и позицию на рынке труда.

Для тех, кто в роботизацию только погружается или кто хочет сделать ее более доступной, No-Code решение — наиболее выгодный и удобный вариант.

Какие компании, отрасли наиболее активно внедряют роботов?

Павел Борченко: С помощью RPA автоматизируют рутинные операции, а они есть в каждом департаменте любой компании. Поэтому роботов сейчас внедряют во всех отраслях экономики. Среди наших клиентов есть и банки, и ритейл-игроки, и производственные компании, и государственные организации.

Первыми за автоматизацию и использование современных решений взялись коммерческие компании, которые быстро поняли, зачем это делать, и увидели эффекты от внедрения. До государственных организаций эта волна докатилась чуть позже, но и они сейчас активно роботизируют процессы.

Можете привести пример интересного кейса по внедрению роботов?

Павел Борченко: У нас есть отличный кейс с администрацией Санкт-Петербурга, где сотрудники практически всех городских комитетов создают роботов. Это касается и финансовых служб, и ведомств, связанных со строительством и ремонтом, и районных администраций. Роботы используются в школах, в больницах, в Городском центре управления парковками, в комитетах по здравоохранению и социальной политике, в Жилищном комитете — по сути, они помогают следить за расселением ветхого и аварийного жилья, быстрее оказывать медицинскую помощь, обеспечивать поддержку детей-сирот.

Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр (СПб ИАЦ) за 2023 год разработал 32 робота для 12 исполнительных органов государственной власти. По внутренней оценке, это позволило сэкономить более 50 000 рабочих часов сотрудников за год. Вся разработка велась силами бизнес-аналитиков СПб ИАЦ.

В частности, результатами внедрения ROBIN поделился Комитет финансов Санкт-Петербурга, который использует роботов для контроля в сфере закупок.

«
Скорость обработки роботом пакетов документов, содержащих сведения планов-графиков, составляет 60-65 единиц в час. Автоматизированная работа, в среднем, с 258 пакетами в день позволяет сэкономить как минимум 13 человеко-часов в день. Второй робот способен обрабатывать 2000-3000 платежных файлов в день. Таким образом, расчетное время экономии составляет еще 100-150 человеко-часов в день. Результат работы роботов сейчас конвертируется в освобождение от рутинной нагрузки суммарно до пятнадцати сотрудников. Роботизация особенно актуальна в период наступающих пиковых нагрузок, которые обычно случаются в ноябре-декабре. Количество высвобожденных специалистов может увеличиться в несколько раз. Теперь они смогут тратить свое рабочее время на формирование и контроль более сложных проектов — заместитель председателя Комитета по финансам Санкт-Петербурга Сергей Поляков.
»

Какие задачи чаще всего решают роботы, созданные на платформе ROBIN?

Павел Борченко: Как правило, роботизацию начинают применять в департаментах закупок, в бухгалтерии и в HR-отделах.

В закупках, например, стандартный кейс — это расчет начальной максимальной цены. Анализ рыночных цен — это рутинная, но довольно трудоемкая операция, которой регулярно занимаются менеджеры перед объявлением конкурса. Робот легко с ней справляется: анализирует цены на открытых площадках, рассылает запросы коммерческих предложений, сводит результаты в единый файл.

В бухгалтерии много задач по обработке первички: перенос в учетную систему актов сверок, счетов, УПД. У HR-специалистов — персональные данные при найме сотрудников: паспорт, СНИЛС, ИНН. Роботы с помощью OCR-движка распознают документ, извлекают нужные данные, заносят их в систему.

Стоит сотрудникам распробовать роботизацию, они сами начинают генерировать идеи, что еще автоматизировать — и список получается разный, в зависимости от специфики бизнеса и инициативы конкретных людей.

Какие еще возможности предоставляет ROBIN?

Павел Борченко: Платформа ROBIN создана для интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов с использованием не только RPA, но и искусственного интеллекта, а также OCR. Модуль ROBIN OCR предназначен для распознавания текста на изображениях и помогает извлекать данные из скана паспорта или номер автомобиля с фотографии неправильно припаркованного транспортного средства.

Модуль ROBIN AI позволяет работать с неструктурированным текстом. Это может быть, например, письменное обращение в организацию, которое нужно быстро перенаправить в соответствующий отдел, распознав содержание заявки.

Новинка этого года — ROBIN.Ассистент. Это персональный виртуальный помощник, работающий в формате чата. Он может делать расшифровку и суммаризацию видеовстречи, склеить или разрезать PDF-файл, написать шаблон ответа на типовую заявку. Кроме стандартных навыков, ассистента можно обучить профильным задачам.

Так, цифровой ассистент в отделе закупок умеет работать с электронными площадками, рассчитывать максимальную цену, запрашивать коммерческие предложения и разбирать их. В финансовом подразделении цифровой ассистент вводит данные в учетные системы из первичной документации, готовит счета-фактуры, отчеты и документы по требованиям ФНС, в отделе HR оформляет новых сотрудников, проводит онбординг и многое другое. В ближайшее время мы планируем добавить еще четыре набора навыков для разных департаментов.

Чем ваш ROBIN.Ассистент отличается от ChatGPT и подобных ему ИИ-сервисов?

Павел Борченко: Во-первых, ChatGPT — облачное решение. Большинство наших энтерпрайз-заказчиков не могут дать к нему доступ своим сотрудникам, опасаясь утечки конфиденциальных данных.

Во-вторых, ChatGPT ничего не знает про внутрикорпоративные особенности конкретной организации. Он обучен на материалах, которые есть онлайн, не знаком, например, с регламентом закупок конкретной компании, не отличает правду от вымысла и часто сочиняет ответы. С помощью нашего инструмента можно обучить ассистента отвечать на вопросы по документам, базам знаний, регламентам конкретной организации. Этим ответам сотрудник может на 100% доверять.

Что наиболее важно для успешного внедрения роботов в российской организации?

Павел Борченко: Важно, чтобы основные процессы были выстроены до начала роботизации. То есть компания понимает, как должен выглядеть процесс, и ей остается автоматизировать только рутинные шаги. Это могут быть задачи как вне контура компании (например, взаимодействие с сайтами закупок или Госуслугами), так и на внутренних ресурсах (распознать данные с документа, провести сверку актов).

Другое важное условие успешного внедрения — это готовность людей. Сотрудники организаций с оптимизированными процессами сами понимают, от каких рутинных операций хотят избавиться. Со своей стороны, мы можем поделиться накопленным опытом по автоматизации для основных подразделений компаний.

Зачастую мы рекомендуем руководителю департамента просто посмотреть, кто из его сотрудников работает сверхурочно и рассказать им о новом инструменте. Обычно эти люди сразу готовы указать, какие рутинные операции можно быстро автоматизировать — просто задайте им этот вопрос.

Доступен ли ROBIN небольшим компаниям?

Павел Борченко: Конечно. У наших заказчиков есть возможность использовать ROBIN в облаке — зачастую это более удобное решение для компаний малого и среднего бизнеса.

Как представитель компании, стоящей на передовой RPA и ИИ-технологий, каким вы видите будущее роботизации в России? Чего нам ждать в ближайшие годы?

Павел Борченко: Я бы хотел, чтобы ROBIN.Ассистент был в каждой организации и стал персональным помощником каждого сотрудника не только в рутинных операциях, но и в более сложных задачах, например, в сфере анализа данных, управления рисками или клиентском сервисе. Мы свидетели перехода от роботизации задач к автоматизации процессов. RPA и ИИ-технологии будут все больше проникать в бизнес-процессы и выполнять все более сложные действия, решая задачи, ранее посильные только человеку.