2023/03/07 19:06:06

Маркетплейсы программных роботов, как драйвер развития RPA индустрии

За последние годы RPA отрасль сделала много «шагов вперед» и переросла уровень хайпа, когда, в рамках него, программной роботизацией часто обозначали тот же «кодинг», как и в низкоуровневых языках программирования, но оформленный в исполняемые сценарии, называемый роботом. Сейчас стандарт зрелого RPA решения по умолчанию предполагает наличие большой библиотеки готовых компонент и действий завёрнутых в No-Code или Low-code оболочку, а также инфраструктуру по управлению всем парком роботов. По мере роста количества проектов и масштабов роботизации в организациях, для разработчиков решений появляются новые конкурентные ниши. Теперь задача успешного вендора решений по роботизации не только совершенствование платформы, сколько создание вокруг неё экосистемы различных сервисов. Одним из таких важных сервисов становится маркетплейс программных роботов: как внешние – открытые и доступные в «облаке», так и внутренние закрытые – для защищенного корпоративного использования.

Содержание

Что же такое – маркетплейс программных роботов?

Понятие «маркетплейс» широко вошло в повседневную жизнь бизнеса и обычных людей. Между тем всё чаще маркетплейсом начинают называть то, что им по сути не является. Если ещё вчера это было интернет-магазином, каталогом файлов или сценариев роботов, выложенных на сайте,- то и сегодня оно так же и будет называться, оставаясь обычным файловым ресурсом, несмотря на желание различных поставщиков решений использовать хайповое слово.

Что же тогда такое «маркетплейс программных роботов» и в чем его практическая ценность?

В мировой практике драйвером роста отрасли RPA становится возможность многократного использования не только разработанных компонент действий, но и крупных комплексных решений. Этот тренд плавно проходит через этапы:

  1. для часто повторяющихся операций создаём компоненты и переиспользуем действия в сценариях;
  2. разработанных программных роботов пробуем применить в сходных ситуация и в других отраслях;
  3. из комплекса программных роботов создаём полностью цифровых универсальных сотрудников и позволяем их нанимать всем желающим.

Разрозненное состояние рынка роботизации на первом этапе заставляет компании раз за разом изобретать велосипед. Даже из готовых NO-Code компонентов компании зачастую разрабатывают сходных по задачам роботов, что оставляет много места для оптимизации усилий. На этом этапе ценятся платформы, обладающие большим набором действий и готовых компонент. Можно из простых действий создать алгоритм авторизации на каком-либо популярном сервисе, но если у платформы есть более продвинутое действие под данный сервис, например, авторизация в за один шаг, то это уже будет более высокоуровневым подходом.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.1 т

На втором этапе компании создают относительно универсальных роботов, которые через небольшую до-настройку могут быть применены в разных сферах бизнеса. Именно здесь появляются первые попытки создать магазин готовых роботов и многократно продавать однажды разработанное востребованное решение. Основываясь на уже созданных решениях и не тратя каждый раз время на их придумывание с нуля, компании подступаются к новой вехе: из нескольких роботов собирать комплексы, вплоть до цифрового сотрудника.

Основным препятствием к переходу на более высокий уровень работы с роботизацией на этом этапе остаётся отсутствие удобного сервиса предоставления готовых решений для потребителей. Совершенно недостаточно иметь возможность скачать архив с роботом из каталога на сайте компании. Понадобится достаточно много и компетенций, и времени, чтобы оценить качество предоставленной схемы робота и провести процедуру покупки.

Наиболее продвинутые технологии на третьем уровне тренда предполагают существование экосистемы, которая в единой среде сопровождает покупателя от момента появления запроса на роботизацию до предоставления решения «под ключ» со всем инструментарием для доработок и совместной работы комплекса роботов. Элементами этой экосистемы могут быть, кроме непосредственно каталога доступных решений, подробные описания и характеристики роботов по входным и выходным данным, видеоинструкции с наглядным представлением схемы робота и процесса выполнения. Обязательным также на этом этапе является наличие механизмов билинга, личного кабинета для партнёров-разработчиков и клиентов-заказчиков (как внешних, так и внутренних), через которые легко и быстро осуществляются все процедуры контрактации.

Cсовокупность всех этих перечисленных факторов и говорит о полноценном маркетплейсе программных роботов и цифровых сотрудников в привычном понимании слова «маркетплейс», как экосистемы для разработчиков и заказчиков решений позволяющих бизнесу получить услугу роботизации максимально быстро и с минимальной стоимостью.

Что предлагает рынок?

Переход к концепции маркетплейса в области программной разработки приводит к замене понятий, не имеющих ценности для заказчиков, таких как: «лицензия», «ТЗ», «разработка» на имеющие понятный результат: «сервис», «готовое решение».

Безусловно, описанное выше является некоторым идеальным стандартом RPA нового поколения, к которому сейчас стремятся многие вендоры платформ по роботизации. Для российского рынка традиционным пионером в RPA области выступает компания Робин, отмеченная большинством значимых рейтингов и наград за платформу ROBIN PRA.

Инновационные технологии и стандарты, изначально заложенные в платформе ROBIN RPA, позволили представить рынку новый программный продукт, для реализации функций маркетплейса программных роботов как в формате общедоступного публичного решения, так и в закрытой корпоративной версии. То есть каждая организация, может воспользоваться данным решением, чтобы развернуть свой корпоративный маркетплейс роботов, разработанных в едином корпоративном стандарте для своих внутренних подразделений и организаций своих подрядчиков либо воспользоваться готовым «облаком». На текущий момент, это единственное в России решение, в принципе, соответствующее понятию «маркетплейса». Рассмотрим его более подробно

ROBIN: Центр Управления Роботизацией – для закрытого корпоративного использования.

Назначение данного решения:

Специфичным свойством данного решения является большая роль единого управляющего центра, в котором можно настраивать с высокой степенью детализации права доступа для каждого контрагента использующего роботов. Из единого центра могут запускаться роботы на отдельных машинах и выделенных серверах без участия непосредственного пользователя. Можно быстро предоставить любому пользователю доступ к роботу и библиотекам действий из единого хранилища. Также легко можно закрыть доступ к использованию определённых роботов, сделать это по расписанию или по тарифному критерию.

Решение ориентировано в основном на крупные корпорации с высоким уровнем зрелости процессов роботизации:

Для корпоративного решения повышенное внимание уделено вопросам безопасности. Полностью исключена возможность утечки информации как на уровне отдельной рабочей станции, где локально исполняется робот, так и на уровне всей системы в целом, работающей в закрытом контуре, без необходимости выхода во внешние сети. Переключение между режимом No-Code – Low-code, также регулируется правами доступа. Рядовой пользователь не сможет внедрить сомнительный код в алгоритм исполнения робота, а будет пользоваться только библиотекой из более чем 500 готовых No-code компонентов, проверенных службой безопасности и зашифрованных от изменений

В части функционала экосистемы присутствуют основные удобства, которые мы ожидаем видеть в маркетплейсе, такие как личные кабинеты на веб-портале для администраторов, менеджеров и пользователей. Пользователями могут выступать как внутренние подразделения компании, так и внешние подрядные организации, которым предоставляются роботы, как сервис по выполнению задач в стандарте головной организации.

Наличие витрины готовых решений позволяет быстро получить доступ к интересующему роботу в один клик. После одобрения заявки, робот сразу оказывается в приложении пользователя без необходимости что-то скачивать или пересылать по сети. Работа с выявлением новых процессов для роботизации и подача заявок на разработку роботов осуществляется также в единой инфраструктуре портала центра управления.

Подразделения компании и ИТ-службы могут выступать поставщиками новых программных роботов. Например, если в одном из разделов разработали под свои задачи полезного робота, который пригодится в других подразделениях, то через внутреннюю экосистему портала им можно поделиться с другими. Поставщик решения отправляет проект робота в управляющий центр на верификацию, после чего он становится доступен к подключению через витрину маркетплейса всем контрагентам.

Работа со всеми проектами роботизации в единой среде позволяет существенно ускорить и оптимизировать расходы внедрения роботов в рабочие бизнес-процессы. Подобная «фабрика программных роботов» для организации может технологично производить и управлять сотнями роботов, многократно переиспользовать готовые решения в подразделениях со сходными бизнес-процессами с минимальными затратами.

ROBIN CLOUD – доступный «облачный» сервис

Публичное решение от компании Робин - маркетплейс программных роботов ROBIN CLOUD фактически расширяет возможности корпоративного решения, делая его доступным для любых компаний из разных отраслей бизнеса. В том числе, за счёт своей тарифной политики роботизация становится доступной даже для компаний среднего и малого бизнеса, где небольшое количество процессов не позволили бы окупить лицензию Enterprise решения.

Рассмотрим подробнее основные особенности и возможности маркетплейса ROBIN CLOUD.

Для компаний, внедряющих у себя роботизацию впервые, данный сервис решает сразу три фундаментальных проблемы и обеспечивает лёгкий вход в тему:

  1. Решение инфраструктурной проблемы. Нет необходимости разворачивать собственный сервер. Весь бэкэнд оркестратора поддерживается в уже развернутом и настроенном облаке, а клиенту остаётся только установка рабочих приложений для разработки и запуска роботов. Все роботы запускаются из приложений полностью локально на ПК пользователя, так что утечки обрабатываемых данных технически не возможны. По факту пользователь получает много преимуществ enterprise-решения без необходимости содержать сопутствующую инфраструктуру.
  2. Решение проблемы отсутствия компетенций в роботизации. Собрать робота с нуля даже под хорошо понимаемый и регламентированный рабочий процесс новичку будет не так легко, как это выглядит на рекламных проспектах, на любой даже самой понятной и простой платформе. Как минимум – на это нужно найти время и ресурсы. Маркетплейс предоставляет бесплатно большое количество готовых роботов, которых помимо прямого использования можно использовать в качестве примеров и доноров для разработки своих решений. В совокупности с бесплатными учебными курсами на онлайн платформе Stepik, готовые роботы обеспечивают наиболее комфортный вход в роботизацию.
  3. Решение проблемы стоимости на старте и при малых масштабах роботизируемых процессов. Лицензионная политика большинства платформ создаёт определённый порог входа, когда окупаемость лицензии наступает только после определённого масштаба внедрений. Часто малый и средний бизнес оказывается просто за бортом такого подхода, когда сразу надо брать дорогую лицензию. Облачный подход позволяет плавно повышать тариф использования сервиса. Для этапа знакомства с технологией и разработки первых роботов достаточно будет минимального тарифа, доступного даже для малой компании.

Публичный маркетплейс является более унифицированной системой. Здесь нет тонкой настройки прав под отдельного клиента. Все доступы определяются в соответствии с выбранным тарифом и ролевой моделью. Есть внутренние административные роли для технических специалистов и менеджеров, а также пользовательские роли поставщика и покупателя решений.

Покупатели на портале маркетплейса в полной мере могут пользоваться готовыми решениями и оставлять заказы на разработку роботов. Предоставление роботов осуществляется через процедуру покупки робота, после чего он сразу оказывается в приложениях пользователя без скачивания и пересылки файлов. При этом каждый пользователь может без ограничений использовать возможности полнофункционального визуального NO CODE конструктора ROBIN STUDIO для разработки своих собственных роботов. Пользователи из одной компании могут делиться друг с другом роботами через облачное хранилище, что обеспечивает удобство совместной работы при разработке роботов.

Вместе с этим партнёры могут выступать поставщиками готовых решений непосредственно для маркетплейса, получая доход от роботов, приобретённых покупателями. Каждый разработанный робот на платформе, при публикации на маркетплейсе фиксируется по авторским правам за разработчиком. Разработчик в этом случае получает существенную монетизацию своего труда и замотивирован создавать больше востребованных роботов. Это в корне отличается от подхода с простым скачиванием файлов робота из каталога, где происходит полная утрата контроля за дальнейшим путём файла, кто скачал и как использует. Контроль потребления и использования роботов на всём их жизненном цикле позволяет построить систему билинга и монетизации по аналогии с Apple Store и Google Play. Данный подход выгоден и пользователям, и разработчикам роботов, так как снимает необходимость в большом количестве коммуникации и согласований. Администраторы маркетплейса оставляют за собой возможность контроля качества поставляемых решений и исключения из системы недобросовестных подрядчиков. Каждый робот маркетплейса рассматривается специалистом и проходит верификацию на исполнимость и качество оформления.

Роль поставщика решений обеспечивает работу с партнёрами внутри единой экосистемы маркетплейса. Многие вендоры платформ для роботизации предпочитают не заниматься напрямую разработкой роботов под отдельных клиентов, оставляя эту возможность для заработка для своих партнёров. Но зачастую взаимодействие между клиентом, партнёром-разработчиком и вендором происходит достаточно хаотично и не стандартизировано. Маркетплейс в этой ситуации обеспечивает единую среду взаимодействия всех участников процесса. Заказы на разработку роботов от клиентов аккумулируются у менеджера на портале и распределяются на партнёров в соответствии с их опытом и специализацией. Разработчики могут приводить своих клиентов на маркетплейс и фиксировать все поступающие от них заказы за собой по взаимной договорённости с клиентом, получая при этом дополнительные комиссии от доходов тарифной подписки клиентов.

Итоги и выводы

Общим итогом перехода к модели предоставления программных роботов через маркетплейсы является констатация определённого технологического сдвига. Выбор платформы роботизации определяется уже не только качеством и зрелостью самих инструментов разработки и запуска роботов, но уже в большей степени предъявляет требования к сервисной инфраструктуре. Происходит постепенный сдвиг от задокументированных техзаданий и многоступенчатых процедур приёмки и внедрения, к легковесным и быстрым каналам общения между разработчиком, вендором платформы и клиентом. Лицензии уходят в прошлое или остаются в безлимитном варианте для крупного бизнеса, а все промежуточные масштабы потребности в роботах закрываются адаптированными тарифами подписки на сервис.

Примечание: решения ROBIN: Центр Управления Роботизацией и ROBIN CLOUD созданы на базе программного решения ROBIN CLOUD FACTORY, в рамках проекта обеспеченного грантом Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ), предлагающего создание принципиально нового программного продукта и относится к приоритетному направлению государственной поддержки.

Облачный маркетплейс программных роботов ROBIN