Содержание |
2023: Рост объема российского рынка офисного ПО на 12% до 64 млрд рублей
По итогам 2023 года объем российского рынка офисного программного обеспечения вырос на 12% и достиг 64 млрд рублей, в то время как в 2022 году этот показатель составлял 56,9 млрд рублей. Такими данными с TAdviser 12 апреля 2024 года поделились представители J’son & Partners Consulting.
Согласно результатам исследования компании, основная доля рынка пришлась на корпоративный сегмент (B2B) — 35,3 млрд рублей (55% от общего объема рынка). На втором месте государственный сегмент (B2G) — 26,4 млрд рублей (41% от общего объема рынка), а на третьем — частные лица (B2C) с 2,3 млрд рублей (4% от общего объема рынка). Для сравнения, в 2022 году корпоративный сегмент составлял 30,4 млрд рублей (53%), государственный сегмент — 23,9 млрд рублей (42%), а частные лица — 2,6 млрд рублей (5%). Доля российского ПО в общем объеме рынка в 2023 году достигла 21% и составила 13,5 млрд рублей по сравнению с 15% долей российского ПО в 2022 году и 12% в 2021-м.
Аналитики J’son & Partners Consulting подтвердили прогноз роста доли рынка российского офисного ПО в общем объеме коммерческого рынка до 80% к 2030 году. Результаты текущего исследования показывают, что при сохранении текущих тенденций к концу 2030 года рынок превысит 100 млрд рублей и будет иметь следующую структуру: российские платформы офисного ПО займут большую долю рынка — до 80%, доля open source решений составит 10%, а зарубежных решений — 10%.
В то же время, аналитики также скорректировали прогноз рынка на период 2023–2030 годы в сторону плавной динамики из-за более длительного, чем ожидалось, технологического процесса импортозамещения и сохранения возможности приобретать зарубежное ПО.
Несмотря на это, в 2023–2025 годах прогнозируются высокие темпы роста (12%) на фоне продолжающейся цифровизации экономики и импортозамещения. После 2025 года прогнозируется некоторое замедление темпов роста в связи с приближением рынка к стадии насыщения: к тому моменту большая часть рынка уже будет использовать отечественные программные продукты. Согласно прогнозам, среднегодовой темп роста (CAGR) в период с 2021 по 2030 год составит 11%.Метавселенная ВДНХ
По оценкам J’son & Partners Consulting, основными драйверами динамики являются:
- уход с российского рынка зарубежных игроков — в частности, в 2024–2025 годах закончатся сроки действия трехлетних лицензий на продукты иностранных вендоров;
- повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций;
- необходимость обеспечения информационной безопасности и цифрового суверенитета как государственными, так и коммерческими предприятиями;
- активные действия государства по поддержке отечественных производителей и импортозамещения;
- последовательная политика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций;
- усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных;
- рост лояльности потребителей к российскому ПО, так как в 2023 году многие из заказчиков уже прошли этап поиска новых решений, провели ИТ-аудиты и пилоты, определились с выбором систем и запустили проекты миграции;
- усилия вендоров по развитию продуктов.
При этом, барьером в развитии рынка может стать замедление темпов роста экономики, что влияет на покупательскую способность.
Под офисным программным обеспечением понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь, предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. Как правило, в состав пакета входят редакторы текстовых документов, таблиц и презентаций, а также другие компоненты — в зависимости от производителя и модификаций продукта. В состав рынка не включены: антивирусное ПО, мессенджеры, специализированные офисные решения, такие как электронная почта, календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т.п., пояснили исследователи.
2021: Рост российского рынка офисного ПО на 9,54% до 42,5 млрд рублей
Компания J’son & Partners Consulting 16 августа 2022 года поделилась с TAdviser результатами регулярного исследования российского рынка офисного ПО за 2021 год.
По итогам 2021 года объем рынка составил 42,5 млрд рублей, увеличившись за год на 3,7 млрд рублей (или на 9,54%). Большая доля рынка пришлась на коммерческий сектор: 28,8 млрд рублей. На втором месте государственный сектор – 10,9 млрд рублей, на третьем – физические лица: 2,8 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году коммерческие компании потратили на офисный софт 26,2 млрд рублей, госкомпании – 9,9 млрд рублей, физические лица – 2,7 млрд рублей.
При этом аналитики J’son & Partners Consulting пересмотрели прогноз роста доли рынка российского офисного ПО до 82% к 2027 году. По оценкам экспертов, сложившаяся в 2022 году ситуация является уникальной для зрелого рынка, каким является рынок офисного ПО в России.
На конец 2021 года насыщение было достаточно высоким и дальнейший рост предполагался плавным. Однако наблюдаемые макроэкономические факторы, динамика спроса в 2022 году, требования госрегулирования, развитие игроков рынка ведут к кардинальному изменению структуры рынка в течение ближайших 3-5 лет, в том числе к резкому увеличению доли российского офисного ПО, - отмечается в отчете J’son & Partners Consulting. |
Так, ранее ожидались более плавная динамика увеличения доли российского офисного ПО (с 7% в 2020 году до 40% в 2026 году) и open source ПО (с 15,5% до 30%), а также уменьшение доли зарубежного ПО (с 77,5% до 30%) и более равномерное распределение рынка между разными типами игроков.
С учетом результатов регулярного исследования за 2021 год и при условии сохранения наблюдаемых тенденций в J’son & Partners Consulting ожидают, что к концу 2027 года большую долю рынка будут занимать российские платформы офисного ПО (прогноз до 82%), на долю open source решений останется 10%, а на долю зарубежных – 8%.
Аналитики компании также прогнозируют частичное перераспределение доли рынка в пользу двух российских производителей ПО: «Р7» и «МойОфис». При этом потенциальная емкость рынка может достигать 327,3 млрд рублей. Она включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также тех, кто пользуется cвободным ПО (open source), условно бесплатными сервисами (в том числе freemium), необновляемым, устаревшим или нелицензионным ПО.
В 2022-2023 годах прогнозируется достаточно резкое увеличение темпов роста российского рынка ПО, несмотря на ожидаемое сокращение общих темпов роста экономики РФ. До 2025 года рост будет умеренным, далее замедлится в связи с ожидаемой реакцией госсектора и коммерческого сектора на требования государства по импортозамещению и с учетом скорости принятия решений, проведения закупок и внедрения. Среднегодовой темп роста (CAGR) в 2022-2027 годах составит 10-12%.
Основными драйверами динамики аналитики указали:
- уход с российского рынка зарубежных игроков,
- необходимость обеспечения информационной безопасности и цифрового суверенитета как государственными, так и коммерческими предприятиями,
- активные действия государства по поддержке отечественных производителей и импортозамещению,
- последовательная политика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций,
- усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных,
- рост лояльности потребителей к российскому ПО,
- усилия вендоров по улучшению функционала,
- а также повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО.
Барьером в развитии рынка может также стать замедление темпов роста экономики, что повлияет на покупательскую способность организаций, учреждений и населения, заключили в J’son & Partners Consulting.
2020: Российский рынок офисного ПО оценен в ₽38,8 млрд
Объем российского рынка офисного программного обеспечения по итогам 2020 года достиг 38,8 млрд рублей, подсчитали в исследовательской компании J`son & Partners Consulting.
Как пояснили аналитики, под офисным ПО они понимают продукты, которые в первую очередь предназначены для обработки электронных документов с возможностью совместной работы. Не рассматривались антивирусы, мессенджеры, узкоспециализированные офисные решения, такие как календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т.п.
Наибольшие расходы на такой софт по итогам 2020 года зарегистрированы в коммерческом секторе — 26,2 млрд рублей. Госучреждения и госкомпании в 2020 году закупили офисное ПО на 9,9 млрд рублей, физические лица — на 2,7 млрд рублей.
Потребители тратят на лицензии в среднем 3 тыс. рублей. Данный сегмент имеет высокий потенциал для развития. Согласно исследованию Eset, к 2021 году всего 2% физических лиц – пользователей ПО платят за лицензии. 91% людей не обновляют ПО, используют устаревшие неподдерживаемые версии, а также нелицензионные версии ПО. 7% пользуются либо свободным ПО, либо облачными сервисами, которые доступны у ряда производителей для личного пользования бесплатно. Потенциальную емкость сегмента физических лиц специалисты оценивают в 133,2 млрд рублей.
По оценкам J’son & Partners Consulting, 77,5% рынка офисного ПО в 2020 году занимали продукты зарубежного ПО (Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office и т.д.), 15,5% приходится на свободное ПО (LibreOffice и OpenOffice), 7% на российское ПО («МойОфис» от Новые Облачные Технологии, решения «Р7-Офис» от Р7).
Основными драйверами российского рынка офисного софта аналитики называют:
- импортозамещение;
- поддержка открытого ПО со стороны государства;
- усиление требований государственных и коммерческих организаций к контролю над хранением данных;
- повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО;
- рост стоимости софта из-за санкций.
Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Ренат Лашин в разговоре с «Коммерсантом» согласился, что последовательная реализация политики импортозамещения по-прежнему является основным драйвером перехода министерств, ведомств, госкомпаний и регионов на отечественные решения, включая офисное ПО.
По данным АРПП, с 2015 года по 2020-й объем отечественного ПО при госзакупках увеличился с 20% до 70%. Такая динамика, по мнению аналитиков J`son & Partners Consulting, приведет к изменениям структуры рынка: к 2026 году доля зарубежных решений на нем снизится до 30% с 77,5% в 2020-м.
Как отмечают аналитики, принимая во внимание динамику спроса, госрегулирования и динамику развития игроков рынка, отечественные производители офисного ПО имеют возможность занять до 40% рынка, причем с учетом того, что на 2020 год этот сегмент был распределен между двумя ключевыми игроками – решениями «Р7-Офис» и «МойОфис», к 2026 году у них есть высокие шансы разделить сегмент в равных долях.
По оценкам J’son & Partners Consulting, коммерческие лицензии офисного ПО регулярно приобретают и обновляют 11,5% государственных организаций, 88,5% пользуются альтернативными вариантами. Таким образом, потенциальная емкость этого сегмента рынка может составлять до 82,1 млрд. рублей.
В коммерческом сегменте большую часть занимают крупные компании, их доля составляет 84,6%. В среднем крупные компании приобретают 600 лицензий на компанию, средние компании – 80 лицензий, мелкие компании – 10 лицензий.[1]
См. также
- Корпоративное программное обеспечение (рынок России)
- Российское программное обеспечение (Отечественное ПО)
- Разработчики ПО в России