Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
Проект

«Пятёрочка» открыла экспериментальный фиджитал-магазин. ФОТО

Заказчики: Пятёрочка Федеральная торговая сеть

Торговля



Дата проекта: 2024/01 — 2025/06
СМ. ТАКЖЕ (1)

2025: Открытие первого пилотного магазина в формате фиджитал

X5 Group 25 июня 2025 года объявила об открытии первого пилотного магазина «Пятёрочка» в формате фиджитал, объединяющего цифровые решения в физическом пространстве торгового зала. Он расположен в Москве по адресу: ул. Серпуховская, д. 46, стр. 34 и работает с 8:00 до 23:00. На презентации нового магазина побывал TAdviser.

В фирменный стиль фиджитал-«Пятёрочки» добавили цвет, который у многих ассоциируется с технологичностью - голубой

Михаил Ярцев, управляющий директор бизнес-единицы «Клиентский опыт Х5», пояснил, что идея создать подобный магазин появилась в компании примерно год назад. В торговой точке нового формата Х5 постарались учесть меняющиеся паттерны поведения клиентов. Даже в магазинах обычного формата моделей поведения клиентов становится всё больше. Так, например, молодёжь в два раза больше покупает готовой еды, а старшее поколение, которое обычно более консервативное, всё больше пользуется кассами самообслуживания.

В компании решили, что надо попытаться создать новый уникальный клиентский опыт, который даст покупателю, в том числе экономию времени и больше удобства: это комфортнее, чем обычный магазин, и быстрее, чем доставка, говорят в Х5.

Виктория Трепакова, руководитель управления концепта торговой сети «Пятёрочка», представляет клиентский путь в новом магазине

При этом и Х5 ожидает получить для бизнеса больше выгоды от нового формата. Задача – создать удобный, простой клиентский путь с момента входа в магазин, чтобы покупатель, совершая покупки и ожидая заказ, постоянно был под «приятным давлением» купить что-то ещё, пояснил Михаил Ярцев. Отечественные ритейлеры в ближайшие два года будут шире использовать ИИ. Результаты исследования Т1, Сколково и TAdviser 14.9 т

В отличие от обычной «Пятёрочки», где около 70% площади приходится на торговый зал и 30% на склад, в экспериментальном формате обратная пропорция.

Основная часть площади нового магазина приходится на складские помещения

В торговом зале выложены наиболее часто приобретаемые товары ежедневного спроса, а остальное, если необходимо, доступно для сборки заказа на складе. При этом для выбора на месте покупателю доступен более широкий спектр продукции, чем в обычном магазине сети.

Алкоголь – одна из самых популярных категорий товаров. В Х5 говорят, что часть покупателей хотят употреблять его ежедневно. В зоне алкоголя есть виртуальный помощник – «электронный сомелье», который даёт рекомендации по выбору напитка и советует удачные сочетания.

Магазин оснащен множеством дисплеев различного назначения

При входе в фиджитал-магазин покупатель сканирует свою карту «Х5 Клуб» (доступна в приложении «Пятёрочки»), и на основании его предпочтений и опыта предыдущих покупок для него формируются персональные предложения. Впрочем, приобрести товары не запрещается и без карты лояльности.

В торговом зале площадью ~215 кв. м представлен ассортимент свежих товаров повседневного спроса, а для покупки бакалейных и непродовольственных товаров можно оформить заказ на большом, уникальном тач-экране собственной разработки Х5 или на планшетах, размещённых в торговом зале. Это позволяет закрыть больше потребностей клиентов на сопоставимой площади обычного магазина.

Данные дисплеи Х5 разработала сама, так как подходящих готовых решений на рынке не нашлось

Заказ прямо на месте обещают собрать в пределах 7 минут. А пока идёт сборка заказа, покупатель может выпить кофе со свежей выпечкой или перекусить в зоне кафе, где предусмотрены зарядки для гаджетов и работает Wi-Fi.

«
Пусть лучше покупатель будет проводить время в расширенной зоне кафе, получая положительные эмоции, а не негативные от поиска товара внутри магазина, – отметил Михаил Ярцев.
»

Площадь торгового зала составляет около 215 кв. м.

Как пояснили в Х5, в зоне кафе с готовой едой выбор тоже больше, чем в обычном магазине. К примеру, здесь есть бургеры. Здесь же доступна микроволновка, где можно разогреть готовую еду.

В зоне кафе можно зарядить телефон

Находясь в ожидании, есть возможность в режиме реального времени понаблюдать за сборкой своего заказа на складе через экран. А когда заказ будет готов, информация об этом отобразится на специальном табло.

Сбор заказа не должен занимать более 7 минут

Затем можно идти в точку выдачи заказа, после чего его необходимо оплатить. Для этого предусмотрены кассы самообслуживания, а точки оплаты с кассирами отсутствуют.

Совсем без людей в торговом зале не обойтись

Часть ценников магазина – электронные, благодаря чему информация на них всегда актуальна и легко считывается, что в целом позволяет сделать магазин более эффективным с точки зрения операций.

Для некоторых товаров используются электронные ценники

Кроме того, в магазине установлены кассы самообслуживания с возможностью рассчитаться за свою покупку не только картой или через Систему быстрых платежей (СБП), но и наличными денежными средствами.

Расплатиться за товар можно с помощью касс самообслуживания

Для приёма наличных в зоне оплаты установлен специальный довольно крупный по габаритам аппарат.

Представители Х5 уточнили TAdviser, что этот магазин – первый во всех сетях магазинов Х5, где в зоне самообслуживания обеспечен приём наличных. В перспективе аналогичная возможность может быть реализована и в «Перекрёстках».

Самый цифровой магазин Х5 при этом единственный, где на кассах самообслуживания можно заплатить и наличными

Как пояснил, отвечая на вопросы TAdviser, Михаил Ярцев, задача фиджитал-магазина состоит в двух вещах. Первая – увеличить товарооборот за счёт большего объёма допродаж. А вторая – повысить операционную эффективность. Последняя сводится к тому, что, например, электронные ценники в торговом зале и улучшенное размещение продукции позволяют оптимизировать персонал на тот же объём операций.

В целевой модели в фиджитал-«Пятёрочке» будет работать меньше персонала, чем в обычной, сопоставимой по площади, добавил Михаил Ярцев. Но сейчас, на старте, персонала, наоборот, чуть больше, поскольку ещё требуется откалибровать часть операций.

Он также уточнил TAdviser, что в планах – открыть ещё несколько подобных магазинов, чтобы учесть нюансы, которые могли быть не учтены в первой версии.

В первые недели работы магазина покупателям будет помогать специальный ассистент, который будет отвечать на все интересующие вопросы о новом клиентском пути.

Помимо новшеств для покупателей, в магазине обновлена и зона для сотрудников: комнаты для приёма пищи, санузлы, появился удобный экран для отслеживания результатов работы точки.

Отметим, что российский ритейл в целом уже не один год экспериментирует с новыми форматами магазинов. В том числе на рынке уже имели место попытки внедрить формат магазинов полностью без продавцов и кассиров, но в широком масштабе он пока не прижился в местных реалиях.

В Х5 отмечают, что в своём фиджитал-магазине компания учитывала, в том числе, зарубежный опыт. Изучали и возможность внедрения Scan&Go — технологии, которая позволяет клиентам магазинов сканировать штрих-коды товаров с помощью смартфона, планшета или другого мобильного устройства. Однако, как показали эксперименты, и эта технология в России пока не прижилась. Наибольшей популярностью она пользуется в тех странах, где её успели внедрить до распространения касс самообслуживания.