Ритейл в реальном времени:
как торговые сети ускоряют обработку данных
Жизненный цикл товаров с момента производства до продажи связан с непрерывным обменом данными между информационными системами. От скорости и эффективного управление этим обменом зависит успех ритейлера, уверен Николай Карлов, руководитель отдела архитектуры «VK Цифровые технологии (ранее Mail.ru Цифровые технологии)». В колонке, подготовленной для TAdviser, он рассказывает о современных подходах к обработке данных.
Содержание |
Смена парадигмы
2020 год стал для ритейла периодом серьезной трансформации: торговые сети запускали новые бизнес-модели и экспериментировали с каналами продаж. Те, кто в этом преуспели, отчитываются о росте выручки. Среди причин роста ритейлеры называют, в частности, развитие онлайн-продаж - заказ стал быстрым и удобным для пользователей сервисов. За 2020 год суммарно 100 крупнейших онлайн-ритейлеров доставили 719 млн заказов, что почти в 2 раза выше год к году, по данным Data Insight (Дейта Инсайт). В 2021 эти цифры, по прогнозам экспертов, будут еще выше.
В офлайн-продажах ИТ-инфраструктура исторически выполняла поддерживающую функцию. С переходом в онлайн расстановку приоритетов пришлось скорректировать. Ориентация на развитие ИТ в 2020 году изменила рыночную парадигму: сразу 19 игроков вошли в топ-100 крупнейших интернет-магазинов и маркетплейсов России. Гонка за новыми сервисами, форматами предоставления услуг и долей на перспективных рынках перевела рынок ритейла в плоскость информационных технологий. На этом фоне одним из наиболее эффективных способов повысить конкурентоспособность становится обработка данных в реальном времени на каждом этапе цепочки поставок — от производства до конечного покупателя.
Цифровые поставки
Не секрет, что в современном ритейле цепочка поставок — от производства и до конечного потребителя — это комплекс цифровых процессов. Если какой-то из этапов поставки не оцифрован, работает некорректно или недостаточно прозрачен, компания несет убытки.
Показательный пример — кросс-граничные поставки. На пути из Китая в Калининград товар трижды пересекает границу. Каждое пересечение отображается в информационных системах. И если в какой-то момент данные будут внесены некорректно, компания просто не сможет реализовать продукцию. «Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Как правило, на этапе поставки ритейлер предоставляет поставщику выделенный доступ к собственным информационным системам. Человеческий фактор может усугубить ситуацию — допущенная по невнимательности ошибка дорого обойдется компании. Однако даже оцифрованный и автоматизированный процесс поставки может быть неэффективным. При низкой скорости передачи данных не всегда возможно обнаружить ошибку и своевременно ее исправить.
Например, из-за неправильной сертификации или маркировки товара вы не сможете его продать, даже при успешной доставке в нужный магазин. Упущенные выгоды умножаются на издержки доставки «вхолостую», возвратную логистику и так далее.
Мгновенное отображение данных о продукции в логистических системах минимизирует риск и позволяет выявлять ошибки на ранней стадии, когда их можно исправить с минимальными затратами.
От торговых точек к онлайн-сервисам
Следующий этап — непосредственно торговые точки. Со стороны ИТ каждый магазин — это отдельный узел связи со несколькими взаимосвязанных информационных систем. В крупных торговых сетях их количество доходит до десятков тысяч, и в каждом хранятся данные о товарных остатках, заказах и поставках, продажах и транзакциях.
В условиях офлайн-торговли достаточно собирать данные об остатках раз в сутки и не слишком привязаны к скорости обработки информации. Взрывной спрос на конкретные товары в подавляющем большинстве случаев связан с сезонностью и хорошо прогнозируется.
Однако цифровые сервисы работают в другой парадигме. Если данные об остатках передаются раз в сутки, потребитель может положить в виртуальную корзину товар, которого уже нет на полке в магазине. Отсутствие хотя бы одного товара уменьшает конверсию и увеличивает себестоимость сборки и доставки товаров. А если отсутствует не один продукт, а десять?
Работа с сервисами экспресс доставки, партнерскими или собственными, предполагает наличие витрины остатков товаров, которая обновляется в режиме реального времени: не реже, чем раз в пару минут.
Производительности устаревших систем не хватит для реализации этой задачи. Однако это не значит, что для запуска цифрового сервиса компании необходимо полностью менять собственный ИТ-ландшафт. Вместо этого можно создать промежуточный слой между существующими инфраструктурными системами и требовательными пользовательскими сервисами.
Так, к примеру, поступили в «Магните». Для развития омниканального взаимодействия с покупателями компания внедрила Tarantool Data Grid, который взял на себя роль `ускорителя` ИТ-инфраструктуры. Решение соединило информационные системы ритейлера и сервисы экспресс-доставки, среди которых Delivery Club и собственное приложение.
За два месяца в «Магните» был собрана витрина продуктового каталога с актуальными остатками и ценами товаров в точках продаж, которая позволила подключить несколько партнерских и собственных онлайн каналов продаж. Решение обрабатывает 4 млн обновлений остатков товаров в минуту и легко масштабируется. За два первых месяца работы компания увеличила количество подключенных торговых точек с 20 до 400, а через полгода сервисы экспресс-доставки доставляли уже из нескольких тысяч магазинов.
Персональный подход к покупателям
Применение real-time не ограничивается обменом данных с сервисами экспресс-доставки. Обработка данных в режиме реального времени позволяет вывести взаимодействие с клиентами на иной уровень и эффективно стимулировать продажи в физических магазинах.
К примеру, настроив обмен данными между торговой точкой и программой лояльности, ритейлер может генерировать персональные предложения для своих клиентов прямо на кассе. Когда кассир "пробивает" карту лояльности, система мгновенно получает историю покупок и предпочтения покупателя, сопоставляет эту информацию с позициями в чеке, и предлагает индивидуальную скидку. Таким образом, буквально не отходя от кассы человек получает стимул вернуться в магазин.
Технически такое решение представляет из себя витрину товаров, которая подключается к профилям клиентов и акционных предложений. За счет этого скоринг персонального предложения покупателю происходит менее, чем за полсекунды.
Быстрые результаты возможны
Развитие многих трендов в ритейле сталкивается с проблемой: идея есть, перспективы есть, но инфраструктурный фундамент не соответствует требованиям нового времени.
Запуск масштабного проекта перестройки ИТ-инфраструктуры далеко не всегда экономически целесообразен. При этом компании, которые не развивают новые направления и не осваивают новые форматы взаимодействия со своими клиентами, рискуют остаться «за бортом» во время трансформации отрасли.