Николай Подобайло, «Программный Продукт»:
Мы готовы предложить заказчикам комплексную реализацию проекта любой сложности
Николай Подобайло, генеральный директор «Программного Продукта», в интервью TAdviser рассказал о ключевых направлениях деятельности компании, масштабных проектах и перспективных технологиях, которые способствуют революционным изменениям на российском ИТ-рынке.
Каковы основные сферы деятельности компании «Программный Продукт»? Какие направления показывают сейчас наибольший рост?
Николай Подобайло: Исторически основная специализация «Программного Продукта» была сосредоточена в области разработки сложных, территориально распределенных информационных систем, в основном ведомственной направленности. По мере роста компании и накопления опыта и экспертизы мы более активно принимали участие и в других направлениях - интеграция, сопровождение, консалтинг. На данный момент мы готовы предложить нашим заказчикам комплексную реализацию проекта любой сложности, начиная от определения целей и задач, стоящих перед заказчиком, разработки и согласования нормативной документации и заканчивая внедрением, сопровождением и поддержкой информационных решений. Сегодня мы находимся среди лидеров рынка по таким направлениям как государственный сектор, транспортный сектор, сферы образования и здравоохранения.
Как для компании «Программный Продукт» прошел 2018 год? О каких ключевых достижениях следовало бы упомянуть?
Николай Подобайло: На протяжении нескольких последних лет компания растет темпами, превышающими среднерыночные значения. 2018 год не стал исключением. Мы укрепили связи с существующими заказчиками и нашли новых, причем как по направлениям, которые традиционно мы считаем своими (разработка аналитических систем, создание ситуационных центров, перевод госуслуг в электронный вид), так и по новым, связанным с использованием технологий Big Data, blockchain, нейросетей и видеоаналитики.
Одним из примеров может служить наша победа в конкурсе на создание новой билетной системы для Московского Метрополитена. Это очень большой и сложный с технической точки зрения проект, охватывающий всех перевозчиков московского транспортного узла и десятки информационных подсистем. Реализация данного проекта позволит значительно повысить уровень комфорта для миллионов жителей Москвы, а для нашей компании будет способствовать укреплению экспертизы в области решений для транспортного комплекса и подтверждения статуса лидера в этом направлении.
Как вы оцениваете ситуацию на российском ИТ-рынке в целом? Насколько сильно влияние государства на этот рынок?
Николай Подобайло: Безусловно, если смотреть в цифрах, то основным заказчиком на российском ИТ рынке является государство. Это связано со спецификой развития нашей страны, термин «гос капитализм» тут применим в полной мере. Это неплохо, при условии, что государственные инициативы будут реализовываться правильно, для реальных людей, а не для галочки и исполнения KPI госслужащего. Государство в отличии от частного бизнеса способно поддержать инициативы, которые не несут скорой коммерческой выгоды, но позволяют создать серьезный технологический задел на будущее и сделать жизнь обычных граждан лучше и комфортнее. Конечно, крупные коммерческие компании, такие как Amazon, «Яндекс» и Mail.ru также инвестируют в технологии, но все же государство прежде всего вкладывается в социальную составляющую, а не в коммерческую.
Также хочу отметить и инициативы регионов в области ИТ. Флагманом может служить Москва, которая реализует множество интересных ИТ-инициатив, направленных на повышение уровня жизни в городе, от интеллектуальных парковок и мобильных приложений по контролю за нарушениями ПДД (такими как Помощник Москвы), до умных светофоров и систем биометрии в банках и других учреждениях. В ряде других регионов мы также видим рост квалификации региональных CIO, замечаем тенденцию и в коммерческом секторе – при принятии решения затраты на ИТ-систему определяются ответом на вопрос «как и когда внедрение этой системы поможет наполнить бюджет региона за счет более правильного администрирования той или иной сферы госуправления». Внедряется только то, что реально помогает управлять регионом.Метавселенная ВДНХ
Вообще, российский ИТ рынок сейчас на подъеме после нескольких лет стагнации, связанной с кризисными явлениями. Во многом этому способствуют такие инициативы, как реализация программы «цифровая экономика» или развитие НТИ.
В 2018 году «Программный Продукт» внедрил обновленную билетную систему для «Центральной ППК». Какие нововведения обеспечило новое решение? В чем особенности её работы?
Николай Подобайло: Нововведений оказалось множество. Благодаря новой системе продаж появилось мобильное приложение ЦППК, новые возможности в билетопечатающих автоматах, поддержаны терминалы предварительной продажи билетов на станциях, портативные терминалы контролёров, с помощью которых они теперь могут продавать билеты на месте, с оплатой через банковские карты и другие решения.
Однако "под капотом" у этой системы - огромное количество новых решений и сложнейший программный комплекс для Центра обработки данных ЦППК, в который стекаются все данные о продажах и контроле билетов. ЦОД включает подсистемы учета и анализа, управления справочной информацией, выгрузки данных, управления стоп-листами, а также анализа фактов мошенничества, агентских продаж, управления обновлением и мониторинга оборудования, и так далее.
Билетная система ЦППК интегрирована более чем с 10 внешними системами. В частности, производится обмен данными с организациями, предоставляющими возмещение за перевозку льготных категорий граждан (эмитенты социальных карт Москвы и Московской Области – МСР и ЦБДД МО), системами обслуживающими расчеты по картам «Тройка» (ПАК ЦОТТ Московского Метрополитена) и «Стрелка (транспортная карта)» (ЕТК), ГУП «Мосгортранс», и так далее.
Отдельно, пожалуй, стоит упомянуть средства борьбы с мошенничеством. В системе предусмотрена многоуровневая защита билетных носителей, информации в билете, каналов связи, доступа в ЦОД. Помимо системы стоп-листов носителей, в которую вносятся все утерянные или украденные транспортные карты, в конечное решение поступает информация об оборудовании всего полигона, продающего билеты. Например, как только касса выводится из эксплуатации, все турникеты и другие устройства на полигоне будут об этом оповещены. Билеты, проданные на данной кассе после даты вывода из эксплуатации, перестают быть валидными, в то время как билеты, проданные ранее, например, абонементы на месяц, проходят до окончания их срока действия.
В целом, по вашему мнению, какие перспективы развития имеет отечественная транспортная отрасль? Какие преимущества несут новые технологии для этой сферы? Какие возможности могут появиться у заказчиков и потребителей?
Николай Подобайло: Развитие транспортной отрасли будет продолжаться в общем тренде на интеллектуализацию. По большому счёту, иных вариантов и не существует: транспортная система или развивается, или разваливается. Нет других способов её развивать, кроме как через внедрение современных технологий - Big Data, блокчейн, искусственного интеллекта и всего того, что позволит максимально рационализировать и оптимизировать грузоперевозки и пассажирский транспорт страны.
В силу размеров территории Российской Федерации процесс может занять довольно длительное время, но я полагаю, что полностью роботизированный общественный транспорт, по крайней мере, на относительно несложных направлениях, может появиться уже в ближайшие годы. Однако для этого потребуется приложить огромное количество усилий, как со стороны соответствующих госведомств, так и со стороны коммерческого сектора. Мы, в свою очередь, готовы сделать всё, что в наших силах.
Ваша компания также занимается развитием федеральной информационной системы ГИБДД. Расскажите, пожалуйста, какие основные задачи этой единой системы?
Николай Подобайло: Главной задачей была интеграция всех информационных потоков, относящихся в сфере деятельности ГИБДД. До недавнего времени сведения о зарегистрированных транспортных средствах, выданных водительских удостоверениях, административных нарушениях и других данных обрабатывались сразу несколькими информационными системами, связанными между собой постольку-поскольку. Как вы понимаете, в сегодняшних условиях такой вариант недопустим ни на идеологическом, ни на практическом уровне: недостатки связности систем регионального и федерального уровней приводили к постоянным сбоям и задержкам в работе подразделений ГИБДД. Кроме того, при таком уровне связей было проблематично оказание в электронном виде государственных услуг, связанных с деятельностью ГИБДД (выдача водительских удостоверений, регистрация транспортных средств и другие).
Поэтому была реализована система, получившая шифр «ФИС ГИБДД-М». Она позволила максимально автоматизировать деятельность регистрационно-экзаменационных и строевых подразделений Инспекции.
Обмен данными между подразделениями ведомства теперь производится в режиме реального времени. Информация о регистрации автомобиля, лишение права на управление транспортным средством, информация об административных правонарушениях - все эти и многие другие данные мгновенно доступны в любом подразделении на территории всей страны.
В этом году Правительство анонсировало создание ряда суперсервисов, которые являются следующим шагом в развитии госуслуг. Предполагается, что данные сервисы будут оказываться вообще без визита в госорганы и даже в предикативном порядке. Высокий уровень автоматизации процессов ГИБДД позволяет Инспекции быть флагманом в части реализации государственных услуг вообще без посещения гражданами подразделений и поэтому естественно, что в число пилотных суперсервисов включены услуги ГИБДД.
Давайте еще поговорим о проектах, выполненных вашей компанией за последние годы. Специалистами «Программного Продукта» была создана автоматизированная система контроля за организацией перевозок в Москве. Какие проблемы решила данная система. И какие новые возможности появились в сфере организации пассажирских перевозок в столице?
Николай Подобайло: Система создавалась для максимально возможной оптимизации контроля за перевозками, в первую очередь, на общественном транспорте. Благодаря этой системе удалось автоматизировать процессы выявления и администрирования нарушений, оптимизировать процессы учёта пассажиропотока на общественном транспорте и контроля оплаты проезда. Появилась возможность ускорить процесс оформления нарушений и уменьшить время работы контролёра с одним нарушителем. Повысилась также прозрачность оформления штрафов. Безобразные сцены препирательств "зайцев" с контролёрами если не уйдут в прошлое полностью, то хотя бы станут относительной редкостью.
В целом же информатизация контроля пассажирских перевозок открывает массу возможностей в разных направлениях, от повышения собираемости штрафов до оптимизации транспортной сети Москвы в целом.
В феврале 2019 года были определены 25 приоритетных жизненных ситуаций, для которых будут созданы суперсервисы. Часть таких сервисов будет касаться автовладельцев. Будут ли использованы ваши разработки при создании таких комплексных услуг? И насколько, по вашему мнению, сложен сам процесс интеграции услуг, для создания подобных суперсервисов?
Николай Подобайло: В определённой степени наши разработки уже используются. Суперсервисы - это следующий этап развития концепции «цифровых услуг», реализуемых сегодня на практике в МФЦ и портале «Госуслуги». Речь идёт о дальнейшей интеграции информационных систем, отвечающих за различные услуги, в единое целое.
Сложность интеграции зависит, безусловно, от того, насколько различаются форматы данных, используемых различными системами. Вряд ли будет ошибкой сказать, что до недавнего времени в этой сфере царил хаос: разнородные системы, создававшиеся для разных ведомств по принципу «здесь и сейчас, и как-нибудь, а потом поправим», взаимодействовавшие друг с другом в режиме «никак» просто потому, что такого взаимодействия на момент их создания никто не предполагал. Хорошим примером тут может служить уже упомянутая информационная система для ГИБДД.
Весь этот «винегрет» приходилось перестраивать на протяжении нескольких лет. Но, как показывает опыт МФЦ и «Госуслуг», задача эта выполнима. А значит, выполним и следующий её этап - создание «суперсервисов».
Ещё один фактор сложности - это правильная постановка задач, которые требуется выполнить, и выработка целевого состояния будущего суперсервиса. Этим, насколько я знаю, сейчас занимаются на правительственном уровне.
В 2018 году «Программный Продукт» стал членом ассоциации РАКИБ — ассоциации «разработчиков и пользователей технологии блокчейн и продуктов, созданных на ее основе, в интересах развития цифровой экономики». Есть ли в практике вашей компании успешные проекты, реализованные с применением блокчейна? И какие перспективы вы видите в применении этой технологии на российском рынке?
Николай Подобайло: К тому моменту, как мы стали членом РАКИБ, у нас уже были и прототипы, и пилотные проекты на основе технологии блокчейн. Например, сервис для проверки страхования вкладов физических лиц, проект электронного голосования, реализация криптобиржи, а также проекты для управления передачей прав интеллектуальной собственности, управления и отслеживания жизненного цикла запасных частей, проведения взаиморасчетов по льготным перевозкам.
Мы на сегодняшний день являемся сертифицированным партнером блокчейн-компании Bitfury, совместно с которой разрабатываем децентрализованные приложения на базе платформы Exonum, а также сертифицированный защищенный реестр с приватными данными. Ну, и помимо того, «Программный Продукт» разрабатывает прототипы и децентрализованные приложения на публичной сети Ethereum, приватные блокчейны на Hyperledger Fabric, Corda, а также приватные форки Ethereum с настраиваемым алгоритмом консенсуса.
Обилие проектов показывает, что блокчейн не просто имеет перспективы на российском рынке, но и, так сказать, неизбежен. Примеров практического применения уже предостаточно, однако для дальнейшего внедрения технологии необходима разработка отраслевых стандартов и продвижение лучших практик внедрения, а также формирование позиции в работе с государственными органами законодательной и исполнительной власти. Этим, собственно говоря, и занимается РАКИБ и мы, как участники ассоциации, в том числе.
Каковы планы развития компании «Программный Продукт» на ближайшие годы? На чем будет сконцентрировано основное внимание?
Николай Подобайло: Ключевыми направлениями останутся транспортная сфера, а также области цифровой экономики, специализированные сервисы, в том числе, государственные, и информационная безопасность. ИТ-сфера сегодня - и в России, и во всём мире, - переживает революционные преобразования, и, естественно, мы отслеживаем эти процессы и стремимся насколько возможно соответствовать меняющемуся ландшафту в своей деятельности. Помимо прочего, мы стремимся принимать на вооружение новейшие технологии, такие как blockchain, нейросети, ИИ, чтобы предоставить нашим партнёрам и клиентам все преимущества, которые эти технологии могут дать.