Нормативное регулирование Цифровой экономики
Статья о разработке нормативных и правовых актов в рамках реализации программы «Цифровая экономика».
История нормативного регулирования цифровой экономики
2021: ФАС определила принципы взаимодействия участников цифровых рынков
В августе 2021 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила проект базовых принципов взаимодействия участников цифровых рынков. Принципы следующие:
- разумная открытость цифровых платформ;
- нейтральность отношения к различным сторонам рынка (включая конкурентов);
- обеспечение самостоятельности пользователей платформ при взаимодействии с ней;
- недопущение расширительных и двусмысленных формулировок в правилах работы цифровых платформ;
- обеспечение прав пользователей платформы, в том числе путём рассмотрения их обращений и предоставление им полных ответов.
По словам заместителя руководителя ФАС Петра Иванова, разработанные положения являются результатом обработки всех предложений общественных организаций и юридических лиц, поступивших в службу с начала работы над проектом. Они помогут избежать основных рисков и недобросовестных практик, зафиксированных в отрасли, добавил он.
В ФАС подчеркнули, что базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков разработаны для того, чтобы способствовать прозрачности, открытости цифровых рынков и обеспечению защиты прав и интересов всех их участников, включая потребителей, поставщиков и владельцев цифровых платформ. На каждый риск установлен принцип поведения, к следованию которого платформа должна стремиться, чтобы его нивелировать.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
В антимонопольном ведомстве также указали на необходимость определить правила разумности и добросовестности деятельности цифровых платформ, которые, с одной стороны, будут способствовать формированию открытых, прозрачных, недискриминационных условий для ведения бизнеса, а с другой стороны – обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, в частности, свободы получения и распространения информации и неприкосновенности частной жизни.[1]
2020
Российские законы на время изменят для экспериментов «Яндекса», МТС и госфонда, связанного с военными разработками
Минэкономразвития разработало перечень положений федеральных законов, из которых будут временно изъяты отдельные нормы, чтобы создать экспериментальные правовые режимы в помощь цифровым проектам. Перечень положений содержится в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». 17 июня 2020 года законопроект был вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 23 июня 2020 года. Подробнее здесь.
Интервью TAdviser с Русланом Ибрагимовым - вице-президентом по взаимодействию с органами госвласти и связям с общественностью МТС
В марте 2020 года вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью «МТС» Руслан Ибрагимов в интервью TAdviser рассказал об основных приоритетах деятельности. Подробнее здесь.
2019
Цифровой профиль гражданина начнется с сервиса банковских кредитов
Пилотным проектом запуска цифрового профиля гражданина может стать сервис предоставления банковского кредита без заполнения анкет и предъявления бумажных документов. Это следует из концепции, в целом одобренной рабочей группой «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика», заседание которой прошло 6 февраля 2019 года на площадке Министерства экономического развития РФ.
Цифровой профиль гражданина, создаваемый в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика», позволяет получить доступ к данным государственных информационных систем. Эти данные гражданин сможет согласиться предоставить какой-либо организации – государственной или коммерческой (с помощью смартфона или компьютера). Подробнее здесь.
Госдума-Правительству: из 20 приоритетных законопроектов, принят только один
28 мая 2019 года председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал правительство ускорить внесение в нижнюю палату пакета законопроектов по развитию цифровой экономики.
Из 20 законопроектов, которые должны были быть внесены правительством в прошлом году и они в приоритете, на сегодня был принят лишь единственный закон, а 19 не приняты. Мы должны сделать нашу экономику более конкурентоспособной: если мы не пересмотрим свое отношение к робототехнике, искусственному интеллекту, мы не достигнем показателя, а такая задача поставлена в послании президента, — заявил Володин на пленарном заседании. |
Он также отметил, что восемь законопроектов, которые должны были быть внесены на рассмотрение Госдумы в 2018 году, необходимо было разработать Министерству экономического развития, четыре — Министерству финансов, четыре — Министерству юстиции, три — Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, один — Министерству труда.
Например, в конце 2018 года планировалось принять закон в части определения автоматизированных (самоисполняемых) сделок. Его разработка была поручена Минэкономразвития.
Минэкономразвития также отвечает за законопроект об уточнении порядка государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности, в том числе возможности их представления в форме цифровых трехмерных моделей. Соответствующие изменения в Гражданский кодекс планировалось внести в декабре 2018 года.
Минкомсвязи было ответственно за то, чтобы к апрелю 2019 года был принят федеральный закон, направленный на установление унифицированных требований к универсальной усиленной квалифицированной электронной подписи и ее визуализации в электронном документе.
Кроме того, планировалось принятие разработанного Минэкономразвития закона о поэтапном переходе на электронные паспорта.[2]
2018
Названы законопроекты, которые требуют приоритетного одобрения Госдумой
Наблюдательный совет АНО «Цифровая экономика» назвал законопроекты, которые требуют приоритетного одобрения Госдумой, о чем стало известно 10 декабря 2018 года. Подробнее здесь.
Законопроект о введении понятий «цифровое право» и «цифровые деньги» внесен в Госдуму
Как стало известно в конце марта 2018 года, в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», создающий основу для регулирования правоотношений в рамках цифровой экономики.
В целом законопроект призван закрепить в Гражданском кодексе несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений («токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки и др.) и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам. Подробнее здесь.
2017
План по закреплению правового статуса Рунета
В ходе заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий, состоявшего в конце декабря 2017 года, утвержден план внесения изменений в федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» в рамках государственной программы «Цифровая экономика». Законодательные нововведения призваны, в частности, закрепить правовой статус российского сегмента сети «Интернет», его инфраструктуры и порядок ее функционирования. Подробнее здесь.
План мероприятий по нормативному регулированию цифровой экономики
В ноябре 2017 года на портале для общественного обсуждения законодательных инициатив был опубликован проект плана мероприятий программы "Цифровая экономика" по реформированию нормативно-правового регулирования.
18 декабря 2017 года план утвержден правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Раздел «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика РФ» содержит две основные цели.
Первая заключается в устранении ключевых правовых ограничений и создании отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики.
Вторая – это создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики.
Каждая цель включает ряд задач. Так в рамках регулирования правовых вопросов требуется сформировать условия для единой цифровой среды доверия и сферы электронного гражданского оборота, обеспечить внедрение и использование инновационных технологий на финансовом рынке, усовершенствовать механизмы стандартизации и прочее.
Вторая цель направлена на решение трех основных задач. В частности, это создание концепций регулирования отношений и управления изменениями в рамках цифровой экономики, а также совершенствование и мониторинг правового регулирования.
Идентификация с помощью «мобильной» или «облачной» электронной подписи
В рамках формирования единой цифровой среды доверия предлагается унифицировать законодательные требования по проведению идентификации. В частности, должны быть определены условия осуществления идентификации и аутентификации с помощью «мобильной» или «облачной» электронной подписи, а также с использованием мобильного номера и водительского удостоверения. Правовые ограничения применения электронной подписи должны быть устранены.
Помимо этого, предлагается закрепить общий порядок проведения удаленной идентификации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и подтверждения биометрических персональных данных (изображение лица, голос) в биометрической системе.
Механизм удаленной идентификации должен быть доступен физическим лицам для дистанционного предоставления банковских услуг.
Кроме того, единая цифровая среда доверия предполагает создание условий для массового оказания телемедицинских услуг, в том числе в труднодоступных местностях. Для этого должны быть расширены способы идентификации граждан
Этот же пункт плана мероприятий предполагает внедрение безбарьерных систем взимания платы ("свободный поток") за проезд по платным автомобильным дорогам.
Период исполнения мероприятий - с января по декабрь 2018 года.
Самоисполняемые соглашения и электронные документы
Задача по формированию сферы электронного гражданского оборота, помимо определения новых и уточнения существующих требований к формам сделок, офертам и обязательствам, подразумевает создание базы типовых договоров и примерных условий договоров, применяемых контрагентами в электронном виде и предусматривающих возможность самоисполнения соглашения.
Должны быть уточнены понятия электронного дубликата/образа бумажного документа, условия признания юридической силы электронного документа, определена структура электронного документа. Помимо этого, необходимо определить требования к порядку уничтожения электронных документов.
Сфера электронного гражданского оборота также предполагает право страховых агентов и страховых брокеров заключать договоры страхования в электронном виде. Еще ряд изменений будет направлен на обязательность указания залога транспортного средства в электронном ПТС.
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по октябрь 2019 года.
Условия для сбора, хранения и обработки разных типов данных
Для улучшения условий сбора и обработки данных должны быть устранены первоочередные правовые ограничения, препятствующие использованию данных, в том числе геолокационных. Должны быть созданы правовые условия для развития рынка использования и обработки данных, порядок доступа к данным, а также ответственность за несанкционированный доступ к ним.
Кроме того, планируется уточнить понятия «персональные данные» и «биометрические персональные данные», а также пересмотреть правила обработки биометрических данных.
Должно быть устранено расширительное толкование понятий, определяющих профессиональные тайны, уточнен порядок передачи третьим лицам сведений, составляющих банковскую тайну, тайну связи, врачебную тайну, с согласия таких субъектов - в целях обеспечения возможности обработки накопленных данных для достижения социальных, государственных и экономических целей.
Помимо этого, должен быть определен порядок раскрытия данных об используемом в рамках интернета вещей оборудовании, своевременного подключения к сети интернет и безопасного функционирования устройств.
Процедура госрегистрации программного обеспечения и программно-аппаратных решений, используемых в медицинских целях должна быть оптимизирована для их оперативного вывода на рынок.
Также планируется уточнить нормы антимонопольного законодательства в отношении деятельности в сфере цифровых технологий.
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по май 2019 года.
Электронные патенты
Для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности должна быть устранена правовая неопределенность посредством включения информации в качестве объекта гражданских прав. Также планируется уточнить порядок оборота программ для ЭВМ, уточнить понятия «программа» и «программное обеспечение», обеспечить равную правовую охрану для различных видов программ, независимо от особенностей их создания, назначения и введения в оборот.
Планируется обеспечить возможность описания объектов интеллектуальной собственности в форме цифровых моделей и ввести электронную форму выдаваемых охранных документов (патентов и свидетельств).
В рамках закона "О библиотечном деле" будет определен порядок свободного использование произведений в образовательных и научных целях в электронной форме, хранящихся в библиотеках, в т.ч. без необходимости физического присутствия в помещении библиотеки.
Также в рамках задачи эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности будут уточнены особенности взаимоотношений совладельцев исключительного права и установлены возможности признания совершения сделок с правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по май 2019 года.
Технология распределенного реестра и цифровой аккредитив
Для обеспечения правовых условий применения новых финансовых технологий планируется определить статус и понятия таких цифровых технологий, как "технология распределенных реестров", "цифровой аккредитив", "цифровая закладная", "криптовалюта", "токен", "смарт-контракт". При этом, уточняется, что рубль будет являться единственным законным платежным средством в Российской Федерации.
Также будут установлены требования к организации и осуществлению производства, основанного на принципах криптографии в среде распределенных реестров ("майнинг"), включая регистрацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность, а также определение порядка её налогообложения. Регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов будет осуществляться по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.
Помимо этого, должны быть определены понятия краудфандинговой деятельности, ее субъекты, их права и обязанности, порядок установления требований и предоставления преференций.
Отдельным пунктом задачи идет обеспечение правовые оснований для создания на базе Банка России специальной регулятивной площадки ("сэндбокс") для апробации и изучения инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг.
В число других мероприятий также включены планы по установлению обязательного приема к оплате платежных карт и других безналичных средств для всех организаций, осуществляющих интернет-торговлю, а также планы по увеличению доступности финансовых услуг.
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по февраль 2019 года.
Снижение налогов и страховых взносов для разработчиков ПО и интернет-компаний
В перечень мероприятий по стимулированию развития цифровой экономики включены проекты по введению пониженного налогообложения доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности (Patent Box), а также уточнению параметров применения компаниями повышающего коэффициента к расходам на НИОКР и приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности при исчислении налога на прибыль.
Дополнительно планируется оптимизировать применение пониженной ставки страховых взносов для интернет-компаний и компаний-разработчиков программного обеспечения, ввести специальные налоговые льготы по НДФЛ для бизнес-ангелов, упростить получение российского налогового резидентства для физических лиц-высококвалифицированных специалистов, расширить вычет входящего НДС российскими компаниями при «экспорте» электронных и ИТ-услуг.
Также планируется проработать условия налогообложения российских онлайн-ритейлеров, стимулирующих развитие электронной торговли и уточнить параметры обложения НДС услуг, оказываемых в электронной форме иностранными продавцами.
Объекты ИТ и телеком-инфраструктуры планируется включить в перечень возможных объектов соглашений, предусмотренных законом о ГЧП и законом о концессионном соглашении.
Помимо этого, в задачи стимулирования входит обеспечение преференций для компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования, средств информационной безопасности отечественного производства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, а также определение подхода по интероперабельности программного кода, разрабатываемого в рамках государственного заказа.
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по октябрь 2019 года.
Переход к электронной сертификации и стандартизация новых технологий
В рамках совершенствования механизмов стандартизации должны быть устранены барьеры применения цифровых моделей и виртуальных испытаний, включая моделирование процессов измерения реальных параметров изделий. Планируется комплексно реформировать законодательство в области сертификации в целях повышения конкурентоспособности российских технологий и российского бизнеса за счет перехода к электронной сертификации. При этом, должны быть устранены нормативные ограничения на создание центров электронной сертификации.
Должны быть утверждены национальные стандарты в области информационной безопасности, технологий «Больших данных», «Умного производства», «Умного города», «Искусственного интеллекта», «Интернета вещей» и «Промышленного (индустриального) Интернета вещей».
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по декабрь 2020 года.
Суды с помощью видеоконференцсвязи и электронный нотариат
В направлении судопроизводства планируется устранить правовые ограничения на электронный документооборот, исключить параллельное функционирование федеральных и региональных реестров исполнительных производств, гарантировать участникам судебных процессов право на дистанционное участие с помощью систем видеоконференцсвязи.
Касательно деятельности нотариусов, планируется установить возможность совершения нотариального действия путем изготовления нотариального документа в электронной форме и удостоверения факта подписания документа в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью. Также предполагается введение механизма удаленного совершения нотариусами отдельных нотариальных действий (удостоверение сделок, свидетельствование верности копий электронных документов и выписок из них, свидетельствование подписи переводчика на переводе документов с одного языка на другой, удостоверение времени предъявления электронных документов, совершение исполнительных надписей в электронном виде на электронном документе, осмотра и фиксации содержания на момент такого осмотра сайтов, сообщений электронной почты и иных действий).
Также планируется установить правовой статус электронных систем фиксации юридических фактов (в т.ч. с помощью технологий распределенных реестров и т.п.) и создать правовую основу для электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров (медиация и онлайн-разрешение споров).
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по июнь 2019 года.
Внедрение новых правил сбора отчетности
Задача предполагает разработку новых подходов к формированию отчетности, а также проведение исследований в части инвентаризации форм отчётности, оценки целесообразности внедрения новых подходов, инвентаризации сведений, учитываемых в государственных реестрах и т.п.
Также планируется сформулировать рекомендации по оптимизации отчетности и исключению избыточного регулирования, а также обеспечить возможность представления отчетности на порталы федеральных органов исполнительной власти с помощью программного доступа (API).
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по март 2020 года.
Общая среда доверия на пространстве ЕАЭС
На пространстве ЕАЭС планируется определить действия Российской Стороны по внесению изменений, направленных на устранение существующих в праве ЕАЭС правовых ограничений для развития цифровой экономики и создание условий для формирования и развития общей среды доверия.
Также планируется представить позицию РФ о дополнении договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года положениями, определяющими компетенцию ЕАЭС и обязательства государств-членов по вопросам организации и обеспечения информационного взаимодействия в рамках Союза, регулирования в рамках ЕАЭС оборота данных (включая персональные данные),трансфера цифровых технологий, других направлений реализации цифровой политики.
Помимо этого, предполагается введение уведомительного порядка при подаче документов для таможенного и валютного контроля при экспорте (импорте) ПО и ИТ-услуг.
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по декабрь 2019 года.
Регулирование цифровой экономики
Предполагается проведение исследований возможности перевода норм права в машиночитаемый вид и автоматизации их исполнения, разработки языка и инструментов для описания самоисполняемых контрактов. Планируются исследования по формированию единого цифрового пространства с учетом правового регулирования применения искусственного интеллекта (ИИ) для целей социально-экономического планирования, а также исследования по анализу внедрения модели компетенций в системе образования.
В рамках задачи должны быть подготовлены направления среднесрочного регулирования медиакоммуникационной отрасли - операторов связи, организаторов распространения информации, масс-медиа.
Еще одно исследование будет посвящено развитию законодательства в сфере робототехники и киберфизических систем. В частности, должны быть определены понятия киберфизических систем, порядок ввода их в эксплуатацию и гражданский оборот, определение ответственности.
Также должен быть подготовлен проект концепции комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики.
Период исполнения мероприятий - с января 2018 по декабрь 2018 года.
Управление изменениями
В рамках выполнения этой задачи планируется наделить Министерство экономического развития РФ полномочием по правовому регулированию цифровой экономики, устанавливающим его ключевые функции в этой сфере.
Вместе с тем, должна быть утверждена концепция организации процесса управления изменениями в области регулирования цифровой экономики.
Период исполнения мероприятий - с октября 2017 по октябрь 2018 года.
Совершенствование правового регулирования
Должны быть определены функции центра компетенций по совершенствованию и мониторингу правового регулирования цифровой экономики, рассчитана стоимость их предоставления, определен источник финансового обеспечения деятельности центра, приняты необходимые решения по выделению средств на его финансовое обеспечение. Также должен быть сформирован кадровый резерв специалистов для привлечения к работе с центром компетенций, расширена экспертная сеть.
Период исполнения мероприятий - с ноября 2017 по июнь 2018 года.
Павел Малков, Минэкономразвития - о цифровом аресте, законах-алгоритмах, ответственности за искусственный интеллект
На конференции TAdviser IT Government Day, прошедшей 10 октября 2017 года, врио директора Дпартамента госуправления Минэкономразвития РФ Павел Малков рассказал о приоритетах и планах по разработке нормативного регулирования [[Цифровая экономика России|цифровой экономики]].
Программа «Цифровая экономика» была утверждена правительством в июле 2017 года. Минэкономразвития отвечает за реализацию раздела «Нормативное регулирование».
По мнению Минэкономразвития, основой экономики наряду с формированием новых компетенций и человеческого капитала должно стать новое качество государственного регулирования.
Государство, как минимум, не должно стать тормозом цифровой экономики, как максимум – должно дать ей стимул для развития, - отметил Малков. |
В разделе «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика» ведомство постаралось отразить максимально практические подходы, направленные на решение конкретных задач. Вместе с Минэкономразвития над разделом работало большое количество экспертов, отметил Малков.
Основная цель раздела определена как формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для цифровой экономики. И были выделены шесть ключевых целей, на достижении которых будет строиться работа (см. ниже на слайде).
Все задачи в программе разделены на три этапа: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По каждому из этапов будет создана отдельная концепция, где подробно будут описаны предлагаемые решения и пути их реализации. Концепция по краткосрочным задачам должна появиться до конца 2017 года.
В разделе по нормативному регулированию уже зафиксированы некоторые практические мероприятия. К ним относятся, в первую очередь, выявление и устранение действующих правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики, и формирование основных понятий, использующихся в цифровой экономике. К вопросам первоочередной важности относится и нормативное регулирование юридической значимости цифровых данных.
Еще одна особенно важная сфера – регулирование трудовых отношений в цифровой экономике. Огромное количество трудовых документов пока оформляется исключительно в бумажном виде. В рамках цифровой экономики должны быть проработаны вопросы перехода на электронные кадровые документы, отказ от бумажных трудовых книжек, дистанционного заключения трудовых договоров и др. Все это должно повысить мобильность и придать импульс для развития цифровой экономики, рассчитывают в Минэкономразвития.
По состоянию на октябрь по наиболее острым вопросам уже есть соответствующие проекты актов и законопроектов, которые обсуждаются. Закрыть эти области необходимо в 2018 году.
К 2020 году мы должны подойти уже с новым пониманием комплексного законодательного регулирования отношений и цифровой экономики, - отметил Павел Малков. |
В ходе работы по нормативному регулированию предстоит определить широкий круг вопросов, на которые нужно ответить, говорит чиновник. Например, кто отвечает за действия искусственного интеллекта или могут ли на основе Big Data быть ограничены права человека. Последнее уже начинает происходить в реальности, добавил Малков.
Примеры других сложных вопросов к обсуждению – как превратить правовые акты в машиночитаемые алгоритмы и потом на основе них принимать решения. Или - может ли новым видом юридической ответственности стать запрет на использование интернет-технологий: вместо домашнего ареста - запрет доступа к цифровой среде.
Для координации работы по нормативному регулированию была сформирована рабочая группа, состоящая преимущественно из представителей бизнеса. Возглавляет ее вице-президент МТС. К середине октября 2017 года состоялось 4 заседания этой группы, и бизнес очень активно включился в работу и обсуждает большое количество предложений, говорит Малков.
По данным врио директора Департамента госуправления Минэкономразвития РФ Павла Малкова, в 2017 году центру компетенции по нормативному регулированию, созданному на базе «Сколково», предстоит решить 2 главные задачи: выявить регуляторные барьеры для цифровой экономики и разработать подробную концепцию первоочередных мер. Для этого были сформированы 14 тематических рабочих групп, в работе задействованы порядка 300 экспертов.
К середине октября выявлены более 200 правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики. Также сформирован проект плана мероприятий по нормативно-правовому регулированию, который должен быть утвержден до конца октября.
Создание центра компетенции и рабочей группы по нормативному регулированию
В конце августа 2017 года состоялось первое заседание правительственной подкомиссии по цифровой экономике, посвященная организационной структуре реализации программы. По каждому направлению программы цифровой экономики были определены центры компетенций, которые необходимо создать, и руководители рабочих групп, избранные из представителей бизнеса.
В числе создаваемых центров компетенции - центр по направлению «Нормативное регулирование». Ответственным за его создание назначен фонд «Сколково».
Руководительем рабочей группы по нормативному регулированию определен Р.С.Ибрагимов («МТС»).
План регулирования беспилотников, больших данных и блокчейна
В июле 2017 года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Президент России Владимир Путин заявил, что формирование цифровой экономики становится вопросом национальной безопасности. По словам президента, цифровая экономика — это не отдельная отрасль, а уклад жизни, новая основа развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества.
24 июля 2017 года, в рамках экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, было объявлено о создании рабочих групп, которые будут заниматься законодательным регулированием беспилотных транспортных средств, больших данных и блокчейна.
Инициатором и координатором создания рабочих групп выступила Автономная некоммерческая организация по содействию развитию робототехники и инновационных технологий «ПравоРоботов, объединяющая представителей российского ИТ-рынка и экспертов в области права.
Цель данных рабочих групп — подготовка рекомендаций и проектов закона для принятия соответствующего правового регулирования отрасли беспилотных автомобилей, Big Data, блокчейна, а учитывая, что наши рабочие группы — это единственные подобные объединения, созданные на площадке законодательного органа власти, уверен, что в ближайшее время у российского сегмента цифровой экономики появится законодательное регулирование, — заявил председатель «ПравоРоботов» Никита Куликов |
В качестве экспертов со стороны транспортно-логистического рынка и бизнеса в рабочие группы по беспилотникам и большим данным приглашено руководство отечественной транспортной компании Traft.
Объясняя причину включения в рабочую группу, исполнительный директор Traft Артур Мурадян отметил, что компания внедряет беспилотные грузовики в свой автопарк и готовится к коммерческой грузоперевозке по федеральной трассе, создает профстандарты и профсоюз для операторов автороботов, разрабатывает страховку для беспилотной грузоперевозки. Кроме того, перевозчик активно развивает направление больших данных в области логистики, предоставляя своим клиентам глубокую аналитику по дорожной инфраструктуре и кадрам.
Весь накопленный нами опыт в сфере логистики и текущие проекты по регулированию беспилотников и большим данным мы «распакуем» в рамках рабочей группы Госдумы, — добавил Артур Мурядан |
В состав рабочих группы также вошли представители законодательных и исполнительных органов власти, государственных компаний, представители бизнеса — ключевые разработчики данных технологий, представители операторов связи, банков, общественных организаций, страховщики и транспортные компании.
Читайте также