Лиана Гургенян, «АйТи-Альянс»: ITA PRODCAT поможет Альфа-Банку быстрее выводить на рынок новые услуги
«Альфа-Банк» внедряет универсальное передовое решение для тарификации и формирования персонализированных предложений на базе low-code платформы ITA PRODCAT от компании «АйТи-Альянс». О ходе проекта и первых результатах рассказывает генеральный директор «АйТи-Альянс» Лиана Гургенян.
АйТи-Альянс» внедряет свое решение ITA PRODCAT в крупнейшем частном банке страны. Расскажите подробнее, что это за решение, как оно работает и в чем его уникальность?
Лиана Гургенян: ITA PRODCAT — это low-code конструктор продуктов и тарифов, позволяющий банкам настраивать финансовые продукты любой сложности без необходимости программирования, доставлять их во все каналы продаж, формировать персонализированные предложения для клиентов, рассчитывать их стоимость в реальном времени, управлять подписками и отслеживать оплаты.
Решение родилось в 2015 году в проекте для Росбанка. Тогда мы столкнулись с необходимостью модернизировать подход к управлению тарифами, который осуществлялся пользователями через устаревшие интерфейсы АБС тех лет и требовал постоянного привлечения программистов для внесения даже минимальных изменений и привязки новых тарифов к услугам. Мы внедрили универсальный продуктовый каталог с удобным интерфейсом. Кроме легкости создания и изменения тарифов решение устраняло еще и необходимость дублирования тарифных данных в различных ИТ-системах банка, реализовывало процессы ввода, контроля и утверждения тарифных планов, что в разы сократило time-to-market новых тарифных политик.
В 2016 году у нас появилась идея создать конструктор для настройки любых продуктов и тарифов без навыков программирования. Конструктор позволял бизнес-пользователям самостоятельно конструировать продукты и параметризировать тарифы, вносить изменения, которые затем автоматически отражаются во всех связанных системах: процессинговых, CRM, мобильном банкинге и других.
Этот подход мы успешно внедрили в ряде банков, например: в СМП Банке использовали решение для ввода и управления продуктовыми линейками и онлайн подбора кредитных и ипотечных продуктов в каналах продаж.
С каким запросом к вам обратился Альфа-Банк?
Лиана Гургенян: Альфа-Банк обратился с запросом на создание новой системы тарификации, которая включала бы две ключевые компоненты: продуктовый каталог и систему биллинга. Банк нуждался в системе, способной не только настраивать и публиковать тарифы, но и мгновенно рассчитывать стоимость операций, совершенных клиентами. Эта система должна предоставлять клиентам возможность сразу увидеть стоимость услуги перед ее оплатой и автоматически передавать данные в АБС для списания комиссий.
Кроме того, банк предъявил жесткие требования к масштабируемости и производительности системы, поскольку она должна была выдерживать растущие нагрузки без дополнительных доработок. Это обусловило выбор технологий, способных обеспечивать горизонтальное масштабирование и соответствовать заявленным SLA.
Наш процесс управления тарифами и продуктами был, мягко говоря, не самым простым. Информация о тарифах дублировалась в разрозненных системах, каждое изменение тарифа или вывод нового продукта на рынок требовали корректировки данных в каждой из них. Это был длительный и трудозатратный процесс, который требовал от ИТ-команды уникальных компетенций и постоянной доработки систем. На выведение нового продукта на рынок требовались недели, а порой и месяцы, что, конечно, неприемлемо в современных условиях. Мы понимали, что необходимо единое гибкое решение, которое позволит быстро и эффективно управлять продуктами и тарифами. Что-то, что будет основано на современном стеке технологий и поможет оперативно решать бизнес-задачи с помощью легких настроек, без программирования или с минимальными доработками кода.
Максим Солярик, Главный архитектор, Альфа-Банк
|
Как происходил выбор решения и подрядчика?
Лиана Гургенян: В 2021 году Альфа-Банк сформировал требования к будущему решению и объявил конкурс на выбор подрядчика. С четырьмя компаниями-разработчиками коробочных решений были запущены пилотные проекты. Среди участников пилота были SAP и Amdocs.
В рамках пилота нужно было реализовать в системе настройки сложных тарифов по услугам, расчет их стоимости при совершении операций и формирование проводок для списания в учетной системе банка. Система должна была мгновенно рассчитывать стоимость операций для клиента банка и передавать информацию в АБС для списания комиссии. Это требовало демонстрации масштабируемого решения, способного выдерживать высокие нагрузки и соответствовать строжайшим SLA Альфа-Банка, обслуживающего 30 млн частных клиентов и более 1.6 млн юридических лиц.
Мы понимали, что для выполнения столь амбициозных требований проекта нам нужна in-memory технология, обеспечивающая высокую производительность калькуляции стоимости при росте клиентской базы за счет горизонтального масштабирования. В итоге выбрали платформу Tarantool, обеспечили оперативную передачу данных из продуктового каталога в in-memory БД и выполнение быстрых вычислений.
Пилотный проект стал испытанием не только для нашей системы, но и для всей команды. Мы настроили сложные тарифы, продемонстрировали расчет стоимости услуг на пилотной версии тарифного калькулятора, продемонстрировали Банку гибкость, производительность и надежность нашей системы. Команда, состоящая из экспертов с богатым опытом работы в банковской сфере, продемонстрировала глубокое понимание потребностей клиента, что стало важным фактором при выборе нас в качестве партнера.
Альфа-Банк выбрал ПО ITA PRODCAT для старта целевого проекта, и жизнь показала, что в свете ухода иностранных вендоров, выбор решения из реестра российского ПО было правильным шагом.
Можете рассказать подробнее, какие функциональные и нефункциональные требования предъявлялись к системе?
Лиана Гургенян: Необходимо было создать систему для централизованного управления процессами тарификации физических и юридических лиц. Она должна обеспечивать управление продуктовым каталогом, биллинг в режиме реального времени, включая операции по стандартным и индивидуальным планам, пакетам услуг, а также подпискам на банковские продукты и услуги для всех рыночных сегментов. В части масштабируемости и отказоустойчивости, система должна поддерживать горизонтальное масштабирование и без доработок выдерживать следующую нагрузку по операциям: 120 тыс. операций в минуту, 50 млн операций в день. Отказоустойчивость системы должна составлять 99,99%, все обновления должны выполняться без прерывания клиентского обслуживания. Необходима реализация DRP-сценариев, надежная защита от сбоев и аварий.
Расскажите подробнее о решении: в чем его ценность и какие возможности особенно полезны клиенту?
Лиана Гургенян: Здесь я лучше передам слово клиенту.
Основная ценность в том, что в банке появилось больше возможностей для реализации новых комиссий и услуг благодаря настройкам в интерфейсе и с минимальными доработками кода. По результатам первого этапа программы на базе первых реализованных групп услуг уже были созданы и введены в эксплуатацию несколько новых комиссий. Эти комиссии реализованы настройками в интерфейсе всего за пару дней, что существенно сокращает time-to-market реализации таких комиссий. Андрей Саченко, Руководитель Департамента Альфа-Банк.
|
Как проходил проект: как долго он длился, из каких этапов состоял?
Лиана Гургенян: Первый этап проекта реализовывался в общей сложности 18 месяцев и состоял из трех основных фаз. Фаза 1 — создание инфраструктуры, установка базового решения и настройка услуг и тарифов Этапа 1. Фаза 2 — реализация первой волны интеграций и запуск разовых комиссий юридических лиц и p2p операций физических лиц. Фаза 3 — стабилизация решения, реализация второй волны интеграций и запуск подписок физических лиц и подписок юридических лиц. Сейчас идет реализация второго этапа проекта, говорить о завершении пока рано.
Были ли на проекте трудности и если да, то как вы их преодолевали?
Лиана Гургенян: Как и в любом масштабном IT-проекте, в процессе внедрения мы столкнулись с рядом трудностей. На момент старта проекта банковские подписки в России находились на начальной стадии развития, и не было достаточного понимания их полного потенциала и сложности — ни у нас, ни у представителей банка. Из-за этого изначально данный продукт воспринимался как простой, с фокусом на базовые функции тарификации и настройки услуг, входящих в подписку. Однако в ходе работы над полноценным проектом стало очевидно, что для успешного запуска необходимо было дополнительно учесть и проработать такие аспекты, как процессы подключения и отключения услуг, уведомления клиентов, а также связанные с этим бизнес-процессы. Расширение требований значительно увеличило масштаб проекта, требуя от нас быстрой адаптации. Для решения новых задач команда была расширена в три раза. Этот шаг оказался сложным, поскольку работа с темой тарификации требует глубоких знаний, а специалистов с необходимой квалификацией на рынке крайне мало.
Еще одним серьезным вызовом стало выполнение всех платформенных требований к системе уже на начальном этапе. Изначально мы планировали поэтапное масштабирование платформы, однако оказалось, что она должна была быть готова к поддержке потенциального роста клиентской базы в 5–10 раз с самого старта. Это потребовало не только адаптации архитектуры, но и проведения значительных доработок системы. Благодаря тесному взаимодействию с командой банка, включающей высококвалифицированных экспертов, мы успешно преодолели эти вызовы. Мы оперативно адаптировали процессы и работали с максимальной отдачей, чтобы соответствовать строгим требованиям банка и уложиться в заявленные сроки. Таким образом, этот масштабный проект стал для нас серьезным испытанием на первом этапе, которое мы успешно выдержали.
Каких улучшений удалось добиться в результате внедрения ITA PRODCAT?
Лиана Гургенян: Проект еще находится в работе: не все приоритетные для банка услуги перенесены, и говорить о количественных результатах пока рано. Однако важным достижением стало успешное внедрение системы, которая соответствует ожиданиям банка и обладает готовностью к дальнейшему развитию и масштабированию. Система минимизирует время на внедрение новых услуг благодаря гибким настройкам, которые позволяют описывать сложные условия тарификации и рассчитывать их с минимальными доработками. Ее функционал расширился и уже покрывает значительную часть потребностей, обеспечивая быстрый и эффективный запуск новых услуг. Система продолжает активно совершенствоваться, и в перспективе ее возможности по настройке бизнес-идей любой сложности без необходимости доработок будут охватывать до 99% потребностей Банка.
Внедрено ядро решения, реализованы первые важные для бизнеса комиссии. Что можно отметить уже сейчас — наши сотрудники получили возможность самостоятельно управлять тарифными планами, с помощью настроек, без программирования, настраивать тарификацию любой сложности: учитывать связь между различными операциями, применять агрегированные условия, рассчитывать и списывать комиссию. Уверен, в будущем система поможет нам еще больше повысить качество обслуживания клиентов и принесет финансовый результат. Андрей Саченко, Руководитель Департамента, Альфа-Банк
|