Александр Емелин, VESNA: Мы существенно нарастили компетенции в направлении архитектурных и интеграционных решений
ИТ-бренд VESNA стартовал в 2023 году как один из сильнейших игроков в области заказной разработки и цифровизации закупок. Статус ИТ-визионера обеспечен репутацией и опытом, который команда приобрела за 11 лет работы в составе Электронной торговой площадки Газпромбанка (ЭТП ГПБ). Теперь компания реализует проекты цифровой трансформации для десятков крупнейших холдингов. Тем не менее заявлять о себе пришлось в непростых экономических условиях. Каким был этот год для VESNA и какие проекты удалось реализовать, рассказывает коммерческий директор бренда Александр Емелин.
Как прошел первый год для бренда?
Александр Емелин: Это был год самоидентификации. Мы переосмыслили то, что уже умеем. Некоторые продукты доработали и перезапустили, другую часть переупаковали, чтобы донести новую ценность до клиентов.
Мы выделили для себя ключевые направления и сосредоточились на их развитии. Основные компетенции компании включают разработку, модернизацию и поддержку электронных торговых площадок, систем управления взаимодействием с поставщиками (SRM) и B2B-маркетплейсов. Мы создаем и внедряем цифровые платформы для финансового сектора и контроля инвестиционного строительства, а также решения для нормализации нормативно-справочной информации (НСИ) и управления большими объемами данных (MDM). Помогая компаниям проходить цифровую трансформацию, мы проводим аудит их цифровой зрелости.
Наш опыт включает создание и настройку федеральных порталов, торговых площадок, финансовых платформ, биллинг-систем, личных кабинетов клиентов, удостоверяющих центров, систем ведения НСИ, BI и интеграции с государственными сервисами. В условиях будущего роста налоговой нагрузки мы уже сегодня предлагаем клиентам финтехрешения, такие как динамическое дисконтирование и электронный факторинг, которые оптимизируют процессы ранних оплат и получения скидок по исполненным поставкам.
Внутри VESNA мы модернизировали процессы безопасной разработки и выделили несколько ИТ-лабораторий, которые работают над перспективными направлениями продуктов. А еще у нас есть своя ИТ-школа, где мы готовим для себя кадры. В 2024 году она взяла Гран-при в номинации «HR Tech проект года» на конференции XII HR Tech Forum & Award 2024.
С какими вызовами столкнулись?
Александр Емелин: Главный вызов — донести до клиентов, почему мы столько лет работали в составе ЭТП ГПБ, а теперь выделились в VESNA. Тем самым мы хотим сказать, что стали самостоятельными и открыты рынку — предлагаем ему нашу колоссальную экспертизу, которую раньше использовали преимущественно внутри группы.
Что касается вызовов на рынке, после ухода западных вендоров нужно наращивать темпы импортозамещения ПО, и VESNA участвует в этом процессе. Компания в ускоренном режиме разрабатывает и внедряет российские ИТ-решения, помогает клиентам на них «переехать».
Также из-за кибератак растут требования к процессу создания защищенных и отказоустойчивых высоконагруженных решений. Использование методологии безопасной разработки (DevSecOps), внимательное отношение к процессу эксплуатации результатов разработки и внедрение практики SRE позволили сделать значительный шаг как в качестве решений, так и эффективности работы команд и существенном сокращении Time to market.
Расскажите подробнее о цифровой безопасности. Как вы ее обеспечиваете?
Александр Емелин: Раскрывать все наши методики мы не будем, да и это не профильный бизнес VESNA. Но обеспечивая качественными решениями наших заказчиков, а это крупный корпоративный бизнес и государственные структуры, мы должны точно соответствовать требованиям, которые предъявляются со стороны служб информационной безопасности.
Мы существенно нарастили компетенции в направлении архитектурных и интеграционных решений. Меньше чем за год построили своими силами корпоративное хранилище данных (КХД) и на его базе пересмотрели подходы к аналитике как по бизнес-направлению, так и по направлениям собственной эффективности и безопасности разрабатываемых решений.
Насколько изменилась VESNA с момента запуска?
Александр Емелин: Количество сотрудников увеличилось с 200 до почти 500 человек, и все они высокомотивированные ИТ-специалисты, которые любят свое дело. Мы отобрали лучших в области разработки программного обеспечения, бизнес-анализа, информационной безопасности, общесистемной инженерии, внедрения, сопровождения и проектного управления.
Есть рост и в количестве услуг. Если в переходном периоде мы предлагали рынку два-три решения, сейчас их уже более десяти, и это далеко не только заказная разработка. Например, сейчас активно продвигаем VESNA.Article — MDM-решение для нормализации данных. Суть в том, что мы внедряем на стороне заказчика систему, которая структурирует и классифицирует данные: приводит их к общему виду, удаляет дубликаты и т. д. Ускорить процесс помогает ИИ. К июню 2024 года мы нормализовали справочники для девяти крупнейших компаний страны, общий объем обработанных позиций превысил 10 млн.
VESNA.Article и другие проекты по работе с большими массивами информации стали возможны благодаря запуску в VESNA корпоративного хранилища данных — здесь наши ИТ-архитекторы и инженеры тоже проделали огромную работу.
Расскажите еще о знаковых для бренда проектах.
Александр Емелин: Наш главный клиент, благодаря которому мы появились, — ЭТП ГПБ. Площадка обслуживает более 1 млн торгов на сумму свыше 17 трлн рублей. Мы с самого начала обеспечиваем ее цифровое развитие, дорабатывая в соответствии с меняющимися требованиями регуляторов и пожеланиями клиентов. Сегодня ЭТП ГПБ успешно работает с 850 тыс. поставщиков и 16 тыс. заказчиков, ежедневно пропуская свыше 1,5 тыс. сделок.
Также мы разработали ряд решений для портала Единого оператора газификации. С этим проектом мы взяли Гран-при на премии за достижения в области цифровой трансформации CDO/CDTO Summit & Awards 2024. Газификация — национальный проект по подключению к системам газоснабжения даже самых отдаленных населенных пунктов страны. Мы создали портал для подачи заявок на газификацию, отслеживания статусов их исполнения, заключения договоров в электронном виде, систему, позволяющую авторизоваться с помощью портала «Госуслуги», и автоматизировали ряд процессов газораспределительных организаций. Сегодня портал используют более 1,2 млн граждан и порядка 5 тыс. операторов, обрабатывающих заявки и договоры. Это и сотрудники газораспределительных организаций, и операторы МФЦ. Ряд технологий этого проекта мы теперь можем адаптировать под задачи других заказчиков.
Мы внедрили биллинговую систему для группы компаний «Газпром межрегионгаз» для автоматизации процессов расчетов за газ, снижения уровня дебиторской задолженности и повышения уровня клиентского сервиса. Она обслуживает более 5 млн лицевых счетов и более 5 тыс. операторов, работающих в системе.
Для одной из крупнейших корпораций страны мы создали B2B-маркетплейс в сфере закупок по рамочным договорам. Разработали удобный интерфейс и автоматизировали процесс исполнения договоров, провели непростую интеграцию с существующими системами компании. Сделали цифровое пространство для взаимодействия заказчиков и поставщиков с удобным интерфейсом, созданным с учетом специфики закупок этой корпорации. Результат в цифрах: более 20 тыс. заказов за три месяца, более 2,1 млн прейскурантных позиций. Нам особенно приятно, что его признали лучшим маркетплейсом на крупнейшей в России ИТ-конференции по цифровой экономике ЦИПР-2023.
Наш проект контроля качества продукции, поставляемой в рамках госзаказа, награжден премией ComNews Awards 2023 в номинации «Лучшее цифровое решение в государственном секторе».
Также одному из крупнейших авиационных заказчиков мы реализовали отдельную торговую секцию для закупок. И это далеко не все проекты VESNA.
В числе ваших заказчиков и банки. Что именно создаете для них?
Александр Емелин: Это уникальные финансовые решения, обеспечивающие безопасное сопровождение сделок и мониторинг финансовых потоков.
Например, наши специалисты создали цифровую финансовую платформу, где в одном месте присутствуют система динамического дисконтирования и электронный факторинг, которые помогают компаниям оптимизировать управление капиталом и повысить банковскую ликвидность через автоматизацию ранней оплаты счетов и отсрочек платежей. Операции проходят на одной площадке, которая связывает заказчиков с поставщиками и банками. Есть два типа этого решения: облачное (SaaS) для легкого доступа к сервису и коробочное, которое мы внедряем в ИТ-периметр компании (On-Premise). Сейчас, в условиях дефицита ликвидности поставщиков, это актуально как никогда.
Могли бы вы сформулировать главный принцип VESNA в работе с заказчиками?
Александр Емелин: Решать проблемы заказчика точно, надежно, эффективно и конфиденциально. Клиенты нам доверяют, и мы это очень ценим. Наш подход основан на полном погружении в бизнес клиента с применением сценария: ситуация, проблема, решение, инструмент. Сначала мы детально анализируем потребности заказчика, затем создаем прототипы будущих решений, после чего согласовываем их. Так получаются решения, максимально адаптированные к поставленным задачам. Если приходит новый клиент со сложным запросом, то мы проводим бесплатный экспресс-аудит ИТ-систем, выдаем предварительное заключение и рекомендации.
Какие тренды в заказной разработке актуальны? А какие только зарождаются и могут стать массовыми в будущем?
Александр Емелин: Мы отмечаем рост вложений в безопасность и защиту данных. Есть тренд на создание приложений для бизнеса на упрощенных low-code и no-code платформах, на персонализированные решения для компаний, интеграцию новых практик ради ускорения выпуска новых продуктов.
Мы видим большую перспективу в проектировании ИТ-систем управления сложными динамичными системами в изменчивой среде. Если результаты бизнеса не устраивают, то система не полна. В ней нет важных элементов, обеспечивающих выполнение нужной функции и требуемых результатов, как следствие — возникают проблемы. В проектировании систем управления необходимо запустить процессы, которые эти проблемы убирают. Такая система управления позволяет проанализировать потоки ресурсов и бизнес-процессы, сопоставить их с результатами и эффективно принимать как оперативные, ситуационные решения, так и стратегические.
Растет популярность ИИ и машинного обучения, которые компании внедряют в бизнес-процессы для аналитики, автоматизации и контроля качества. Все чаще предприятия используют прогнозную аналитику, чтобы заранее знать, когда и какое оборудование нужно обслужить и отремонтировать, чтобы исключить простои из-за внезапных поломок. Растет число единых платформ для сбора и обработки данных на всех этапах производства. При анализе и моделировании процессов для качественного управления мы наблюдаем тренд перехода от концепции бизнес-процессов к концепции практик. Предприятие осуществляет определенные виды деятельности для компенсации дефицитов ресурсов в конкретное время и в конкретном месте.
Практики могут выполняться с применением различных технологий. Например, практика изучения ТЗ заказчика может осуществляться чтением документа техническим руководителем. Но документ ТЗ может прочесть и компьютер, сформировать структуру требований и помочь построить модель деятельности уже на ранних стадиях проекта, еще до договора. Понятно, что вторая технология изучения ТЗ потенциально мощнее, быстрее и с большей пользой для предприятия. Цифровые помощники уже эффективно решают подобные задачи.
Остается устойчивым тренд на цифровую трансформацию, которая невозможна без автоматизации и последующей цифровизации процессов. Трансформация позволяет цифровым системам управлять бизнес-процессами, повышая их эффективность. При этом многим предприятиям все еще требуется модернизация старых ИТ-систем.
С каким настроением VESNA смотрит в будущее?
Александр Емелин: Настроение прекрасное. Мы идем вперед семимильными шагами и не собираемся останавливаться. Закладываем большую линейку продуктовых решений, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям клиентов и требованиям рынка. Планируем расширить ассортимент, включив новые системы аналитики, работу с корпоративными хранилищами данных, тестируем более глубокое внедрение ИИ — планов много. Ситуация у наших заказчиков постоянно меняется, и мы держим высокую планку качества наших решений, которые подстраиваем под них. Это живой и динамичный процесс постоянного совершенствования. Верим, что VESNA через несколько лет станет лидером среди ИТ-компаний России, а в будущем сможет покорить и международные рынки.
И последнее. Какими показателями компании прямо сейчас вы особенно гордитесь?
Александр Емелин: Наше основное преимущество — то, что мы занимаемся разработкой и внедрением по-настоящему сложных ИТ-решений. Причем это решения для ведущих организаций в своих отраслях экономики, для корпораций-лидеров. Я веду к тому, что VESNA гордится множеством достижений. Однако все их удачно описывает фраза, которая недавно родилась в нашем коллективе: «Нам доверяют крупнейшие компании страны — клиенты VESNA обеспечивают 35% ВВП». 35% ВВП в ИТ-среде — явление точно нетривиальное.