Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/07/05 12:25:24

Импортозамещение ИТ в ритейле


Статья входит в обзор "Цифровизация ритейла".

Содержание

2024

ИТ-компании об импортозамещении в ритейле

Консенсус разработчиков (участников обзора TAdviser "Цифровизация ритейла 2024") по вопросу импортозамещения состоит в следующем: процессы с этим связанные необходимо оценить как «нелегкие». Впрочем, это касается не только предметной области.

Два серьезных фактора значительно осложнили процессы перехода на отечественный софт: чрезвычайно короткие сроки и заметная нехватка квалифицированных специалистов. Если вторая проблема решилась сильным удорожанием проектов автоматизации и привлечением в ИТ-индустрию новых специалистов, то сокращение сроков выполнения проектов привело к более значимым последствиям.

Александр Заржецкий, руководитель дирекции реализации интеграционных проектов 1С-Рарус:

«
Большинство компаний было вынуждено отказаться от классической технологии реализации проектов «по PMBoK» в пользу современных «гибких» проектных технологий. Времени на традиционное «описание как есть» и длительное проектирование «как будет» категорически не хватало и приоритет окончательно перешел к коротким «спринтам», запуску решений «в базовом функционале» с дальнейшим развитием в рамках сопровождения уже действующей системы.
»

Партнер Лиги Цифровой Экономики Сергей Тиняков:

«
Компании ритейла стали заниматься импортозамещением, можно сказать, в двух режимах – плановом и экстренном. Плановый переход был и ранее, но сейчас этот процесс заметно ускорился. Экстренный же режим чаще всего связан с отключением облачных сервисов. Вот с их замещением есть вопросы, потому что для организации качественного продукта требуются зрелость и объем рынка и внутреннего сегмента здесь зачастую недостаточно.
»

Речь в данном случае идет о сервисах на основе Big Data, связанных с маркетингом, логистикой или ценообразованием, сервисы крупных международных структур.Компания МТС стала победителем в категории «Инновация года» премии CNews 5.4 т

Александр Казаков, заместитель директора департамента аутсорсинга и системного администрирования компании «Инфосистемы Джет»:

«
По нашим оценкам, в России к 2021 году 60% крупного бизнеса работало с SAP. Пока на российском рынке в сегменте больших ритейлеров альтернатив комплексу SAP нет: отработанную связку большого количества систем, стандартизированную и интегрированную в ИТ-ландшафт, поменять дорого и очень сложно. Что касается отдельных технологий, то для отечественных ритейлеров пока нет замены продуктовым ERP и интеграционной шине.

Тем не менее доля SAP не растет и вряд ли вырастет.

»

По словам эксперта, в современных условиях у клиентов сформировались типичные запросы, которые можно разделить на несколько пунктов:

  1. «Коробочное решение», которое при установке будет включать набор качественно продуманного функционала. Основная идея – ускорить внедрение и сократить участие квалифицированного высокооплачиваемого персонала в этих процессах.
  2. Продуманная интеграция между ИТ-системами. Решение должно включать в себя целый набор систем, которые будут легко обмениваться информацией между собой.
  3. Масштабируемость и наличие надежной/быстрой/понятной БД. Необходимо реализовать огромные хранилища данных при высокой скорости их обработки. Если не будет решен этот вопрос, даже самый качественный функционал не поможет.
  4. Стандартизация. Требуется приведение решения к стандартам информационных систем.
  5. Качественная поддержка.

Если платформа не полностью удовлетворяет запросу, главный вопрос – на какой компромисс или корректировки процессов готов пойти бизнес.

Объективно стоит отметить, что решения класса ERP для крупных холдингов, сопоставимого по производительности, в России, к сожалению, пока нет, – поделился Юрий Пересторонин, управляющий партнер сегментов «Агропромышленность», «ТНП и Ритейл» в IBS.

Галина Мусина, руководитель Центра Компетенций по Retail в ГК ICL:

«
Наиболее сложным оказался переход с ERP-систем (SAP, Oracle) на российские аналоги по причине недостаточной функциональной зрелости последних и сложности самих проектов по миграции. Аналогичные сложности возникли с PIM системами и решениями для аналитики данных.
»

Проблемы с заменой «больших решений» накладываются на риски, ввиду того, что практика на российском рынке еще не устоялась, отсутствуют явные лидеры.

Сергей Машнин, директор по работе с заказчиками Ferrum IT Group:

«
Процессы (импортозамещения) оценил бы как нелегкие. Впрочем, как и везде. Труднее всего заменять «большой софт» и «большое железо». Можно в связи с этим отметить психологический фактор: как известно, никого еще не уволили за то, что он «купил IBM» (или внедрил SAP). А вот в случае покупки/внедрения российского ПО и техники вопросы, в случае неудачи, могут возникнуть.
»

Российскими продуктами можно заместить WMS, CRM, BI – их часто дорабатывают под конкретный бизнес, при этом стоимость лицензии у них ниже. Нет однозначного пессимизма по поводу успешности замещения ERP-систем.

Дмитрий Радюкин, директор практики IT-решений для розничных компаний Odyssey Consulting Group:

«
Большинство бизнес-процессов, которые оказывают критическое влияние на бизнес компании, сейчас находятся в монолитной ERP-системе. В нее сложно вносить изменения, тяжело развивать и тем более заменить. Чтобы эффективно продавать и соответствовать требованиям рынка, компаниям нужно использовать технологии на микросервисной архитектуре.
»

По словам эксперта, тенденция переносить из ERP в микросервисы функционал, который автоматизирует омниканальные продажи и создание phygital-пространств, использовать для этого системы с открытым кодом и применять ИИ – это подход, который действительно может повысить эффективность бизнеса.

Иначе дела обстоят с продуктами, которые до 2022 года не разрабатывали на российском рынке.

Геннадий Тарантасов, коммерческий директор ГК «Корус Консалтинг»:

«
Например, решения для автоматизации ценообразования, промо, управления ассортиментом, автозаказа. Такие решения находятся еще на стадии доработки и только начинают выходить на рынок. Свежим решениям понадобится еще несколько лет, чтобы достигнуть уровня ушедших западных продуктов, но они идут к этому быстрыми темпами.
»

Дмитрий Рыбаков, генеральный директор компании Consid:

«
На сегодня, пожалуй, самой большой сложностью являются сроки. Ранее проекты внедрения WMS-систем на крупных и средних складах занимали 6-8 месяцев, и это были вполне комфортные сроки. Сегодня задачи доработки и внедрения таких систем на крупных мультискладских объектах за 3-4 месяца становятся нормой. А такие задачи могут быть реализованы только при внедрении гибких систем с высокой степенью адаптируемости, которые можно быстро донастраивать и масштабировать на новые складские объекты.
»

В сегменте WMS-решений эксперт прогнозирует ускоренное развитие рынка. Опираясь на многолетний опыт эксплуатации зарубежных систем, российские ритейлеры формируют соответствующие функциональные и технические требования к российскому софту. Это позволит создавать конкурентоспособные решения, возможно, даже лучшего соотношения «цена/качество». Наличие зависимости от зарубежных производителей софта у ритейла или любой другой компании будет являться понижающим фактором в рыночной финансовой оценке, это станет индикатором жизнеспособности бизнеса в сегодняшних реалиях.

Среди сложностей Дмитрий Рыбаков отмечает дефицит профессиональных команд внедрения как у самого ритейла, так и у поставщиков российских решений. По его словам, особенно этот дефицит ощущается в условиях одновременного перехода многих компаний на отечественный софт.

Юрий Востриков, генеральный директор BPMSoft (входит в ИТ-холдинг LANSOFT):

«
Некоторые крупные игроки ориентированы на самописные системы и содержат для этого в своем штате дорогостоящих программистов, но общая тенденция направлена в сторону вендорских решений и отказа от традиционной разработки.
»

Некоторым компаниям кроме софта предстоит озаботиться и «железом». В последний раз у многих оно обновлялось перед пандемией. Российского на всех не хватает (да и не все ниши оно закрывает), привычное западное или дорого, или вовсе недоступно, альтернативные китайские поставщики имеют свою специфику работы, к которой не так просто привыкнуть, – считает Сергей Машнин.

Алексей Веденеев, первый заместитель генерального директора компании Luxe Retail:

«
Уход из России западных производителей оборудования для ритейла, таких как Diebold Nixdorf, NCR, Toshiba GCS, Datalogic и других, заставил ритейлеров и ИТ-поставщиков совершить в прямом смысле разворот на Восток. Конечно, растут закупки и отечественной кассовой техники, но все же по стоимости владения, соотношению цены и качества пока интереснее выглядят предложения азиатских производителей – компаний из Китая, Тайваня, Южной Кореи.
»

При этом взаимодействие с китайскими поставщиками не всегда проходит гладко: возникают проблемы с логистикой и платежами.

Ритейл об импортозамещении

Для Fix Price тема импортозамещения актуальна прежде всего при выборе новых ИТ-продуктов. При внедрении новых систем компания рассматривает преимущественно российских поставщиков решений, предлагающих альтернативу зарубежным аналогам.

Есть примеры успешного перехода с зарубежного на отечественное прикладное программное обеспечение. Также в нашей компании постепенно осуществляется импортозамещение ИТ-оборудования западных вендоров на компьютеры российской сборки, – говорит Олег Лексин, начальник ИТ-службы Fix Price.

В «Ленте» рассказали о большом проекте по переводу касс самообслуживания на отечественное ПО.

Директор по цифровым инновациям и IT «Ленты» Сергей Сергеев:

«
Мы смогли реализовать проект в 134 магазинах компании. Также мы провели реконструкцию в 20 процентах наших гипермаркетов, и теперь в них появилось оборудование для самостоятельных покупок. Это почти 200 касс самообслуживания компании CSI. Мы тестировали отечественные кассы.
»

В начале 2022 года для X5 импортозамещение было очень острой темой, потому что поставки порядка 80% торгового и особенно технологического оборудования были заблокированы. Постепенно шла замена отечественными технологическими решениями, «на коленке» разрабатывались собственные, поиск шел на дружественных рынках, исключались лишние бизнес-процессы.

Компания столкнулась с критическим отсутствием на российском рынке продуктов, удовлетворяющих высоким требованиям к высокой процессной и технологической экспертности.

Отдельные проекты X5 ведет с российскими вендорами, поднимающими новые направления. В этом случае формируются партнерские команды, идет обмен экспертизой.

Иван Мельник, директор по технологическому развитию бизнеса Х5 Tech:

«
Сегодня можно сказать, что тактический пик импортозамещения нами уже пройден. То, что раньше могло внедряться годами и даже десятилетиями, мы смогли заменить уже к концу 2022 года. Конечно, еще остается часть работ, но по всем стримам есть план действий. Я думаю, что, учитывая темп, который мы взяли, мы завершим процесс импортозамещения на 90% через 2-3 года. Оставшиеся 10% – это то, что заместить, скорее всего, невозможно по разным причинам.
»

Особенно успешны проекты в области управления складами, ИИ – на уровне мировых аналогов, отмечают в компании. Х5 Tech гордится экспертизой в инженерии программного обеспечения. Но остается область, где пока еще нет «твердой почвы» – это комплексы, связанные с процессорами, сетевым оборудованием.