2024/01/10 10:22:19

Группа «1С» разрослась до нескольких сотен компаний. Карта ключевых активов экосистемы

У «1С» по состоянию на 2023 год более 150 совместных предприятий, в которых компания имеет долю владения напрямую, и еще как минимум столько же «внучек». За последние 5 лет экосистема фирмы в количественном выражении выросла не менее чем на 30 участников. Основатель и директор «1С» Борис Нуралиев рассказал TAdviser о принципах формирования этой экосистемы и своих ожиданиях от ее развития.

Содержание

Многообразие «дочек»

Дочерние компании «1С» можно рассматривать в нескольких разрезах.

По отношению к основной деятельности материнской фирмы это компании, непосредственно занимающиеся продажей и внедрением продуктов «1С», и те, что работают в областях, не связанных с программным обеспечением для бухгалтерии и управления предприятием.

«Дочек», относящихся к первой категории – большинство, крупнейшие среди них

  • «1С Рарус» (федеральный масштаб),
  • «1С:Северо-Запад» (фокусируется на северо-западных регионах России),
  • «1С Гэндальф» (работает преимущественно в южной части страны),
  • «1С-Форус» (Сибирь и Дальний Восток).

Среди ключевых дочерних бизнесов, не относящихся к поставщикам продуктов «1С», можно выделить

  • «1С-Битрикс» (система управления сайтом, сервисы совместной работы),
  • Smartway (оформление командировок, бронирование билетов и отелей),
  • AmoCRM (одноименная CRM-система),
  • МЭО (цифровые образовательные ресурсы),
  • «Мираполис» (система управления человеческим капиталом).

Еще один разрез, в котором можно посмотреть на экосистему «1С», это возраст участников. По оценке TAdviser, с 2017 по 2023 годы группа приросла примерно 30 новыми компаниями, которые являются прямыми «дочками» (т.е. без учета «внучатых»).

В 2022 году, когда на фоне ухода иностранных вендоров возникла задача резко нарастить внедренческие ресурсы и компетенции, востребованные крупными заказчиками, которые переходят на «1С», были созданы совместные предприятия

  • «1С-Бизнес трансформация»,
  • «1С-Премиум» и
  • «1С-Перспектива».

«1С Бизнес трансформация» оказывает консультационные услуги в области трансформации бизнес-процессов и ведет комплексные проекты автоматизации на базе решений 1С. Команда сформирована из специалистов, ранее работавших в BIG4 (так называют четверку крупнейших аудиторских компаний Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG).

«1С-Премиум» была призвана оказывать услуги премиальной поддержки на корпоративном рынке, включая услуги планирования, поддержки проектов и эксплуатации сложных ландшафтов, развития экспертизы заказчиков и выстраивания модели постоянного взаимодействия заказчиков и вендора.

«1С-Перспектива» - совместное предприятие с бывшими топ-менеджерами и консультантами российского подразделения SAP, которые имеют хорошее знание западных технологий и богатый опыт сложных проектов. Задачи: разработка и реализация стратегии перехода корпоративных клиентов на решения «1С:Предприятие», внедрение «1С» по привычной для таких клиентов методологии, генеральный подряд крупных проектов.

Есть и целый ряд компаний, недавно вошедших в экосистему «1С», не относящихся к поставщикам ее базовых продуктов. Например,

  • «1С-БСЛ» (автоматизация курьерской доставки),
  • Bidzaar (облачный сервис для планирования закупок, поиска, квалификации и проведения тендеров) или
  • «Таймлист» (автопротоколирование и контроль задач с помощью ИИ).

Еще один угол зрения на экосистему «1С» - динамика развития компаний.

Часть «дочерних» компаний относится к растущим (увеличившим выручку за 2022 год – среди них

другая часть – к падающим (чья выручка в 2022 году сократилась – среди таковых

  • система управления сайтами «Юмисофт»,
  • банковский лидогенератор «Партнерка» и
  • онлайн-бухгалтерия «Небо»).

Совместные предприятия – как часть долгосрочной стратегии «1С»

«
Мы ориентируемся на стратегические инвестиции, которые укрепляют экосистему «» за счет синергетического эффекта, - объясняет TAdviser принципы формирования экосистемы директор «1С» Борис Нуралиев. - Особенность отрасли информационных технологий в том, что она очень быстро меняется и развивается. Большие успешные ИТ-компании зачастую теряют необходимую гибкость, при этом хорошие шансы имеют небольшие команды с креативными и энергичными лидерами. Мы создаем совместные предприятия с такими командами, работающими в смежных секторах, это важная часть нашей долговременной стратегии
»

«1С» строит В2В экосистему, участники которой зачастую растут быстрее, чем сама «1С»


Фирма «1С», как правило, не покупает компании полностью, а создает с ними совместные предприятия. В большинстве случаев «1С» принадлежит доля 51%, чтобы эти предприятия учитывались в консолидированной оценке группы компаний «1С».

При этом очень важно, добавляет Нуралиев, чтобы основатели компании без опасений продолжали развивать бизнес как свое «дело жизни»:

«
Для этого мы прописываем в учредительных документах ряд специальных обязательств со стороны «1С». У основателей компании в руках остается практически половина собственности и все рычаги оперативного управления, сохраняется драйв, и они быстро двигаются вперед. Роль центральной «1С» в таких СП – согласование общей стратегии и та помощь, которая необходима для развития совместного бизнеса: инфраструктурой, репутацией большого холдинга, финансами, технологиями, сбытовой сетью, связями, опытом. Это позволяет сочетать творческую энергию перспективных предпринимателей с авторитетом и ресурсами крупной и устойчивой фирмы
»

Многие совместные предприятия, по словам Нуралиева, растут динамичнее, чем центральная 1С.

Принципы работы совместных предприятий

В «» сформулированы 6 принципов работы совместных предприятий, которые прописываются в учредительных документах:

  • Делать то, что действительно нужно пользователям, обществу, людям
  • Приносить прибыль и нам, и совладельцам
  • Быть надежным и выгодным партнером, честно относиться к партнерам, конечным пользователям, сотрудникам
  • Работать хорошо, делать и продавать продукцию лучше конкурентов – чтобы мы могли вами гордиться
  • Ориентироваться на общую стратегию 1С и на пользу от совместной работы
  • Брать лучшее от 1С и от других совместных фирм, и привносить свое новое и перспективное

Ожидания от развития экосистемы

«» - одна из немногих российских ИТ-компаний, активно инвестирующих в молодых игроков. При этом, по словам Бориса Нуралиева, фирме интересны инвестиции не в ИТ-бизнесы как таковые.

«
То, что сейчас мало кто инвестирует именно в ИТ-бизнесы – это общая тенденция. ИТ – очень хорошая отрасль, но маленькая и уже не сильно растущая. Сейчас эффективно инвестировать не в собственно ИТ, а в тех, кто за счет ИТ создает и развивает бизнесы, построенные по принципам цифровой экономики, они растут бешеными темпами», - объясняет он
»

«Мы строим В2В экосистему», - говорит Нуралиев, добавляя, что по комплексной автоматизации предприятий (ERP) фирма уже в 2020 году закрывала порядка 85% рабочих мест в РФ. Чтобы развиваться далее, «1С» старается более полно и широко удовлетворять потребности предприятий-пользователей.

Выручка и прибыль – важны, но главное – чтобы продукты и услуги совместных предприятий были востребованы в своих сегментах рынка, считает Борис Нуралиев
«
Раньше мы говорили клиентам: «Давайте вам хорошо автоматизируем учет». А теперь говорим: «Давайте мы автоматизируем ваши основные функции» - например, поможем автоматизировать внутрицеховое управление (MES) для производственного предприятия, выбрать поставщиков и лучше обслужить клиентов. И при этом возьмем на аутсорсинг обеспечивающие функции: подобрать транспортную логистику и доставку, получить кредит и отчитываться за него, организовать командировки сотрудников, рассчитать налоги и зарплату – это надежно и выгодно для клиентов», - рассказывает Нуралиев
»

Один из широко известных примеров бизнесов, построенных по принципам цифровой экономики, который приводит в пример Нуралиев – сеть аутсорсинговых предприятий «1С:Бухобслуживание», насчитывающая партнеров (малая часть из которых – совместные предприятия с «1С», остальные – независимые). За счет централизации процессов достигается существенное повышение их эффективности.

«
На данных сотен тысяч предприятий, например, оказалось реально натренировать нейросеть, чтобы она с достаточной точностью разносила по счетам и субсчетам бухучета данные банковских выписок, распознавала и заносила в учетную систему данные со сканов бумажных документов», - рассказывает директор «1С»
»

Еще один пример - сервис по планированию и организации деловых поездок Smartway. За последние пять полных лет, по данным «1С», оборот продаваемых билетов и отелей через платформу Smartway вырос в 60 раза, с 348 млн до 21 млрд руб. в 2022 году.

Совсем свежий пример – торговая площадка Bidzaar, облачный сервис для планирования закупок, поиска, квалификации и проведения тендеров. «1С» вошла в состав ее учредителей в ноябре 2022 года.

Нуралиев рассчитывает, что это будет очень сильно связанный с направлением «1С:Предприятие» бизнес: «Если мы выполнили комплексную автоматизацию 85% предприятий, то ведь «одинэска» одного предприятия может сообщить «одинэске» другого, что она должна закупить и что хочет продать, надо только организовать процесс».

За первое полугодие 2023 года оборот торгов Bidzaar вырос в 2.5 раза, с 25 до 68 млрд руб. За год компания планирует утроить объем торгов.

Востребованность важнее выручки и прибыли

Отдельный вопрос, на который TAdviser попросил ответить Бориса Нуралиева, заключался в том, как планируется поступать с компаниями, демонстрирующими отрицательную динамику выручки и прибыли. Примеры таких компаний мы привели выше.

«» не финансовый инвестор, отвечает на это директор фирмы.

«
Мы развиваем экосистему для бизнеса, в которой любой предприниматель, малый, средний или крупный бизнес мог бы найти инструменты для решения своих задач. Совместные предприятия создаются в соответствии с общей стратегий развития группы компаний «1С», мы оцениваем, будут ли востребованы продукты этого предприятия у наших пользователей, есть ли синергия, - поясняет он. - Обратите внимание, что рентабельность (не сверхрентабельность) – это пункт номер 2 в наборе из шести принципов работы совместных предприятий, а не номер 1. Т.е. выручка и прибыль – важны, но главное – чтобы продукты и услуги наших СП были востребованы в своих сегментах рынка, приносили пользу не только сами по себе, но и от синергии с другими направлениями и бизнесами группы «1С»
»

Если продукты СП востребованы, в «1С» находят способ обеспечить их воспроизводство, добавляет Нуралиев, если нет – пытаются перепрофилировать предприятие, сместить его акценты работы.

«
Если после перепрофилирования СП не вписывается в нашу экосистему – можем его продать тем, кому оно больше подходит. Закрытия по причине «рыночного тупика» пока тьфу-тьфу не было», - уверяет Борис Нуралиев
»