К базовым отраслям промышленности традиционно относят индустрии:
- Добывающая промышленность — добыча полезных ископаемых, угля, нефти, газа, руды;
- Металлургическая промышленность — черная и цветная металлургия;
- Химическая и нефтехимическая промышленность;
- Электроэнергетика и др.
Во всех этих отраслях затраты на техническое обслуживание и содержание технологического оборудования составляют весьма заметную долю затрат в общей себестоимости продукции. Так, например, в нефтегазодобывающей отрасли затраты могут достигать 25-30% от себестоимости добычи. Поэтому особое внимание экономических служб к этой статье расходов вполне обосновано. Понятно, что не обслуживать и не ремонтировать оборудование нельзя, иначе оно рано или поздно выйдет из строя. Однако, статья «расходы на содержание оборудования» всегда наименее зафиксирована и часто подвергается принудительному сокращению.
Нормализовать эту ситуацию, сделать расходы на техобслуживание и ремонты более прозрачными, предсказуемыми и оптимальными помогают ERP-системы, и, в частности, функциональный модуль ТОРО — Управление техобслуживанием и ремонтами оборудования.
Рассмотрим функциональные возможности модуля ТОРО на примере ERP-платформы «Ма-3».
На рисунке показан жизненный цикл оборудования, как он может быть реализован в системе «Ма-3».
По шагам процесс управления оборудованием в модуле ТОРО выглядит следующим образом:
1. Заполнение справочника оборудования (активов).
В этом справочнике в структурированном виде прописаны единицы оборудования, с указанием характеристик объектов, перечня необходимых запасных частей, правил учета наработки и базовой информации для учета затрат по обслуживанию.
Справочник оборудования также может быть представлен в иерархическом виде — в виде специального «дерева», которое не только показывает входимость объектов и расположение конкретного оборудования в общей структуре предприятия, но также отражает текущее состояние объекта и позволяет контролировать ход работ по его обслуживанию.
2. Регулярный мониторинг состояния оборудования.
Иерархия оборудования позволяет контролировать оборудование в привязке к местам размещения.
В «дереве» отражаются сервисные запросы и запланированные работы по оборудованию. Просроченные работы выделяются цветом. Интерактивное меню служит для вызова функций управления оборудованием. Состав функций зависит от типа объекта и может быть настроен.
Встроенные возможности «дерева» объектов:
- Листы проверки.
- Журнал регистрации событий с оборудованием.
- Контролируемые параметры оборудования.
- Автоматическое создание заказов на ремонт при превышении допустимых отклонений.
- Отображение состояния на графической схеме.
3. Управление структурой оборудования с учетом монтажа/демонтажа узлов.
При первичном монтаже узла в структуру определяется дата монтажа и текущая наработка.
Демонтаж и монтаж узлов проводятся специальными операциями с указанием наработки и причины операции.
4. Создание технологических карт обслуживания оборудования.
Технологические карты определяют содержание работ и последовательность операций. Через технологические карты в системе «Ма-3» реализуются следующие функциональные возможности:
- Определение периодичности, ремонтов и обслуживания.
- Определение видов обслуживания обслуживание, ремонт, диагностика, замена и т.д.
- Определение состава работ и потребности в ресурсах.
- Группировка работ по задачам (операциям)
- Определение последовательности операций, норм времени, перекрытий.
- Настройка контрольно-измерительных процедур в рамках технологических карт.
- Контроль гарантии использованных запчастей.
- Определение точек смазки, шагов смазки и расходных материалов.
5. Планирование ремонтов и обслуживания.
В системе «Ма-3» реализована гибкая система планирования ТОРО на основании периодов обслуживания и фактической наработки, включая следующий функционал:
- Формирование потребностей в ресурсах.
- Сдвиг обслуживания на основании факта наработки.
- Группировка разных видов обслуживания.
- Распределение ТМЦ, инструментов, трудовых ресурсов и услуг подрядчиков по заказам ТОРО.
- Формирование заказов на закупку ТМЦ, запчастей и услуг подрядчиков.
- Формирование заказов на производство запчастей.
6. Учет выполнения работ.
Учет выполнения работ ТОРО реализуется через заказы на обслуживание:
- Заказ на обслуживание — автоматический процесс и создание заказов вручную.
- Регистрация фактических затрат.
- Регистрация расходов ТМЦ.
- Регистрация наработки.
- Перемещение оборудования.
- Монтаж/демонтаж оборудования.
- Измерения отклонений характеристик оборудования.
- Указания причин простоя в работах.
- Регистрация проблем и решений.
- Отчетность о выполнении заказов на ремонт и обслуживание.
7. Организация сервисного обслуживания оборудования.
Управление сервисным обслуживанием реализуется через обработку сервисных запросов, с последующим созданием и выполнением техническим персоналом сервисных заказов.
Схема и различные опции обработки сервисных запросов в системе «Ма-3» представлены ниже.
Сценарий обработки сервисного запроса включает в себя оповещение ответственного за зону обслуживания, уточнение информации об объекте и приоритете обслуживания, а также назначение даты/времени и исполнителя работ.
Далее в системе создается заказ на сервисное обслуживание со всем необходимым набором атрибутов.
После выполнения сервисного заказа система «Ма-3» предоставляет весь необходимый функционал для ответственного закрытия сервисного запроса, включая оценку выполнения по настроенной заранее анкете, оценку исполнителей и степени удовлетворенности заказчика.
В целом, планирование и управление техобслуживанием и ремонтами в информационной системе позволяет добиться увеличения коэффициента загрузки оборудования, увеличения фондоотдачи, снижения затрат на производство работ ТОРО, повышения энергоэффективности и снижения затрат на энергообеспечение. ERP-платформа «Ма-3» предоставляет весь необходимый функционал для достижения этих эффектов.