Заказчики: Росгосстрах Банк (РГС-Банк, ранее Русь-Банк) Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит Подрядчики: WebSoft (ВебСофт Девелопмент) Продукт: Websoft HCM (ранее WebTutor)Дата проекта: 2006/12 — 2007/03
|
Технология: Корпоративные порталы
Технология: Системы дистанционного обучения
|
1. Описание компании
1.1. Отрасли в которых работает компания
Банковский бизнес
1.2. Территориальная распределенность
36 филиалов, 229 точкек продаж в 123 городах России
1.3. Численность персонала
Более 5000 сотрудников
1.4. Категории персонала, являющиеся пользователями системы
Абсолютно все сотрудники банка, т.к. Портал используется не только в качестве инструмента дистанционного обучения, а еще и в качестве информационного ресурса, полностью охватывающего деятельность всего HR подразделения, все вопросы, касающиеся кадровой политики Банка. На портале сотрудники могут не только проходить дистанционное обучение, но и общаться, обмениваться опытом с коллегами, участвовать в опросах мнения, своевременно получать информацию обо всех нововведениях и изменениях в кадровой политике Банка.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
2. Решаемые проблемы/поставленные задачи
2.1. Для реализации каких требований бизнеса внедрялась система
Первоначально основной задачей являлась организация дистанционного обучения сотрудников, в связи с очень высокими темпами развития Банка. А также:
- Сокращение периода времени, необходимого для обучения новых сотрудников
- Оперативный контроль результатов проводимого обучения
2.2. Какие бизнес-процессы должны были быть автоматизированы
- Дистанционное обучение сотрудников
- Тестирование сотрудников
- Работа Учебного Центра (информирование, запись на тренинги, документооборот)
2.3. Каковы были критерии успешности внедрения на этапе планирования
- Короткие сроки реализации проекта – важно было за 2 месяца внедрить систему ДО, т.к. эта система "должна была работать еще вчера"
- Успешное функционирование системы ДО, тестирования, Учебного Центра
2.4. Как формировался план проекта (ТЗ, анализировались бизнес-процессы и т.п.)
Был объявлен тендер на внедрение системы ДО в Банке. Учитывались два критерия: возможности системы и цена. В результате была выбрана система WebTutor. Тех.задание не писали, т.к. предложенный "коробочный" вариант вполне устраивал.
3. Параметры проекта
3.1. Сроки реализации и основные этапы проекта
До установки системы - Согласование внутри организации, переговоры с подразделениями (в основном, согласование с подразделением IT, т.к. у него было свое видение того, как должна работать эта система, как она должна интегрироваться с другими базами данных; нужно было доказывать, что система нужна) – декабрь 2006 Установка системы – январь 2007 Запуск системы – март 2007
3.2. Команда проекта со стороны заказчика (от ИТ и от HR). Роли в команде, как происходило взаимодействие
- Руководитель проекта (HR)
- Специалист от службы безопасности
- Специалист от службы IT
- Специалист отдела маркетинга - частичная занятость при согласовании дизайна портала
3.3. Основные трудности, возникшие в ходе проекта
- У службы IT было свое видение того, как должна быть организована работа системы ДО в Банке, в связи с чем им приходилось долго что-то доказывать, согласовывать
- Уже на этапе запуска системы было принято решение о том, что портал будет не только учебным, а что это будет полноценный HR-портал, в связи с чем надо было в короткие сроки согласовать со всеми подразделениями его структуру
- Система была запущена очень быстро, но далеко не все сотрудники Банка были молоды и могли быстро разобраться с возможностями нового HR-портала, в связи с чем пришлось провести серьезную работу по разработке раздела «Помощь», где были размещены детальные описания всех возможностей и соответствующих им операций, провести обучающие семинары
- Были проблемы с нестандартной организацией входа на HR-портал без ввода имени пользователя и пароля (пришлось помучаться в течение почти двух месяцев, прежде чем сотрудники после нажатия на баннер сразу попадали бы на портал)
3.4. Соответствовали ли временные и финансовые затраты ранее запланированным
Да, соответствовали (проект был реализован даже быстрее, чем ожидали).
3.5. Какие ограничения ИТ-инфраструктуры сказались на проекте
- Ограничения системы информационной безопасности: были проблемы с организацией интеграции Портала с Security-сервером, ведущим протоколирование происходящих событий
- Ограничения на пропускную способность каналов связи в некоторых филиалах
4. Развитие проекта
4.1. Планы развития (автоматизация каких бизнес-процессов еще планируется)
- Оценка персонала
- Добавление новых веб-шаблонов на Портале
- Документооборот
- Запуск новых проектов на Портале (например, Библиотеки книг и статей, Корпоративный фитнес)
4.2. Наполнение контентом - как решается проблема
В основном, разрабатываются продуктовые электронные курсы, а обучение навыкам происходит на очных тренингах, при этом множество курсов используется для посттренингового сопровождения. В настоящее время библиотека курсов насчитывает 42 курса, из них 25 курсов были созданы собственными силами. В последнее время все курсы разрабатываются исключительно силами сотрудников Банка. В среднем, за квартал создается 3-4-электронных курса.
4.3. Команда для поддержки и развития системы
Команда состоит из 5 человек.
- За электронные курсы отвечают 2 человека
- За организацию процедур проведения дистанционного обучения, тестирования и опросов – 2 человека
- За проекты на Портале – проекты закреплены за каждым сотрудником
5. Результаты проекта
5.1. Достигнутые результаты (количественные и качественные)
- Открыт HR-портал, на котором сотрудники могут ознакомиться со всей необходимой информацией по вопросам кадровой политики Банка, о проводимых в Банке мероприятиях по обучению, а также пройти электронные дистанционные курсы (большинство курсов размещено на портале в открытом доступе), сотрудники могут общаться с другими посетителями Портала, обмениваться опытом, обсуждать различные вопросы в форумах, в случае необходимости они могут обратиться к разделу "Помощь", где размещена полная справочная информация по работе с Порталом.
- За первые 4 месяца работы системы было создано 11 собственных курсов, прошли обучение 1000 человек/курс
- Во втором квартале 2008 г. обучение прошли 6400 человек/курс, было успешно пройдено 9700 тестов
- В рамках требований ЦБ через Портал организовано обучение и тестирование сотрудников по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- С помощью регулярных опросов очень просто и быстро получить обратную связь от сотрудников, узнать их мнение
5.2. Экономическая эффективность
- В основном, все курсы разрабатываются собственными силами, т.е. Банку это ничего не стоит. А если подсчитать все расходы, связанные с проведением очного обучения (з/п тренеров, командировочные и т.д.), то получится огромная сумма денег, т.о. экономический эффект от внедрения системы очевиден и не вызывает сомнений.
- В банке регулярно разрабатываются новые продукты, внедряются новые программы, и без системы ДО было бы просто невозможно в короткие сроки организовать обучение такого количества сотрудников. Т.о. система ДО позволяет Банку очень быстро реагировать на изменения, и налицо экономический эффект от внедрения системы.
- Портал – основной инструмент корпоративной политики Банка. (Обосновывать связь эффективной корпоративной политики с экономической эффективностью мы здесь не будем, это, наверное, итак всем понятно). На портале сотрудники могут:
- * узнать о том, к кому из сотрудников по каким вопросам можно обращаться, выяснить их номера телефонов
- * получить информацию о проводимых в Банке внутренних конкурсах
- * более подробно узнать об организованных корпоративных проектах
- * ознакомиться с корпоративными рейтингами
- * почитать регламентные документами
- * посмотреть фоторепортажи
- * увидеть фотографии победителей конкурсов
- * познакомиться с именинниками текущего месяца
- И др.
5.3. Наиболее значимые результаты - что-то наиболее запоминающееся
- Интересный проект, который был реализован благодаря Порталу – «Письмо руководству Банка». Суть его заключается в следующем: каждый сотрудник может написать анонимное письмо вышестоящим руководителям и опустить его в специальный ящик, а на Портале руководство потом отвечает на эти письма, и все сотрудники Банка могут прочитать эти комментарии.
- В течении двух недель 2700 сотрудников одновременно проходили обучение по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма - система работала при этом безукоризненно, не было никаких сбоев.
5.4. Реакция сотрудников компании на внедрение системы
На открытие HR-портала все сотрудники отреагировали очень позитивно. А вот ДО многие восприняли далеко не сразу, особенно капризничали уже немолодые сотрудники, они жаловались на то, что не знают на какую кнопку им нажимать, куда смотреть, что читать и т.п. И в целом, реакция сотрудников была очень настороженной. Людям потребовалось время, чтобы привыкнуть к этому новому способу обучения. Но к настоящему времени все сотрудники уже освоились с дистанционной системой обучения и успешно изучают курсы в электронном виде.
5.5. Обратная связь от менеджмента по итогам внедрения системы