Заказчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) Москва; Государственные и социальные структуры Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)Дата проекта: 2015/10
Бюджет проекта: 35,76 млн руб.
|
Технология: Информатизация госфункций
|
Содержание |
Команда проекта со стороны Заказчика | Интегратора-Консультанта |
не указана |
Заказчиком Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (федеральный сегмент ИС «Контингент») выступило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в интересах Министерства образования и науки РФ. Оба министерства осуществляют общую координацию деятельности по созданию системы. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ несет ответственность за создание и сопровождение федерального сегмента ИС «Контингент», его технологическое обеспечение, координацию межведомственного электронного взаимодействия и является технологическим оператором системы. Министерство образования и науки РФ занимается методологическим и методическим обеспечением федеральной системы.
2016. Изменение законодательства для создания системы
Путин отклонил закон о создании системы учета школьников
29 декабря 2016 года президент России Владимир Путин отклонил закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы "Контингент обучающихся", сообщается на сайте Кремля.
Объясняя свое решение, президент заявил, что в федеральном законе должен быть прописан перечень конкретных сведений, которые будут содержаться в системе. Кроме того, должны быть определены лица, у которых будет доступ к этим данным, и их ответственность.
По сложившейся в России практике, вопросы о составе и защите данных в отраслевых информационных системах – это удел подзаконных актов, где это прописывается, отмечает основатель «Академии системного анализа», научный руководитель Центра урбанистики Политеха Петра Великого Алан Салбиев.
![]() | В этом плане, конечно, нонсенс, что президент потребовал включить эти нормы в текст закона, – говорит Алан Салбиев. – Но даже самые защищенные системы бывают уязвимы, поэтому нужны максимальные гарантии, так как речь идет о защите детства, завтрашнего дня нашей державы. Как и многие эксперты, я поддерживаю решение президента, которое было продиктовано защитой интересов детей. Абсолютно логично, что он потребовал пополнить нормы закона более внятными тезисами о том, кто будет распоряжаться персональными данными, в каких целях, и какой состав данных будет. Президент не стал доверять подзаконным актам, которые потом можно быстро менять, а потребовал занести эти вопросы в сам закон. | ![]() |
По словам эксперта, одна из причин случившегося – смена руководства в Минобрнауки в самый разгар реализации проекта. Это привело к тому, что в ведомстве стали меняться приоритеты, подход к организации цифровой образовательной платформы, использованию цифровых технологий в образовании, началась более интенсивная работа с президентской администрацией. «Так что было ожидаемо и логично, что потребуются корректировки в саму идеологию системы «Контингент»», – считает Алан Салбиев. Но вовремя согласовать изменившиеся позиции ведомства не смогли, в результате президент отклонил закон.Российский рынок ITSM: драйверы и тренды, крупнейшие игроки. Обзор TAdviser
Кроме того, по «Контингенту» не проводились общественные слушания в полном объеме, отмечает Алан Салбиев. В результате многие общественные деятели не обладают всей полнотой информации, что мешает взвешенности суждений.
Эксперт прогнозирует, что в самое ближайшее время в закон внесут необходимые корректировки и система «Контингент», возможно, будет реализована в полном объеме уже к весне 2017 года.
![]() | Рад, что даже адепты доски и мела начали осознавать, что новое поколение потребляет информацию в другом формате и нужны другие подходы в образовании. Без цифровой экосистемы эти подходы обеспечить невозможно. Без нее система образования не сможет считаться конкурентоспособной, – убежден Алан Салбиев. | ![]() |
Совет федерации одобрил закон
23 декабря 2016 года Совет федерации одобрил закон о создании информационной системы учета учащихся и направил его президенту РФ.
Госдума приняла закон о создании информсистемы "Контингент обучающихся"
21 декабря 2016 года Госдума приняла во втором и третьем, окончательном, чтениях закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы "Контингент обучающихся", в которой должны быть сведения об учениках, их успеваемости и образовательных организациях.
Законопроект должен вступить в силу с 1 сентября 2017 года, а система "Контингент обучающихся" должна формироваться "поэтапно в сроки, установленные правительством РФ, но не позднее 1 сентября 2022 года".
2015. Создание системы
Федеральная система для учета школьников создана
В конце декабря 2015 года система была создана. Минкомсвязи и «Мегафон» подписали соответствующие акты о выполненных работах, в том числе акт о готовности федерального сегмента системы к вводу в промышленную эксплуатацию.
«Мегафон» предоставил министерству дистрибутив ПО федерального сегмента системы, исходные коды, альбом экранных форм, и необходимую документацию. Заказчик заплатил подрядчику 35,76 млн рублей.
Выбор подрядчика
Участники тендера разбились по парам. Победил "Мегафон"
Осенью 2015 года Минкомсвязи в интересах Минобрнауки провело открытый конкурс[1] на создание первой очереди единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (ИС "Контингент").
В каждом регионе для учета детей, а также предоставления сервисов электронных дневников и журналов создаются собственные сегменты ИС "Контингент" (см пример Подмосковья), а федеральная система должна будет объединить эти сегменты.
Заявки на участие в конкурсе подали "Ростелеком", НИИ "Восход", казанская "Барс Груп", Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС), екатеринбургская "Нау-сервис" (NAUMEN) и "МегаФон".
Победил "Мегафон", предложивший минимальную цену - 35,76 млн рублей (начальная цена составляла 67,5 млн). Интересно, что текст технической части заявки "Мегафона"[2] практически совпадает с аналогичным текстом заявки "Барс Груп"[3] вплоть до рисунков предлагаемых структур подсистем. Это может стать поводом для обжалования результатов тендера в ФАС, говорит собеседник TAdviser, близкий к одному из участников тендера.
Технические части заявок "Ростелекома" и "Восхода" также совпадают между собой.
В "Мегафоне" отказались комментировать ситуацию. В "Барс Груп" не смогли предоставить комментариев TAdviser.
ФАС не исключает сговор поставщиков
Ознакомившись с информацией о конкурсе, в ФАС заявили TAdviser, что совпадение частей технических предложений может быть одним из признаков сговора, но делать выводы только на этом основании нельзя.
![]() | Необходимо проанализировать поведение участников торгов, посмотреть была ли между ними реальная конкуренция в ходе торгов и так далее, - сказали в ведомстве. | ![]() |
ФАС готова детально изучить этот вопрос в случае поступления соответствующего заявления, добавили представители антимонопольной службы в разговоре с TAdviser.
Сроки
На разработку первой очереди федерального сегмента межведомственной системы (включая аналитический компонент федерального сегмента) отводится около одного месяца времени (работы стартуют в ноябре и завершатся до 15 декабря 2015 года).
В этот же временной период подрядчик должен опробовать информационное взаимодействие федерального сегмента с региональными сегментами межведомственной системы субъектов Российской Федерации на примере 10-ти пилотных регионов, определенных в рамках госконтракта.
Кроме того, победитель должен будет разработать прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовать взаимодействие системы с сегментом высшего образования.
Ключевыми вопросами, которые решали специалисты компаний «БАРС Груп» и «Нетрика» (выступали субподрядчиками), стали интеграция с различными ведомственными источниками данных, взаимодействие федерального сегмента системы с уже разработанными ранее региональными сегментами. Разработаны прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовано взаимодействие системы с сегментом высшего образования. Большое внимание было уделено производительности системы, которая ежедневно обрабатывает большие массивы данных, удобству пользования, дизайну и эргономике интерфейсов портала федерального сегмента ИС «Контингент», которым будут пользоваться сотрудники нескольких российских ведомств.
Проблемы, решаемые системой
Создание федеральной системы, надеются чиновники, позволит решить "ряд актуальных проблем развития общего, профессионального и дополнительного образования", в частности, приведет к "повышению качества и оперативности принятия управленческих решений, за счет организации эффективного межведомственного электронного обмена информацией".
По состоянию на 2015 год Минобрнауки не располагает достоверной информацией о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на различных территориях и нуждающихся в образовательных услугах, следует из технического задания (ТЗ) на создание системы.
Недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования при строительстве образовательных организаций, отсутствует в актуальном состоянии реестр таких организаций, разрознены или отсутствуют сведения об этапах обучения и соответствующих им достижениях обучающихся. Информации об обучающихся хранится в разрозненных ведомственных информационных системах, подходы к идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах также разрознены.
Задачи
В федеральной системе будут собраны различные сведения о детях - с момента рождения и регистрации ребенка в органах ЗАГС, а именно: ФИО, пол, информация о месте и дате рождения, номер записи акта о рождении, серия и номер паспорта (после его получения), адрес регистрации, СНИЛС, сведения о родителях, о месте и периоде обучения, успеваемости и достижениях (включая информацию о победах на олимпиадах и конкурсах), освоенные образовательные программы, документы об образовании и сведения о здоровье. Кроме этого, в системе будет содержаться информация об образовательных учреждениях и педагогах, статистическая и нормативно-справочная информация.
- централизованное хранение и актуализация реестра контингента обучающихся для обеспечения целостности данных, хранящихся в региональных сегментах межведомственной системы и информационных системах ФОИВ;
- централизованное хранение и актуализация реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обеспечения целостности данных, хранящихся в региональных сегментах, и их синхронизации при создании, реорганизации и ликвидации организаций;
- централизованное хранение и актуализация реестра педагогических работников для обеспечения целостности данных, хранящихся в региональных сегментах, и их синхронизации при создании, реорганизации и ликвидации организаций;
- предоставление сводной аналитической и статистической информации на основе данных, хранящихся в региональных сегментах, для:
- получения информации о контингенте обучающихся, проживающих на различных территориях;
- учета обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- выявления обучающихся, не приступивших к обучению или прекративших обучение, в целях профилактики беспризорности;
- получения информации о влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся;
- прогнозирования необходимого количества мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- построение и предоставление по запросу пользователей системы или внешних информационных систем профиля Персоны содержащего интегрированные данные о персоне, с учетом информации из всех ключевых ведомственных информационных систем;
- обеспечение обмена информацией о контингенте обучающихся между ведомственными информационными системами, региональными и вузовским сегментами межведомственной системы;
- повышение эффективности информационного обмена между ведомственными информационными системами путем создания единого межведомственного источника информации о контингенте обучающихся.
Данные в федеральный сегмент ИС «Контингент» будут поступать из региональных сегментов всех субъектов РФ, сегмента высшего образования, информационных систем федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов. Из новой системы можно будет получать как статистическую, так и аналитическую информацию по различным срезам.
С подробными функциональными возможностями заказываемой системы можно ознакомиться в ТЗ[1].
Требования к программному обеспечению
Системное программное обеспечение федерального сегмента ИС "Контингент" должно состоять из операционной системы, СУБД, сервера приложений или веб-сервера, а также сервера по обеспечению информационной безопасности.
Для создания федерального сегмента межведомственной системы необходимо использовать свободное ПО или ПО российского производства, говорится в ТЗ[1].
Определение "ПО российского производства" дано в федеральном законе "о реестре российского ПО", который был подписан Президентом в июне 2015 года. Правда, закон вступает в силу только с 1 января 2016 года.
Для федерального сегмента ИС «Контингент», помимо портала, разработаны различные подсистемы: администрирования, сбора, хранения и верификации данных, управления данными о персонах, педагогических работниках и организациях, управления нормативно-справочной информацией, интеграции с внешними системами,
Читайте также
70% федеральных информационных систем в РФ работают на базе Microsoft и Oracle
Какие СУБД используют федеральные органы власти России
Какие Linux и Unix используют федеральные органы власти России