Заказчики: РусГидро Подрядчики: 1С:Автоматизация Продукт: 1С:Предприятие 8.0Дата проекта: 2006/12 — 2008/11
Количество лицензий: 650
|
Компания ОАО "РусГидро" была создана 26 декабря 2004 г. в рамках государственной программы по реформированию электроэнергетики. В процессе реорганизации в январе 2008 г. к компании были присоединены 20 акционерных обществ, преобразованных в филиалы.
Основной вид деятельности "РусГидро" – производство электроэнергии, в том числе на базе возобновляемых источников: водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии. Сегодня "РусГидро" является крупнейшей российской генерирующей компанией, а также второй в мире среди гидрогенерирующих компаний по установленной мощности. В настоящее время на предприятиях компании работает более 5500 человек.
В связи с присоединением филиалов в компании стала актуальной задача по созданию единой информационной системы для организации корпоративного учета и финансово-экономического управления. Предполагалось, что новая информационная система позволит получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений как на уровне отдельных структурных подразделений, так и на уровне компании в целом.
В системе необходимо было реализовать автоматический расчет себестоимости, параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета, а также предусмотреть формирование функциональных бюджетов, их консолидацию, отражение ожидаемых фактических данных, оперативный контроль за исполнением бюджетов с возможностью перераспределения средств между подразделениями, работами и статьями бюджета. Одним из основных требований к автоматизированной системе являлась поддержка единых стандартов и принципов корпоративного учета, финансово-экономического управления, а также составления отчетности. Срок подготовки отчетности при этом предполагалось значительно снизить за счет ускорения процесса сбора и подготовки информации. Еще одним немаловажным требованием к системе являлось повышение качества подготовки отчетности. Соответствие этому требованию должно было способствовать повышению доверия к отчетности со стороны аудиторов, акционеров, портфельных инвесторов и держателей облигаций.
Таким образом, компании требовался мощный инструмент, который позволяет обрабатывать в автоматическом режиме большие объемы информации, освобождая при этом ключевых специалистов от рутинной технической работы.
По ряду причин, в число которых входят гибкость и масштабируемость программного продукта, а также поддержка национальных стандартов ведения бухгалтерского и налогового учета, в качестве основы для разработки информационной системы был выбран программный продукт "1С:Управление производственным предприятием 8" на платформе "1С:Предприятие 8".Метавселенная ВДНХ
Исполнителем работ по проекту автоматизации по результатам тендера была выбрана компания "1С:Автоматизация" (1С:Франчайзи, г. Москва), имеющая опыт реализации аналогичных проектов в энергетической отрасли.
Этапы проекта автоматизации
На первом этапе специалисты подрядчика, "РусГидро" и привлеченных консалтинговых компаний совместно провели детальный анализ методик ведения регламентированного учета и бюджетирования в компании "РусГидро" и выявили необходимость в их доработке. Так, требовалось расширить аналитику, сформировать дополнительные классификаторы, а также разработать универсальные формы документов и отчетов. После этого специалистами подрядчика на основе решения "1С:Управление производственным предприятием 8" в рамках требований и в соответствии со стандартами заказчика были разработаны подсистемы "Корпоративный учет и отчетность" и "Поддержка процессов планирования".
В состав подсистемы "Корпоративный учет и отчетность" включены механизмы для ведения регламентированного учета на предприятиях группы, для автоматизированного ведения параллельного налогового учета и формирования налоговой отчетности, а также для учета отложенных активов и обязательств с формированием постоянных и временных разниц.
Подсистема "Поддержка процессов планирования" содержит инструменты для бюджетного управления, которые позволяют автоматизировать пошаговое планирование, а также формирование и согласование бюджетов. Кроме того, возможности этой подсистемы позволяют оперативно отражать и контролировать фактическое исполнение планов, начиная с момента формирования резервов закупок и платежей и заканчивая отражением фактических операций в бухгалтерском учете.
Для взаимодействия обеих подсистем предусмотрен гибкий механизм настройки процессов трансформации данных из регламентированного учета в подсистему, которая поддерживает процессы планирования. При этом для обеспечения сопоставимости учетных данных реализовано максимальное соответствие структуры плана счетов бюджетирования плану счетов бухгалтерского учета.
Параллельно с разработкой указанных подсистем выполнялось плотное внедрение системы по мере ее готовности на пяти объектах ОАО "РусГидро". В процессе пилотного внедрения были выявлены дополнительные требования к системе, отработаны процедуры ее внедрения, а также определен перечень рисков, возможных при тиражировании системы.
После присоединения к компании 20 акционерных обществ (филиалов) было принято решение о тиражировании системы во всех создаваемых филиалах с целью включения их в единое информационное пространство. Работы по тиражированию продолжались в течение года. По их окончании 20 филиалов компании на территории России и исполнительный аппарат компании в Москве работают в едином информационном пространстве. Одновременно с тиражированием было выполнено расширение функциональных возможностей системы с учетом результатов пилотного внедрения, а также изменений в бизнес-процессах компании, которые выявились на завершающем этапе реорганизации.
В рамках проекта разработчики и консультанты компании "1С:Автоматизация" выполнили развертывание программного продукта на серверах заказчика, настроили обмен данными между информационными базами филиалов и исполнительного аппарата, провели обучение пользователей. В ходе проекта созданы регламенты штатного и аварийного обслуживания системы, а также закрытия месяца. Кроме того, разработаны регламенты проведения аудита и выверки данных на предмет типовых ошибок закрытия периодов.
Отдельно отметим эффективную организацию поддержки пользователей. Для поддержки пользователей на "Саяно-Шушенской ГЭС им. П. С. Непорожнего", которая является филиалом ОАО "РусГидро", был создан Единый центр компетенций. Специалисты Центра получают вопросы по работе с системой от конечных пользователей и отвечают на них, опираясь на информацию в инструктивных материалах, а также на собственные знания и опыт. В случае, если специалисты центра затрудняются с ответом, полученный вопрос направляется консультантам подрядчика. Такая организация работы обеспечила быстрое реагирование на вопросы пользователей, способствовала значительной экономии времени на их обработку, а также исключила случаи дублирования вопросов подрядчику.
Сегодня с помощью Единого центра компетенций сотрудники "РусГидро" решают не только задачи, которые касаются работы с информационной системой, но и множество других задач в своей текущей деятельности.
Результат автоматизации
Все задачи проекта автоматизации были решены, автоматизировано более 1300 рабочих мест. В системе регистрируется более 250 000 хозяйственных операций в месяц. После успешного завершения проекта руководство компании ОАО "РусГидро" получило единую информационную систему корпоративного учета, отчетности и финансово-экономического управления, которая позволяет за счет реализованного универсального механизма обмена и синхронизации данных консолидировать плановую и учетную информацию исполнительного аппарата и 20 филиалов, расположенных в различных регионах России.
В настоящее время информационная система эксплуатируется на предприятиях ОАО "РусГидро" в рабочем режиме и вместе с тем находится в процессе развития, обусловленном новыми потребностями, связанными с изменениями в системе управления компании.