Проект

Исключить ошибки и сэкономить 1,5 часа в день: как мобильные посты ICL помогают медикам РКБ

Заказчики: Республиканская клиническая больница город Казань

Казань; Фармацевтика, медицина, здравоохранение

Продукт: ICL: Многофункциональные мобильные посты медсестер (Смарт-тележки)

Дата проекта: 2022/03 — 2023/05
Технология: Офисная техника
подрядчики - 178
проекты - 600
системы - 939
вендоры - 295
Технология: Медицинская информационная система
подрядчики - 86
проекты - 269
системы - 179
вендоры - 116
Смарт-тележки облегчают жизнь медсестрам, информируют врачей и страхуют пациентов
Поздравление команды РКБ c получением HIMSS
«
«Для сертификации по главному стандарту цифровой медициныHIMSS — обязательным условием была идентификация пациента на всех этапах оказания медпомощи. Как это сделать? Мы остановились на мобильных постах, разработанных ICL, и не пожалели», — говорит директор РКБ Станислав Мягков.
»

Рабочее место медсестры в клинике с тех пор полностью преобразилось: все необходимое у них теперь всегда под рукой — в ящиках смарт-тележек, а встроенная медицинская система, заменяющая бумажные карты, не позволит ошибиться с лекарствами, подскажет, что в данный момент нужно тому или иному пациенту и вовремя оповестит врача. В итоге медперсонал, освобожденный от лишней беготни, стал экономить до 1,5 часов в день, а все инциденты, связанные с оказанием помощи, сведены до нуля.

Одним из ключевых звеньев, без которого контур цифровизации замкнуть бы вряд ли удалось, стали многофункциональные мобильные посты медсестер, которые компания ICL разработала совместно с руководством больницы.

РКБ как эталон цифровой клиники

РКБ с прошлого года официально работает по главным мировым стандартам цифровой медицины. Это единственная больница в Татарстане и вторая в России, которая получила сертификат HIMSS, подтверждающий соответствие самым передовым технологиям оказания медицинской помощи с помощью цифровых решений. Пациентов здесь идентифицируют по специальным браслетам на каждом этапе оказания медицинской помощи, а все назначения и манипуляции в режиме онлайн отражаются в единой информационной системе.

В итоге все, что происходит с пациентом, стало абсолютно прозрачным, диагнозы точнее, а лечение назначается быстрее. Для этого больницу пришлось дооборудовать на 450 млн рублей: в стены больницы вмонтировали более 120 км кабеля, установили 500 точек Wi-Fi, оснастили 1 355 рабочих мест (техникой ICL). Но одним из ключевых звеньев, без которого контур цифровизации замкнуть бы вряд ли удалось, стали многофункциональные мобильные посты медсестер, которые компания ICL разработала совместно с руководством больницы.

Станислав Мягков, директор РКБ: «Чтобы медсестрам не приходилось носить в руках планшет, таблетницы и лекарства, мы остановились на мобильных постах. Причем решили совместить стандартную медицинскую тележку с компьютерным оборудованием, чтобы получилось универсальное рабочее место медсестры».

Что такое рабочее место медсестры?

«
«Для прохождения сертификации HIMMS обязательным условием была идентификация пациента на всех этапах оказания медпомощи. Как это сделать? Чтобы медсестрам не приходилось носить в руках планшет, таблетницы и лекарства, мы остановились на мобильных постах. Причем решили совместить стандартную медицинскую тележку с компьютерным оборудованием, чтобы получилось универсальное рабочее место медсестры. С его помощью она сможет не только проводить медицинские манипуляции, оказывать первую помощь, но и обмениваться информацией в системе», — объясняет директор РКБ Станислав Мягков.
»

Многофункциональные мобильные посты в народе называют смарт-тележками. Смарт — потому что умные: каждая деталь до последнего винтика в них неслучайна. Они представляют собой металлические тележки на колесах, на которые установлены ноутбуки с медицинской информационной системой — у каждой медсестры свой логин и пароль для входа, поэтому все действия каждого медработника становятся полностью прозрачными и сохраняются в системе. Тележки оснащены тремя выдвижными ящиками для медикаментов и расходных материалов, которые закрываются на ключ в целях безопасности. Справа установлен сканер для считывания штрих-кодов на лекарствах и браслетах пациентов и термопринтер для печати этих браслетов, слева — держатель для санитайзера. А на задней части мобильного поста предусмотрены контейнеры для медицинских отходов разных категорий, чтобы медсестрам больше не приходилось бегать до урн после каждой инъекции. Предусмотрен даже выдвижной столик для компьютерной мыши.Метавселенная ВДНХ 4.8 т

Мобильные посты изготовлены из прочной стали, покрыты краской с антибактериальным покрытием и полностью соответствуют всем требованиям для медизделий — выдерживают любую дезинфекцию. Вес устройств — около 50 килограммов, но благодаря технологичным шасси он незаметен: тележки можно легко везти одной рукой.

«
«Мобильный пост с набором инструментов и лекарственных средств позволяет контролировать работу младшего персонала, качество и своевременность исполнения назначений: вовремя ли она замеряет температуру, давление, дает таблетки, ставит инъекции и так далее», — объясняет руководитель направления «Здравоохранение», заместитель директора департамента продаж и маркетинга ICL Techno Альберт Шагивалеев.
»

Мобильный пост с набором инструментов и лекарственных средств позволяет контролировать работу младшего персонала, качество и своевременность исполнения назначений: вовремя ли она замеряет температуру, давление, дает таблетки, ставит инъекции и так далее.

Как работают мобильные посты?

Вся работа медсестер в РКБ теперь выстроена с использованием мобильных постов. К примеру, постовая медсестра комплектует тележку медикаментами. Но не просто так: в системе открывается карта пациента, сканируется его таблетница и каждое лекарство, которое в нее поместят. Система подтверждает, что именно этот препарат и именно в этой дозировке был назначен, так что вероятность ошибки сводится к нулю. Второй этап верификации проходит уже в самих палатах: перед тем, как выдать пациенту таблетки, медсестра сканирует специальный штрих-код у него на руке и повторно считывает штрих-код на самой таблетнице — если случайно произойдет путаница, на экране сразу высветится предупреждение об ошибке.

«
«Это очень удобно! Нас полностью обезопасили от любых ошибок», — рассказывает старшая медсестра неврологического отделения Эльвира Тимофеева.
»

Она показывает содержание ящиков: кроме лекарств, там обязательно есть укладка неотложной помощи, аппарат для измерения давления, термометр и пульскоксиметр. Медработник может сразу замерить показатели пациента и внести их в систему — лечащий врач сможет увидеть их в ту же секунду. Как и всю информацию о том, какие препараты и во сколько были даны больному — это позволяет отследить эффективность терапии, скорректировать ее при необходимости, и может объяснить, к примеру, колебания в результатах анализов.

Медработник может сразу замерить показатели пациента и внести их в систему — лечащий врач сможет увидеть их в ту же секунду.

Но и это еще не все.

«
«Система предупреждает, если у пациента есть на что-то аллергия или есть риски падения. И даже подсказывает, что нужно конкретному пациенту, например, если есть риски развития пролежней», — объясняет Тимофеева.
»

«
«Применение мобильных комплексов позволило избавить медсестер от лишней беготни. Они подходят к койке пациента сразу со всеми необходимыми ресурсами, — оценивает эффективность внедрения главврач РКБ Рафаэль Шавалиев. — Это сэкономило медсестрам по 60-80 минут в день, которые они могут уделять непосредственно уходу за пациентом».
»

По словам главврача, благодаря тому что все необходимое всегда под рукой, а все процессы регламентированы, медсестра ни на что не отвлекается и четко выполняет все назначения врача.

«
«Это гарантирует своевременность введения лекарственных препаратов, передачи таблеток и выполнения других клинических рекомендаций. — подчеркивает он. — Но самое важное — это безопасность. Медсестра никогда не спутает таблетницы, любые инциденты, связанные с качеством и безопасностью оказания медпомощи, у нас сегодня доведены практически до нуля».
»

На фото (слева-направо): главврач РКБ Рафаэль Шавалиев, Министр здравоохранения Республики Татарстан Марсель Миннуллин и заместитель директора департамента продаж и маркетинга ICL Techno Альберт Шагивалеев.
Альберт Шагивалеев: «Перед нами стояла задача за два месяца спроектировать и произвести 100 смарт-тележек. Мы все делали достаточно быстро, промедление для РКБ было чревато неполучением HIMSS».

Разработка: максимальная наполняемость и технологичность в одном устройстве

Мягков рассказывает, что РКБ уже много лет взаимодействует с компанией ICL, почти вся компьютерная техника в клинике их производства.

«
«Когда мы занялись полной цифровизацией клиники и стали претендовать на получение сертификата HIMSS, для нас было очевидно, что основным партнером по разработке многофункциональных рабочих мест медсестер должна стать ICL. Мы приехали на производство целой командой, и конструкторы компании при нас, в режиме онлайн создали чертежи. Буквально через 1,5 месяца нам прислали первый мобильный пост на апробацию — его протестировали все службы, каждый лично походил с тележкой, изложил все замечания и предложения. Команда в ICL очень быстро на них отреагировала, и мы получили хороший результат», — вспоминает директор РКБ.
»

Надо сказать, что к этому моменту на рынке уже были похожие устройства российских и зарубежных производителей, но они значительно уступали по функционалу, в основном были сделаны из пластика и проходили не во все дверные проемы. Поэтому пришлось разрабатывать с нуля собственное уникальное решение.

«Перед нами стояла задача за два месяца спроектировать и произвести 100 смарт-тележек. Мы все делали достаточно быстро, промедление для РКБ было чревато неполучением HIMSS. Оперативно разработали три варианта тележек, одобрили третий — его и пустили в серию», — говорит Шагивалеев.

Требования к новому были следующими. Тележка должна быть легкой и удобной в маневрировании и совмещать в себе функции доставки лекарств и работы в информационной системе. При этом важно, чтобы она была надежной и долговечной, чтобы мобильные посты прослужили без нареканий минимум 10-15 лет.

Что еще ICL делает для здравоохранения?

С 2015 году компания ICL начала создавать систему удаленных телемедицинских консультаций, стала поставщиком этих решений для Минобороны. Чемоданчик с медицинскими приборами, поступил в медсанчасти, подведомственные военно-медицинской академии. Он позволил полностью автоматизировать проведение профмедосмотра и диспансеризации, оказывать медицинскую помощь в удаленных и труднодоступных районах и оперативно принимать решения.

В 2018 году ICL разработала этот комплекс в исполнении телемедицинской стойки — для стационаров. К нему можно подключить любое устройство и создать трансляцию для онлайн-консультаций, а также передавать изображения с медицинских устройств (эндоскоп, УЗИ и так далее).

Кроме того, ICL создала система диспансеризации и профмедосмотров для фельдшерских акушерских пунктов, оснастив их мобильными диагностическими комплексами, которые позволяют оперативно проводить скрининги. В портфеле медицинских проектов также система электронно-информационной очереди и защищенное рабочее место врача ICL Ray с защитой персональных данных. Только в РКБ установлено около 1,5 тыс. таких рабочих станций.
«
«Над созданием устройств работала целая команда. В нее входили инженер-проектировщик, который создавал 3D-модель, инженеры по производству смарт-тележки, логисты, менеджеры, и непосредственно сотрудники РКБ, включая главврача. Само изготовление заняло две недели», — перечисляет Шагивалеев.
»

Что дальше?

Сейчас готова новая версия смарт-тележки. В ней ноутбук заменен встроенным монитором с антивандальной клавиатурой, которые можно спокойно дезинфицировать спиртовыми антисептиками — они имеют высокую степень защиты от проникновения влаги. Монитор, кстати, сенсорный, можно управлять системой даже без мыши.

Этот мобильный пост 2.0 сейчас тестируется в одном из реанимационных отделений РКБ. И по словам директора, сами медики теперь просят закупить дополнительные устройства.

«
«На первом этапе планировалось оснастить мобильными постами обычные отделения, но когда в реанимациях и оперблоках их увидели, сразу заявили, что тоже мечтают об их использовании. Понять их можно: анастезиолог, например, во время операции должен постоянно отслеживать витальные функции пациента, корректировать наркоз и все это фиксировать. Сейчас в реанимации наркозные карты ведутся на бумаге, а потом переносятся в компьютер. С новыми мобильными постами от такой двойной работы мы анестезиологов освободим», — рассуждает Мягков.
»

По его словам, после предсерийной обкатки в РКБ закупят еще 50 смарт-тележек — как раз для оснащения реанимационных отделений и оперзалов. Тем более, что новая версия выдерживает самые жесткие требования к стерильности и обработке — ее можно буквально заливать антисептиком.

Руководитель направления «Здравоохранение» ICL рассказывает, что устройством уже заинтересовались в других регионах:

«
«Мы отправили тележки на тесты в «Коммунарку» — многопрофильный медицинский кластер в Москве, и еще в две больницы. Мы готовы учесть пожелания по наполнению мобильных постов, потому что каждое медучреждение работает по своим стандартам и медицинским системам».
»

На второй версии ICL останавливаться не планирует. Новая модернизация позволит придать рабочему месту медсестры еще большую автономность за счет дополнительных съемных батарей, чтобы не было необходимости подключать смарт-тележку к розетке. Шагивалеев также намерен дополнительно нарастить функциональность устройства, например, создать систему аутентификации самой тележки, чтобы в единой информационной системе отображались данные о том, где они физически находятся. Рассматривается возможность подключить к тележке электромотор, а в будущем он допускает даже создание беспилотных систем.

На фото: Динар Нигматуллин, ICL Techno
«
«Сейчас в наших планах создать целую линейку медицинских инструментов и устройств, которые обладают ИТ-составляющей. Это будут программно-аппаратные комплексы, которые позволят сделать оказание медицинских услуг еще более эффективным, быстрым и безопасным», — заключил Альберт Шагивалеев.
»