AR-технологии: Оптимизация внутренних процессов в розничной торговле

07.08.24, Ср, 08:13, Мск,

Авторы статьи:

  • Дмитрий Бузин, руководитель обособленного подразделения в Санкт-Петербурге, компания КРИТ
  • Дмитрий Слободянюк, руководитель отдела бизнес- и системного анализа, компания КРИТ

Содержание

Одной из технологий, входящих в перечень основных сквозных цифровых технологий, приведенных в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», является технология дополненной реальности[1]. Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) интерпретируется как возможность цифрового расширения чувств человека в физическом мире с помощью датчиков, устройств насыщения пользовательского пространства релевантной, интересной и полезной информацией, с помощью средств отображения (например, экран мобильного устройства, шлем, очки). Дополненная реальность интегрирует цифровой мир в реальный, но не заменяет, как это происходит в виртуальной реальности, а расширяет отображением цифровых объектов, что положительно влияет на рабочие процессы.

Объём рынка дополненной и виртуальной реальности в России по итогам 2022 года достиг 1,9 миллиардов рублей, что на 83% больше, чем годом ранее[2]. Согласно прогнозам глобальной платформы данных «statista», к 2025 году AR/VR вырастет более чем в 4 раза в России: до 7 миллиардов рублей [3].

Рост использования технологий дополненной реальности в розничной торговле обусловлен следующими факторами:

  • Рост числа магазинов. Рост объема рынка розничной торговли создает спрос на автоматизацию тех направлений, которые при прежнем размере компании автоматизировать не требовалось.
  • Повышение конкурентной среды и необходимость увеличения лояльности покупателей. 39% респондентов из опрашиваемых Росстатом на 3 квартал 2023 года отмечают, что высокая конкуренция является фактором, ограничивающим основную деятельность в розничной торговле[4].

В России также активно внедряются AR-технологии в розничной торговле. Например, крупный российский ритейлер X5 Retail Group запустил пилотный проект системы планирования выкладки товаров с использованием технологии дополненной реальности. По данным X5 Retail Group, в результате замены печатных схем выкладки на AR-раскладку розничный товарооборот магазинов увеличился на 2,8%. Также компания тестирует обучение продавцов-консультантов через VR-очки Oculus Go, чтобы погрузить сотрудников в рабочий процесс[5]. Помимо использования AR-технологий в производственных процессах, «Перекресток» тестирует навигационное приложение «Перекресток.Едалов» с дополненной реальностью для покупателей[6]. С его помощью пользователи будут быстрее ориентироваться в торговых залах и находить нужные товары. В апреле 2019 года похожую систему запустила сеть «М.Видео»[7].

Методология

Информационной базой исследования компании «КРИТ» послужили доступные открытые источники информации, методологической основой стали общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнения, аналогии, обобщения.

Исследование исполнительного директора «The Augmented Reality for Enterprise Alliance» Марка Сейджа [8] подчеркивает важность пользовательского опыта и обозначает следующие необходимые этапы при проектировании AR-системы:

  1. Обозначить проблему в существующих бизнес-процессах;
  2. Определить основные варианты использования и пользовательские ограничения;
  3. Выбрать комплектацию/модель AR-оборудования;
  4. Разработать концепцию взаимодействия пользователя с устройством.

Результаты

По результатам исследований, проведенных командой компании «КРИТ», сотрудники торгового зала, ответственные за товар, сталкиваются с проблемами:

  • отсутствие быстрого доступа к актуальной информации о товаре (сроки годности, количество запасов на стеллаже);
  • отсутствие цифрового инструмента для выполнения обходов и фиксации результатов осмотра стеллажей с продукцией;
  • ограничения из-за использования бумажных носителей и терминалов сбора данных (заняты руки сотрудников, им неудобно работать с товаром).

Управляющие торговым залом со своей стороны ограничены такими факторами, как:

  • отсутствие отслеживания качества выполнения обхода торгового зала сотрудниками, ответственными за товар: в случае отсутствия пристального контроля сотрудники могут заполнить отчет об обходе, не выходя в зал;
  • отсутствует возможность определения конкретного местоположения товара с истекшими сроками годности и/или с недостаточным запасом в торговом зале.

Таким образом, для бизнес-процесса обхода торгового зала существует возможность предложить программно-техническое средство, которое будет оптимальным для решения вышеуказанных проблем сотрудников розничной торговли.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 5.6 т

Для учёта товаров и автоматизации торговли на предприятиях розничных сетей используются ERP-системы. Единый интерфейс ERP-системы объединяет в себе все процессы компании, что обеспечивает качественную аналитику и прозрачность бизнес-процессов. Интеграция мобильных приложений с такой системой позволяет оптимизировать работу сотрудника, выполняющего контроль за товаром в части удобного отображения актуальной информации по товару на экране устройства и получения аналитики отклонений.

Однако существующие приложения для терминалов сбора данных (ТСД) и мобильных телефонов не решают проблему освобождения рук сотрудника, так как во время операции он вынужден держать в руках мобильное устройство. Очки дополненной реальности позволяют снять эти ограничения с процесса.

Очки дополненной реальности активно интегрируются в разных сферах бизнес-процессов путем поддержки клиентов и коллег удаленно, ускорения рабочих процессов, более эффективного обучения сотрудников с помощью AR-руководства, визуализацией и презентацией с дополненной реальностью.

Основной идейный функционал для интеграции очков дополненной реальности в рабочий процесс сотрудников супермаркета/гипермаркета – возможность комфортной работы в торговом зале.

Решение «AR-Ассистент» объединяет технологию дополненной реальности, навигации в помещении и взаимодействия с интерактивным помощником с целью ускорения процессов выполнения типовых задач, таких как проведение регулярных обходов торгового зала, контроль наличия товаров на стеллажах, контроль сроков годности продукции, контроль корректности ценников, просмотр различной отчетности по товару.

Процесс работы с «AR-Ассистент» производится сотрудником в торговом зале, позволяя оптимизировать задачи по мониторингу товаров.

Для актуального получения информации предусмотрена возможность сканирования товаров. Данный функционал реализуется встроенной камерой устройства или с помощью внешнего кольца с Bluetooth-сканером. Результатом сканирования является отображение основной информации по товару:

AR-ассистент позволяет производить обходы по маршруту, созданному по графику обходов. План маршрута включает в себя последовательность стеллажей, которые необходимо посетить в текущую смену. Для навигации по торговому залу используются маяки Beacon. Система определяет местоположение пользователя и в зависимости от него определяет оптимальный маршрут следования по точкам. Если пользователь приходит на точку, система автоматически зарегистрирует его, и он сможет начать обработку товаров на этой точке.

Управление командами осуществляется голосом и включает в себя навигацию по экрану (переход к экрану, закрытие экрана, перелистывание компонентов экрана, поиск товаров в локальной базе и др.) и вызов функций (начало работы с заданием на обход, отмена регистрации на точке маршрута, сохранение данных обхода). Дополнительной функцией системы «AR-Ассистент» является взаимодействие с мобильным принтером, что позволяет быстро актуализировать ценники, не отходя от товара.

Выводы

На сегодняшний день сотрудники торговых залов, ответственные за товар, как правило, не имеют возможности оперативно определить, где лежит товар с истекшими сроками годности или товар, по которому закончились запасы на стеллаже. При работе с товаром приходится использовать бумажные носители и ТСД, в связи с этим у сотрудников постоянно заняты руки. Сотрудникам неудобно работать с товаром, что приводит к снижению скорости и качества исполнения процесса. Благодаря широкому спектру возможностей использования применение технологий дополненной реальности для оптимизации внутренних процессов розничной торговли, таких как обход торгового зала, позволит устранить существующие ограничения. Среди преимуществ оптимизации обхода торгового зала сотрудниками ритейла с использованием AR-оборудования можно выделить:

  1. Непрерывный мониторинг стеллажей.
  2. Контроль сроков годности товара.
  3. Упрощение логистики персонала.
  4. Сокращение расходов на обучение новых сотрудников.
  5. Быстрая адаптация сотрудников к изменениям выставленных позиций.
  6. Наличие постоянной информационной поддержки в виде инструкций и схем действий.
  7. Высвобождение рук торгового персонала при совершении обходов зала, для других действий.

Оптимизация внутренних бизнес-процессов – важный фактор успешной работы предприятия. AR-технологии будут показывать, где находится проблемный товар, а также поддерживать навигацию пользователя к нему. Кроме того, можно просто сканировать товар и получить всю необходимую информацию с помощью AR-устройства. Всё, что остаётся сотруднику, – это ознакомиться с информацией и следовать дальнейшим рекомендациям системы. Все это, безусловно, повысит качество выполнения работ и, в конечном итоге, увеличит удовлетворенность конечных покупателей.

Примечания