Константин Истомин, Directum: В чистом виде СЭД/ECM сегодня слабо востребованы
О трендах и перспективах развития рынка СЭД/ECM/CSP в интервью TAdviser рассказал Константин Истомин, исполнительный директор Directum.
Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка СЭД/ECM/CSP? Что изменилось со времени нашего последнего интервью?
Константин Истомин: Рынок за год вырос примерно на 15-20%. Основными стимулами для роста были импортозамещение и государственные инициативы вроде перехода на МЧД. Кроме того, заказчики начали переключаться на неклассические для СЭД предметные области и внедрять решения для кадровых процессов, бухгалтерского документооборота, управления клиентскими досье и пр. Поэтому сегодня разработчики выводят возможности своих ECM-продуктов за «классовые» границы, развивая BPM-функциональность, инструменты low-code/no-code. В чистом виде СЭД/ECM сегодня слабо востребованы.
Возросла конкуренция на рынке, но основные игроки остались прежними. В реестре отечественного ПО за 2024 год появилось больше 40 продуктов класса ECM. Однако надо понимать, что туда вошли не только новые рыночные решения. Крупные компании разрабатывают «самописные» системы, которые также публикуют в Реестре — эти продукты реально не имеют рыночного потенциала.
Несмотря на рост рынка, сегодня клиенты ощущают просадку по прибыли: они вынуждены тратить заметную долю доходов на проценты по кредитам и зарплаты сотрудникам в попытках удержать их в ситуации кадрового голода. Существовавшие прежде грантовые программы сворачиваются, так как у государства есть более приоритетные задачи. Соответственно, многие предприятия сокращают бюджеты на внедрение и развитие ИТ-систем, не связанных с профильной деятельностью бизнеса или требованиями законодательства.
При этом российский рынок ECM остается довольно ограниченным, конкуренция обостряется, и некоторые игроки периодически демпингуют. Попытки выигрывать в сделках через неадекватно низкие предложения цен формируют у клиентов ложные ожидания, что в итоге снижает качество внедрения систем и ценность от их использования. Это еще один негативный фактор.
Как вы оцениваете потенциал рынка в ближайшие 5-10 лет?
Константин Истомин: Ниша СЭД/ECM будет расти и развиваться поступательно. Это не бурный рост, как в сегментах HRTech, LegalTech или low-code-платформ. Но развитие тут не останавливается. Сегодня все больше компаний переходят на ЭДО с контрагентами, а это стимул отказаться от бумажных оригиналов в пользу электронных. Государство способствует цифровизации через новые инициативы вроде обязательного перехода на машиночитаемые доверенности или налоговый мониторинг. Плюс прежние корпоративные системы просто устаревают — бизнес переходит на новые более современные.
Не так давно министр Шадаев заявил, что в реестре российского ПО останутся только те продукты, которые действительно востребованы на рынке, у которых есть клиенты. Те системы, что разрабатывались «для себя», либо будут меняться, чтобы получить спрос на рынке, либо потеряют место в Реестре. Соответственно, компаниям с госучастием придется покупать «рыночные» ИТ-продукты, отказываясь от своих самописных решений.
В чем сейчас заключается ваша основная стратегия развития? На какие сегменты рынка вы делаете ставку?
Константин Истомин: В первую очередь мы фокусируемся на сегменте среднего и крупного бизнеса. При этом мы видим явный интерес к СЭД со стороны небольших компаний, им мы предлагаем систему Directum Lite. Концепции ECM в чистом виде соответствует только часть наших продуктов, экосистема готовых решений Directum давно развивается за ее рамками и пополняется самыми разными возможностями.
Мы реализуем цифровизацию бизнес-процессов и документооборота с опорой на технологии искусственного интеллекта, no-/low-code-разработку, бесшовные интеграции, за счет чего выстраиваем для заказчиков единую систему управления компанией.
Микросервисная архитектура и масштабируемость позволяют нам соответствовать требованиям очень крупных заказчиков — с охватом одновременных подключений в 50 и более тысяч. Также мы предлагаем клиентам профильные системы: Directum HR Pro для управления кадровыми процессами, Directum Projects — для проектного менеджмента.
Понимая потребности бизнеса в быстрой поставке и развертывании систем, а также его неготовность инвестировать в кастомную разработку, мы идем в сторону «коробочности» наших продуктов — предлагаем готовые решения с функциональностью для широкого круга пользователей. «Коробку» быстрее начать использовать, повышая эффективность работы, а адаптировать ее можно постепенно с помощью no-code и low-code-инструментов платформы.
Как вы видите развитие Directum в контексте современных технологических трендов, таких как искусственный интеллект, машинное обучение?
Константин Истомин: Мы занимаемся развитием сервисов искусственного интеллекта для обработки текстовой информации с 2017 года, среди клиентов нашего ИИ — IDS Borjomi Russia & Belarus, «ОДК-Авиадвигатель», «СМ-Клиника», «Татспиртпром», Правительство Удмуртской Республики и много других организаций. Мы продолжаем работать над возможностями встроенных в Directum RX AI-сервисов, пополняем состав технологий, разрабатываем новые фичи. В Directum RX Intelligence ИИ-сервисы пронизывают систему и кратно повышают эффективность самых разных бизнес-процессов.
В 2024 году в рамках развития генеративного ИИ мы подключили к системе нейросетевую модель GigaChat — для суммаризации и генерации текста. За счет этого пользователи могут в пару кликов создавать аннотации документов, тексты поручений и резолюций. Сегодня мы проводим пилотные проекты с вопросно-ответным поиском, в ближайших планах — развитие диалогового управления и умного ИИ-ассистента.
Компания Directum стала «Лидером по внедрению искусственного интеллекта» по версии SberPro Tech 2024. По итогам года, доля клиентов, выбравших интеллектуальную поставку системы Directum RX Intelligence, составила уже половину от их общего числа. Уверен, новые возможности будут только способствовать ее увеличению.
Какие новые продукты появились в экосистеме Directum за год, и какие новые возможности вы планируете добавить в систему? Какие новые решения разрабатываете?
Константин Истомин: Мы вывели на рынок бизнес-приложение Directum Portal. Как вы понимаете, это далекое от класса ECM решение, что тоже подтверждает, насколько разнообразны сегодня задачи вендоров на этом рынке. Это корпоративный портал, который в едином интерфейсе дает пользователям удобный доступ ко всей информации и сервисам компании: от контактов коллег и заказа справок до рабочих задач внутри ИТ-систем организации.
Также недавно мы выпустили продукт для управления корпоративными сервисами Directum ESM. Это такие «госуслуги» внутри компании, единое сервисное окно для работников, основанное на принципах ITIL. Продукт помогает организовать прозрачную и эффективную работу внутренних, внешних служб и общих центров обслуживания.
Благодаря сотрудничеству с компаниями из партнерской сети Directum в нашей линейке решений появились Конфиденциальное делопроизводство и Наряды-допуски. Свою разработку для управления регламентирующими документами мы в скором времени встроим в коробку Directum RX. Все новинки родились из реальных потребностей заказчиков и соответствуют ожиданиям бизнеса.
Кроме того, мы всегда поддерживаем в своих продуктах законодательные изменения: нововведения по машиночитаемым доверенностям, Госключу и пр. Продолжаем развивать функциональность по долговременному хранению электронных документов, а также участвуем в обсуждениях государственных инициатив по ГосЭДО и ЦХЭД.
В последний год мы уделяли особое внимание развитию интерфейса системы — для удобной работы он должен соответствовать роли пользователя. Например, руководителя. В таком ролевом интерфейсе расположение инструментов отвечает логике работы с ежедневными задачами топ-менеджера и помогает оптимизировать его рабочие процессы.
Помимо этого, мы готовим несколько других концептуально новых продуктов и подробности будем готовы анонсировать уже весной на нашей ежегодной конференции для крупных компаний Directum Enterprise Forum.
Какие инновации, по вашему мнению, могут кардинально изменить рынок ECM систем в будущем?
Константин Истомин: Кроме искусственного интеллекта, который находит применение в разных задачах ECM-систем и полностью меняет подход к управлению контентом предприятия, я бы назвал развитие инструментов «легкой» коммуникации. Интерфейсы будут обогащаться возможностями рабочего общения без лишних барьеров и стремиться к Zero UI.
Это будут такие инструменты внутри корпоративных систем, которые позволят пользователям проще и быстрее собираться для обсуждения задачи, о чем-то договариваться, не уходя в хаос бытовых мессенджеров и оставаясь в безопасном контуре, где сохраняется история действий. В корпоративном ПО такое изменение UI/UX соответствует общему тренду на человекоцентричность, хорошо коррелируют со сменой поколений пользователей систем и обещает быть действительно чем-то новым на рынке.