2024
На создание ВСМ федбюджете заложили 25,6 млрд рублей до 2027 года
На создание высокоскоростной железной дороге между Москвой и Петербургом в федбюджете заложили 25,6 млрд рублей до 2027 года. В частности, в 2025 году расходы запланированы в объеме 16,2 млрд рублей, а в последующие два года - 7,6 млрд и 1,8 млрд рублей. Эти деньги будут потрачены, в частности, на приобретение земельных участков для создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный.
РЖД: Для строительства ВСМ нужно 39 тыс. человек в год
Для строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) потребуется задействовать около 39 тысяч человек ежегодно. Об этом в РЖД сообщили в начале сентября 2024 года.
Государство планирует привлечь к строительству ВСМ грузоотправителей. Им предложено выкупить 5,8% головной компании концессионера за 19 млрд руб., а в обмен помимо дивидендов получить приоритетный доступ к грузовому северо-западному направлению, которое после пуска ВСМ по планам должно существенно расшириться.
ГТЛК заключила контракт на 12 млрд рублей на производство поездов для высокоскоростной магистрали «Москва – Петербург»
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в августе 2024 года заключила контракт на строительство 41 инновационного поезда для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Общая сумма контракта составила ₽12 млрд, что позволит начать производство подвижного состава в кратчайшие сроки.
Как пишет «МФД-ИнфоЦентра», средства на авансирование строительства были выделены ГТЛК из собственных резервов. Основной производитель поездов — компания «Уральские локомотивы», входящая в группу «Синара». Заключенный контракт также предусматривает передачу поездов в лизинг концессионеру проекта — компании «ВСМ Две столицы». Срок аренды поездов составит 20 лет, а полная поставка должна быть завершена к 2030 году.
Проект предусматривает строительство в общей сложности 43 поездов для ВСМ Москва – Санкт-Петербург, два из которых предназначены для РЖД. Контракт на поставку составов для РЖД был заключен ранее. Производство первого поезда планируется начать в 2024 году, а первый образец должен быть готов к эксплуатации в 2027 году. В 2028 году ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом будет запущена, и время в пути составит всего 2 часа 15 минут.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
По словам вице-президента группы «Синара» Александра Мишарина, первые элементы поездов для ВСМ начнут производиться уже в 2024 году. В процессе производства планируется кооперация с «Трансмашхолдингом», что обеспечит высокое качество подвижного состава, соответствующего мировым стандартам.
Высокоскоростные поезда, которые будут эксплуатироваться на магистрали, смогут развивать скорость до 400 км/ч, а в рабочем режиме — до 360 км/ч. Каждый поезд будет состоять из 8 или 16 вагонов и предложит пассажирам четыре класса обслуживания. В составе поездов будут вагоны первого класса, бизнес-класса, стандартного класса и класса комфорт. Также планируется вагон-бистро с баром для удобства пассажиров во время поездки. Всего в 8-вагонном составе будет предусмотрено 454 пассажирских места, из них 21 место — в вагоне первого класса.[1]
Петербург выделил 30 млрд рублей на строительство высокоскоростной железной дороги до Москвы
В августе 2024 года стало известно о том, что правительство Петербурга выделяет ₽30 млрд на создание инфраструктуры для Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Эти средства будут направлены на реализацию проекта, который призван существенно сократить время в пути между двумя крупнейшими городами России.
Как сообщил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в своем телеграм-канале, ведется активное проектирование магистрали на территории Северной столицы. Все решения проходят необходимые градостроительные согласования, что говорит о комплексном подходе к реализации проекта.
Одним из ключевых элементов новой транспортной инфраструктуры станет терминал ВСМ, который планируется разместить на четной стороне Лиговского проспекта, севернее сада Сан-Галли. Важно отметить, что строительство нового терминала будет синхронизировано с размещением вестибюля станции метро «Лиговский проспект – 2». Эта станция в будущем возьмет на себя основной поток пассажиров, прибывающих из Москвы.
Губернатор подчеркнул, что власти города максимально ускоряют все мероприятия, связанные с проектом. Это свидетельствует о высоком приоритете ВСМ для развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
По мнению Александра Беглова, реализация проекта ВСМ будет способствовать дальнейшему росту внутреннего туризма и откроет для города новые возможности. Ожидается повышение востребованности аэропорта Пулково, а также более интенсивное использование электричек Московского вокзала для внутригородских перевозок.
Особое внимание будет уделено сохранению исторического облика города при строительстве нового вокзала. Губернатор заверил, что к процессу строительства подойдут бережно, а отдельные исторические объекты будут интегрированы в состав терминала. Такой подход позволит гармонично вписать новый транспортный узел в архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга.[2]
Выделение 34,1 млрд рублей из бюджета Москвы
В конце июля 2024 года правительство Москвы приняло решение о выделении ₽34,1 млрд на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), которая соединит столицу с Санкт-Петербургом. Реализация масштабного проекта направлена на значительное сокращение времени в пути между двумя крупнейшими городами России.
Как передает «РИА Новости», новая магистраль позволит сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом до 2 часов 15 минут. Проект предусматривает создание специализированной электрифицированной двухпутной железнодорожной линии, рассчитанной на эксплуатацию поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час.
Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург является пилотным проектом в России, где подобных дорог пока нет. Планируется, что магистраль будет полностью запущена в 2028 году. В дальнейшем предполагается создание целой сети высокоскоростных магистралей по всей стране.
Особое внимание в проекте уделяется московскому участку трассы. Наиболее сложной задачей является строительство участка от Ленинградского вокзала до Алабушево, которое будет проходить в условиях плотной городской застройки без остановки движения поездов. В Москве запланировано четыре остановки ВСМ-1, что потребует реконструкции четырех будущих вокзалов.
Для обслуживания новой магистрали будут созданы специальные высокоскоростные составы. Их производством займется группа «Синара» в сотрудничестве с «Трансмашхолдингом». Первые элементы российских высокоскоростных поездов начнут создавать уже в 2024 году.
Высокоскоростные составы будут включать 8 или 16 вагонов с четырьмя классами обслуживания и вагоном-бистро с баром. Восьмивагонный состав сможет вместить до 460 пассажиров. Максимальная скорость поезда составит 400 километров в час, а в эксплуатации — 360 километров в час.
Начало сборки первого образца поезда для ВСМ запланировано на 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов, а в 2028 году запланировано получение сертификата соответствия. Всего до 2030 года «Синара» поставит для ВСМ Москва — Санкт-Петербург 43 таких поезда, в том числе два первых для РЖД.[3]
РЖД выделили 12 млрд рублей на подготовку к строительству высокоскоростной железной дороги Москва—Петербург
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) направит 12 млрд рублей на подготовительные работы для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург в 2024 году. Об этом 8 июля 2024 года сообщил заместитель генерального директора компании Андрей Макаров во время брифинга для журналистов.
По данным ТАСС, в РЖД рассматривают возможность увеличения выделенной суммы. Макаров отметил, что компания видит потенциал для выполнения большего объема работ и обсуждает варианты расширения финансирования.
Основные усилия РЖД в настоящее время сосредоточены на строительстве сложных инженерных объектов — эстакад и мостов. Кроме того, ведется активная работа по переустройству станции Москва-Товарная Октябрьской железной дороги и подготовке площадки для будущего Ленинградского транспортно-пересадочного узла.
Макаров подчеркнул, что компания заблаговременно приступила к проектированию входов в Москву для ВСМ, опередив на год принятие основного решения по реализации проекта. Благодаря этому проектно-сметная документация находится на завершающей стадии подготовки. Планируется, что часть проектов будет направлена на экспертизу в конце 2024 года, а остальные — в первой половине 2025 года.
Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург является частью Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Ожидается, что новая магистраль сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут. Интервал движения поездов составит 10-15 минут. Согласно планам, первые составы должны выйти на линию к 2028 году.
Президент РФ Владимир Путин уже дал официальный старт строительству ВСМ. В своем послании Федеральному собранию глава государства отметил, что маршрут магистрали пройдет через Тверь и Великий Новгород, что позволит улучшить транспортную доступность этих исторических городов.
РЖД также планирует начать строительство нового депо для обслуживания высокоскоростных поездов в конце 2024 года. Это станет важным этапом в создании инфраструктуры для будущей магистрали.[4]
Назначение Олега Тони руководителем компании «ВСМ Две столицы»
В середине мая 2024 года сменился гендиректор компании, строящей скоростную железную дорогу из Москвы в Петербург. ООО «ВСМ Две столицы» возглавил бывший заместитель генерального директора РЖД Олег Тони. Подробнее здесь.
Утверждение строительства высокоскоростной железной дороги между Москвой и Петербургом за 10,8 трлн рублей
Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил в начале июня 2024 года проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоимость проекта составляет 10,8 трлн рублей, что делает его одним из крупнейших инфраструктурных проектов в стране. Об этом говорится в стратегии развития инфраструктуры до 2030 года, подготовленной аппаратом вице-премьера Марата Хуснуллина.
Проект строительства ВСМ включает в себя основные условия концессионного соглашения, на основе которого будет осуществляться реализация. Концедентом выступает государство, а концессионером — инвестор, который будет финансировать строительство за счет собственных и заемных средств, а также получит права на владение и использование всей создаваемой инфраструктуры.
В документе сказано, что до 1 августа 2024 года проект ВСМ будет включен в перечень самоокупаемых инвестпроектов, для реализации которых будут использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на возвратной основе. В 2025 году из ФНБ планируется выделить не менее 300 млрд рублей по ставке не более 1% для предоставления кредитов на строительство магистрали.
По данным, представленным в стратегии, строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург оценивается в 1,7 трлн рублей без учета стоимости входов в столицы. Запуск магистрали запланирован на 2028 год. Благодаря новой железной дороге, время в пути между двумя столицами сократится до 2 часов 15 минут, что значительно меньше текущих 4 часов.
Кроме того, проект включает строительство еще трех высокоскоростных магистралей:
- Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Адлер, стоимостью 3,2 трлн рублей, сократит время в пути до 7 часов 50 минут.
- Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, стоимостью 4 трлн рублей, уменьшит время в пути до 6 часов 36 минут.
- Москва — Смоленск — Минск, стоимостью 1,9 трлн рублей, сократит время в пути до 3 часов 4 минут.
Общий пассажиропоток для всех четырех магистралей оценивается в 64,7 млн человек в год. В частности, железная дорога на Адлер должна перевозить 17,2 млн пассажиров, на Екатеринбург — 21,1 млн, а на Минск — 3,8 млн пассажиров ежегодно.[5]
Утверждение проекта, оценка в 2 трлн рублей
15 февраля 2024 года президент РФ Владимир Путин прибыл в Верхнюю Пышму (Свердловская область), где посетил завод «Уральские локомотивы». На площадке предприятия глава государства провел совещание по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, на совещании была согласована основная схема ВСМ.
Согласно плану, для ВСМ будет проложена новая трасса, которая пройдет через шесть регионов России, время в пути сократится до двух часов 15 минут, а поезда будут ходить каждые 10-15 минут. Министр транспорта Виталий Савельев заявил, что первые 28 поездов для ВСМ планируется поставить на линию в 2028 году, на их закупку потребуется 148 млрд рублей. Цена на билет будет зависеть от спроса на конкретную дату и количества остановок.
Предполагается, что проект будет разделен на два основных этапа: участок «Санкт-Петербург — Зеленоград» и выходы из Москвы. Их стоимость оценивают в 1,75 трлн рублей и 221,5 млрд соответственно. В первом случае предлагают подписать договор с концессионером, во втором — взять деньги из инвестиционной программы РЖД (последние уже вложили около 40 млрд рублей).
Потребности в подвижном составе, необходимом для эксплуатации на высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ или ВСЖМ) между Москвой и Санкт-Петербургом оцениваются в 44 высокоскоростных электропоезда. По словам замглавы РЖД Олега Тони, поезд для высокоскоростных ж/д магистралей будет оборудован цифровой системой управления на базе искусственного интеллекта. Он сможет развивать скорость до 400 км/ч и будет модифицироваться для перевозки высокодоходных и специальных грузов, а также иметь возможность сменной компоновки салона поезда. Пассажировместимость поезда будет около 460 человек.[6]
2023: Начало строительства
В конце августа 2023 года стало известно о начале строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Об этом журналистам рассказал замглавы Минтранса Валентин Иванов.
По его словам, создаются железнодорожные выходы участков магистрали из Москвы. Иванов сообщил, что стоимость реализации оценивается в 1,7 трлн рублей, уточнив, что финансово-экономическое обоснование проекта еще будет обсуждаться, а его стоимость планируется актуализировать.
Сейчас изменилась ключевая ставка, это серьезно повлияет на финансовую модель, — пояснил замминистра 24 августа 2023 года. |
Валентин Иванов сообщил, что Сбербанк готов участвовать в финансировании проекта. Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов подтвердил, что кредитная организация готова в синдикате крупнейших банков участвовать в финансировании этого проекта.
Для России с ее огромными расстояниями такой проект крайне важен. ВСМ «Москва - Санкт-Петербург» является началом развития сети таких магистралей. Реализация проекта сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут, и к 2030 году общее количество пассажиров магистрали составит около 22,6 млн человек в год, - сказал он журналистам в конце августа 2023 года. |
Поставить подвижной состав для ВСМ Москва - Петербург планирует «Синара - транспортные машины» (СТМ). Как сообщил 24 августа 2023 года замгендиректора группы «Синара» Антон Зубихин, компания рассчитывает с 2028 по 2032 гг. выпустить 50 высокоскоростных электропоездов для ВСМ. Ранее в компании говорили, что они смогут развивать скорость до 400 км/ч.
В июне 2023 года министр транспорта Виталий Савельев говорил, что после запуска ВСМ ее могут продлить до Минска. По его словам, инвесторы для строительства магистрали и создания подвижного состава уже есть.[7]
Примечания
- ↑ ГТЛК проавансировала создание 41 поезда ВСМ на 12 млрд руб для скорейшего старта выпуска
- ↑ Петербург выделил 30 миллиардов рублей на инфраструктуру для ВСМ
- ↑ Москва выделит 34,1 миллиарда рублей на ж/д магистраль до Петербурга
- ↑ В подготовку строительства ВСМ Москва - Санкт-Петербург вложат 12 млрд рублей
- ↑ Власти оценили строительство четырех скоростных магистралей в 11 трлн рублей
- ↑ Песков сообщил, что схема ВСМ Москва - Петербург согласована на совещании у Путина
- ↑ Минтранс ждет запуска ВСМ между Москвой и Петербургом в 2028 году