Исследовательский центр TAdviser объявил о выходе второго обзора «Системы CRM в России 2014». Российский рынок программного обеспечения для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) в 2013 году вырос, по данным TAdviser, на 10% до 28,39 млрд рублей (+14% в 2012 году). Общий объем рынка CRM (лицензии и услуги по внедрению ПО) превысил 51 млрд рублей.
Снижение темпов роста обусловлено уменьшением числа крупных (на тысячи рабочих мест) внедрений, особенно в банковской отрасли, где большинство таких проектов уже подошли к завершению. Напротив, растет число проектов в среднем и малом бизнесе, в торговле и телекоме, на транспорте и в других отраслях, что свидетельствует, скорее, об изменении вектора на рынке, о его дозревании. С момента выхода прошлого исследования TAdviser в феврале 2012 года в базу центра было добавлено 545 CRM-проектов. За всю историю наблюдений были проанализированы данные о 1688 проектах, из которых 286 были завершены в 2012 году, и 239 - в 2013-м.
Диаграмма показывают долю вендоров в %. Диаграмма показывает количество реализованных интеграторами проектов. В базу вносились проекты на базе решений 1С с числом автоматизированных рабочих мест более 10.
В базу центра TAdviser попадает около 20% CRM-проектов, реализованных на рынке, однако, она позволяет оценить позиции наиболее динамичных и открытых к предоставлению данных интеграторов и вендоров. Значительную трудность представляет оценка доли на рынке таких крупных западных вендоров как Oracle и SAP, у которых CRM-системы, как правило, внедряются как часть проектов по внедрению ERP, то же самое относится к решениям крупных отечественных вендоров ERP, например, «Галактика» или «Компас».Метавселенная ВДНХ
По данным базы TAdviser, в 2012 и 2013 году наибольшее число внедрений в области CRM приходилось на решения компаний 1С (включая решения франчайзи, выполненные на платформе 1С) и Microsoft (Microsoft Dynamics CRM). Также большое число проектов приходилось на внедрение систем от украинской Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг), ASoft и Bmicro.
Крупные западные CRM-платформы могут уступать другим решениям по числу проектов, но оказывать значительное влияние на рынок. Как, например, Oracle Siebel CRM, чьи продолжающиеся внедрения в Сбербанк РФ и ВТБ24 насчитывают уже более 20 тыс. пользователей в каждом отдельном случае. По данным IDC, Oracle лидируют на российском рынке CRM-систем по объему выручки (TAdviser, напротив, оценивает распространение систем по частоте их внедрения). Среди интеграторов наибольшее число CRM-внедрений, по данным базы TAdviser, выполнили Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг), «1С-Рарус», «Первый БИТ», Manzana Group (М Софт) и ASoft.
Доходы некоторых системных интеграторов на рынке CRM в России, 2012-2013, тыс. рублей
№ | Компания | Доходы от проектов 2012 | Доходы от проектов 2013 (прогноз) | Рост доходов 2012-2013, % |
1 | Техносерв Консалтинг | 1 236 900 | 1 726 100 | 39,5 |
2 | 1С-Рарус* | 485 000 | 552 000 | 13,8 |
3 | КОРУС Консалтинг | 100 000 | 120 000 | 20 |
4 | ELMA | 38 000 | 55 000 | 44,7 |
5 | Свежие решения FreshOffice (SMTsoft) | 18 982 | 27 631 | 45,6 |
6 | Компас | 350 | 200 | -42,9 |
Всего | 1 879 232 |
- Включая продажи в партнерской сети, данные обобщены приблизительно, в общей сложности реализуется около 9 тыс. лицензий ежегодно
TAdviser, 2014
По данным каталога CRM-проектов TAdviser, который на февраль 2014 года насчитывает 1688 внедрений, за всю историю наблюдений наиболее активно проекты по автоматизации управления взаимоотношениями с клиентами реализовывались в таких отраслях как финансы (286 проектов), торговля (271), ИТ (135), строительство (91), машиностроение (91) и телекоме (77).
Исторически наиболее активно CRM-системы внедряли компании сферы финансов: именно здесь реализовывались самые масштабные и дорогостоящие проекты с момента становления данного рынка в России. Однако, на рубеже 2012-2013 пальма первенства впервые перешла к компаниям сферы торговли, что подтверждают данные базы: если в 2012 году в базе зафиксировано по 62 проекта CRM в финансах и телекоме (установился паритет), то в 2013-м году 53 проекта в сфере торговли и 40 проектов в отрасли финансов.
Крупные проекты реализовывались в 2012-2013 годах также в сфере дистрибуции и госсекторе. Среди торговых компаний особо выделяются внедрения Microsoft Dynamics CRM в компании «Каркаде» (600 пользователей) и 1С:CRM КОРП в «Юнайтед Элементс Групп (United Elements Group)» (300 пользователей). Ни один из CRM-проектов в торговле не взял барьер в 1 тыс. пользователей, хотя для банков это довольно обычное дело.
Крупнейшие по числу лицензий внедрения CRM 2012-2013
1 - По данным Техносерв Консалтинг на январь 2014 года, всего реализовано уже 15 тыс. лицензий системы, а на конец проекта (2015 год) их будет установлено около 100 тыс.
2 - Число пользователей, которое будет достигнуто на конец проекта.
TAdviser, 2014
«Этому будет способствовать снижение темпов роста экономики в стране, повышение уровня конкуренции на рынках, желание компаний повысить производительность труда сотрудников в связи с усилением «кадрового голода». Компании будут искать на рынке инструменты для повышения эффективности своей работы, - считает он.Генеральный директор Manzana Group (М Софт) Олег Паленов также считает, что рынок сохранит динамику.
«Ввиду того, что на рынке появилось предложение не только о покупке, но и об аренде CRM-систем, система становится доступной не только крупным, но и средним и даже небольшим розничным сетям. Такой подход значительно снижает уровень затрат на приобретение лицензий и обеспечивающего персонала, но никак не отражается на качестве и позволяет небольшим и средним сетям использовать самые современные средства анализа, поощрения и коммуникаций уже сейчас»,- поделился эксперт.
«Средний и малый бизнес также получает выгоду от использования CRM в формате SaaS за счет экономии на запуске, администрировании, поддержке и обновлении систем. А мобильные приложения помогают сотрудникам всегда быть в курсе дел», - отметил коммерческий директор ASoft Алексей Фитискин. Он считает, что SaaS CRM, а также мобильные CRM технологии станут наиболее актуальными трендами в ближайшей перспективе.
Еще одна тенденция, о которой говорят эксперты – сращение CRM с другими информационными системами, в том числе для реализации принципа «единого окна», когда менеджер может получать полную картину взаимодействия с клиентом из нескольких источников. Интересный подход, например, реализует компания ELMA, объединив в рамках платформы собственной разработки функционал BPM (управления бизнес-процессами), CRM и СЭД. Например, через основные процессы можно ориентировать все подразделения на результативную работу с клиентами компании – это «умеет» ELMA CRM+, рассказал Алексей Будин, директор компании.