Содержание |
В рамках конференции TAdviser SummIT, прошедшей 30 мая 2018 года в Москве и собравшей в общей сложности более 600 участников, состоялась секция «ИТ в ритейле». В ней приняли участие представители заказчиков и поставщиков ИТ-услуг, которые в докладах и дискуссиях рассмотрели тренды и практики цифровой трансформации в торговых компаниях.
Опыт заказчиков, мнения экспертов
Со стороны заказчиков опытом с участниками секции поделился Юрий Секликов, директор по ИТ сети ювелирных магазинов 585GOLD, посвятил свой доклад Agile-подходам, актуальности их использования в ритейле. Напомнив участникам работы секции точный перевод этого слова – «проворный», он констатировал, что внедрение Agile - это «способ сосуществования с неопределенностью», которая неизбежно существует: что-то сделано, а пока делали, ситуация на рынке уже изменилась.
Юрий Секликов, директор по ИТ сети ювелирных магазинов 585GOLD
Agile - адаптивный конвейер по созданию бизнес-ценностей. Раньше основными требованиями ритейла к ИТ были надежность, масштабируемость, сейчас – скорость изменений, - отметил Секликов. |
Спикер привел пример из практики – одна розничная компания решила внедрять новую подсистему с многоканальным обслуживанием клиентов. Сделали проект, приняли сроки, утвердили бюджет, но цели в итоге не были достигнуты, потому что не были закрыты три неопределенности, а именно - на больших проектах люди не способны детально прорабатывать требования, за время реализации проекта ситуация на рынке может измениться, функционал купленного ПО может не соответствовать заявленному.
Agile позволяет справиться с ситуацией, констатировал спикер, обозначив основные посылы гибкого подхода:
- мы не можем рассчитать все с абсолютной определенностью - с неопределенностью придется жить;
- на первый план следует выносить именно то, что «в тумане», с чем остается неясность, например – для начала внедрить в нескольких магазинах базовый функционал, чтобы убедиться в его наличии.
Гибкие подходы ставят скорость получения результата на первое место в сравнении с документированием бизнес-требований, но не отменяет их, сказал в заключение выступления Юрий Секликов, добавив, что Agile хорош для тех проектов, когда неясен результат – «взлетит» проект в продуктиве или нет.
Денис Коровин, начальник ИТ-отдела Selgros Cash&Carry, рассказал об опыте использования гиперконвергентной инфраструктуры в своей компании. В случае классической инфраструктуры, отметил он, необходимо закупить оборудование, настроить его, передать ресурсы проектной команде – все это приводит к тому, что в ЦОДе образуется большая линейка оборудования, которой надо еще и управлять.
Конвергентная инфраструктура в плане обслуживания требует еще большей компетенции от персонала, хотя есть и серьезные преимущества – масштабируемый отказоустойчивый кластер, технология виртуализации, гибкое и быстрое выделение ресурсов.
Денис Коровин, начальник ИТ-отдела Selgros Cash&Carry
Время жизненного цикла гиперконвергентных системы – минимум 10 лет. Что касается замены одной системы на другую, то она возможна. Мы делали это, причем даже с заменой платформы виртуализации, бизнес даже не заметил, - рассказал Денис Коровин. |
Докладчик отметил, что в гиперконвергентной инфраструктуре, в отличие от конвергентной, ресурсы не являются дискретными, управляются одним программно-аппаратным комплексом, администрирование осуществляется из одной консолью одним сотрудником, снижается риск потери данных за счет распределенного хранения информации на всех узлах. Преимущества этого он обозначил следующие - упрощенное управление инфраструктурой, автоматизация рутинных операций, простое масштабирование, богатый функционал «из коробки».
К минусам спикер отнес то, что система управления достаточно требовательна к ресурсам, добавив в заключение, что решение – дорогое и по экономическим параметрам подойдет не всем компаниям. Илья Садовенко, директор по ИТ Европейского региона компании Mary Kay, рассказал об успешном проекте по модернизации аналитической системы принятия решений и отчетности, реализованном в Казахстане. До него, рассказал спикер, в компании уже была достаточно развитая инфраструктура аналитики на базе IBM Cognos Analytics в сочетании с использованием Excel.
Вместе с тем, было и много проблем - различные метрики были слабо совместимы, формирование целостной картины затруднено, роль аналитики была неопределенной, создание новых отчетов требовало много времени, причем сложные отчеты генерировались часами.
Илья Садовенко, директор по ИТ Европейского региона компании Mary Kay
Составляющими успеха проекта стали три аспекта – методологический, организационный и технологический, а именно:
- методологический: пересмотр метрик, методика формирования новых, согласование методики формирования набора метрик со всеми игроками;
- организационная: создание единого аналитического центра, сокращение количества аналитиков (в два раза – с 6 до 3), изменение роли аналитика на Citizen Data Scientist;
- технологическое: решение российской компании Polymatica было выбрано заранее и уже апробировано, все источники данных доступны, сами данные помещены в хранилище.
Проект был реализован за четыре месяца, ключевые особенности в плане архитектуры: реализованы комбинированные вычисления, формирование сложных отчетов осуществляется за несколько секунд, один сервер, кубы хранятся и обрабатываются в оперативной памяти. В планах компании, отметил в заключение Илья Садовенко, развертывание решения по всем регионам, расширение функционала, большее использование предиктивной аналитики, переход на облачную модель.
Артур Мурадян, исполнительный директор транспортной компании Traft, рассказал участникам работы секции о цифровой логистике в ритейле, повышении продаж и привлекательности с помощью автоматизации, своем видении проблем в этой области. Спикер констатировал, что в современном ритейле постепенно стирается граница между офлайн- и онлайн-ритейлерами, обозначающий взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом.
Артур Мурадян, исполнительный директор транспортной компании Traft
Новые форматы клиентского сервиса подразумевают оффлайн-присутствие – мобильные примерочные, постаматы, беспилотная доставка, - отметил Артур Мурадян. |
По словам докладчика, ритейлеры уже почувствовал, что тотальная автоматизация бизнеса - не панацея, в противном случае упускается главное – индивидуальный подход к обслуживанию клиента, и что автоматизация должна уходить в тень на этапе доставки груза клиента.
Артур Мурадян рассказал о схеме с использованием ЭЦП на транспорте, придуманной в его компании: транспортная компания акцептирует заказ своей электронно-цифровой подписью, водитель – своей, при помощи мобильного устройства, работник склада – своей. Далее товар следует на мобильный пункт реализации, где сдается также при помощи ЭЦП. Клиенту это дает возможность в режиме онлайн наблюдать перемещение заказанного товара.
Ведущий секции Сергей Адмиральский привел оценки Росстата по объему российского ритейла в 2017 году - 30 трлн. рублей, а рост – на уровне 1,5% . Вместе с тем, затраты на ИТ в рознице остаются на очень низком уровне, отметил он, оценив их в 70 млрд. рублей.
Ритейл в минувшем году выполнил требования закона №54-ФЗ, установив онлайновые кассовые машины. Многие при этом одновременно заменили и учетные системы, оказавшиеся несовместимыми. Для некоторых ИТ-компаний это стало серьезным драйвером роста бизнеса, - отметил Адмиральский. |
Сергей Адмиральский
На рынке ритейла, по оценке Сергея Адмиральского, произошли качественные изменения в контексте ИТ-аутсорсинга: ширится каталог сервисов, предлагается полноценная поддержка тяжелых промышленных СУБД, продвинутых систем аналитики. Основной тренд – широта ассортимента сервисов, предлагаемых на условиях аутсорсинга.
В числе других важных трендов - по-прежнему актуальный тренд на слияние и поглощение, продвинутый способ маркировки товаров RFID-метками, онлайн-торговля, размер которой превысил по итогам прошлого года 1 трлн. рублей, причем 37% - трансграничные операции. Есть и неоднозначные тенденции - чем больше внедряется новых технологий, тем больше приходится тратить на информационную безопасность, причем «есть подозрения», отметил спикер, что расходы на ИБ - несимметричны, то есть они больше, чем инвестиции собственно в новые технологии.
Три направления, на котором еще возможно конкуренция, по оценке ведущего секции, – это привлечение клиентов, управление лояльностью и работа с персоналом. И здесь необходимы, в первую очередь, качественная идентификация клиента, обучение персонала психологии совершения покупки, специальная работа с «миллениалами», учитывающая их особые человеческие ценности.
Игроки рынка: тенденции и решения
Заместитель директора по развитию бизнеса ICL Services Андрей Князев рассказал об инструментарии, процессах обеспечения магазинов торговой сети, подходах компании при реализации сервисов в ритейле - одном из основных направлений бизнеса компании.
Андрей Князев, заместитель директора по развитию бизнеса ICL Services
Он привел три направления автоматизации поддержки работы магазинов торговой сети:
- на базе системы Service Desk с единой точкой приема обращений, роботизацией категоризации и обработки входящих сообщений, используется машинное обучение;
- на базе системы управления выездным обслуживанием «Снаряд» - формирование команд, привязка контрактных показателей работы сервиса, инструмент доставки инструкций для конечных пользователей, оперативное управление исполнением задач;
- на основе системы Pulse, позволяющей персональному менеджеру ICL Services управлять сервисами, контролировать показатели эффективности, осуществлять многомерный анализ данных и принимать решения.
Антон Рудашевский, руководитель продуктового офиса BIA-Technologies, рассказал, что транспортная компания «Деловые линии» - один из основных клиентов его компании. Это крупная структура федерального масштаба, подчеркнул он: 4 тыс. машин в управлении, порядка 780 тыс. км перевозок по стране в сутки.
Специалисты BIA-Technologies сами написали и внедрили TMS-систему, которая позволяет контролировать безопасность, порядок труда и отдыха персонала транспортной компании, экономить на топливе, рассказал Антон Рудашевский. Но оказалось, что на эффективность компании в целом внедрение TMS-решения «не слишком повлияло» - в частности, пропускная способность склада осталась низкой. Тогда стали работать с бизнес-процессами, с топологией и складом, моделировать бизнес-процессы, заниматься предиктивным анализом, прогнозировать. Комплексный подход позволил оперативно изменить бизнес, позиции сотрудников. Это позволило снизить время обработки грузов на 35%, повысить пропускную способность складов на 25%, сэкономить компании сотни миллионов рублей.
Работали с большим количеством ограничений – окна, отгрузка, но в результате удалось построить мощную информационную среду. Внедрено одно из крупнейших решений на базе «1С» - пять тысяч одновременных пользователей, - отметил Рудашевский. |
В заключение выступления спикер сообщил, что подписано соглашение с «Ростелекомом», который планирует масштабировать опыт компании на страну, в планах – экстраполяция опыта внутренних проектов – на внешний рынок.
Иван Гузев, директор по информационной безопасности IBS DataFort, рассказал об облачной платформе компании, подробнее остановившись на вопросах информационной безопасности в ритейле.
Докладчик констатировал, что побочный эффект внедрения новых технологий – снижение ИБ, рост количества инцидентов. В большинстве случаев проблемы связаны с человеческим фактором, констатировал Иван Гузев, - неграмотность персонала, несовершенство процессов взаимодействия ИТ и бизнеса, сознательные или несознательные сливы информации.
Иван Гузев, директор по информационной безопасности IBS DataFort
В связи с быстрым развитием технологий, квалификацию ИТ-специалиста нужно повышать так же регулярно, как и у врача, - подчеркнул он. |
Спикер перечислил преимущества облачной ИБ, предлагаемой к использованию его компанией:
- актуальная технологическая платформа, возможность использования промышленных решений;
- высокая скорость развертывания;
- высокая скорость реагирования на инциденты;
- высокая компетентность сотрудников.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.
Директор по ИТ Европейского региона компании Mary Kay
Начальник управления, Управление программных решений для цепочек поставок, X5 Retail Group
Начальник ИТ-отдела, Selgros Cash&Carry
Заместитель директора по ИТ по инфраструктуре и сервисам, HOFF
Руководитель продуктового офиса, BIA-Technologies
Заместитель директора по развитию, ICL Services
Исполнительный директор, Traft
Директор по ИТ, Сеть ювелирных магазинов 585GOLD
Директор по информационным технологиям, ЛУДИНГ
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@tadviser.ru