Построение интегрированной системы управления для компании малого и среднего бизнеса
19.08.20, Ср, 10:00, Мск,
Целью данной статьи является рассмотрение обобщенного проекта развертывания интегрированной системы управления, включающей в себя доступные no-code / low-code IT-решения.
Содержание |
В качестве примеров подобного рода процессов и их практического применения мы рассмотрим несколько кейсов, разработанных и имплементированных одним из ведущих экспертов отрасли, Дмитрием Сельковым, стоявшим у истоков интеграционной эволюции IT и на протяжении 20 лет занимающимся непосредственной работой в этой сфере.
Итак, интеграция становится все более и более актуальным понятием.
В 2010-х интеграция рассматривалась либо в сугубо техническом аспекте (интеграция приложений, API, данных), либо в аспекте методологии управления бизнес-процессами (процессная интеграция).
По мере проникновения технологий, стало очевидным, что говорить об интеграции в узком смысле не раскрывает в полной мере потенциал создания ценности для клиента, и как следствие - бизнеса.
Посмотрим на реальный проект, включающий доступные на рынке ИТ-решения, возможности их связывания между собой, и интеграцию бизнес-процессов, в конечном итоге ведущий к созданию интегрированной системы управления.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Мы рассмотрим такую систему на практических примерах. Следует отметить, что для Дмитрия Селькова эти разработки не являются теоретическими – они внедрены им в различных компаниях и показали свою высокую эффективность. По этическим соображениям мы не станем упоминать названия этих компаний, однако в век тотального распространения информации заинтересованные читатели и эксперты легко найдут их.
Далее дадим слово самому Дмитрию:
«Интегрированная система управления может быть использована для большинства отраслей микро-, малого и среднего бизнеса, работающих:
Под «подручными материалами» мы подразумеваем недорогие и доступные с технической точки зрения решения, которые могут быть внедрены без привлечения дорогостоящих программистов и ИТ-специалистов в целом. Все эти решения мной лично опробованы и внедрены. Я в данном случае не претендую на исключительность – в каждом решении могут быть альтернативы. Упоминание названий решений не является рекламой, и каждому упомянутому продукту вполне можно найти достойную замену из имеющихся на рынке практически без потери качества и простоты общего системного решения». |
Бизнес-обоснование
Поговорим об интегрированной системе управления, и в качестве ключевой ценности назовем снижение транзакционных издержек:
- для бизнеса – в виде снижения затрат на передачу информации между сотрудниками, подразделениями, а также между компанией и ее партнерами и поставщиками
- как следствие – для клиента, в виде снижения вероятности видимых клиенту проблем, задержек на его пути к покупке и в ходе оказания услуг / продажи товаров.
Это работает в обеих частях «Отчета о прибылях и убытках»:
- снижает издержки бизнеса, так как меньше оплачиваемого времени тратится на взаимодействие и больше – непосредственно на обслуживание клиентов;
- создает предпосылки к повышению ценности для конечного клиента, что позволяет бизнесу в будущем увеличивать количество клиентов за счет повышения их лояльности, либо повышать стоимость своих услуг сообразно повышению ценности (либо и то и другое).
С чего начать внедрение интегрированной системы управления
Хотя в большей степени мы будем говорить об IT-решениях, но основой проекта является не IT-автоматизация. По словам Дмитрия Селькова, «не стоит делать внедрение ради внедрения – любые усилия должны быть направлены на повышение ценности для клиента».
Поэтому всегда имеет смысл начать с плана проекта. В нашем случае он будет выглядеть достаточно просто:
1. Создать видение карты (пути) клиента – то есть перечень шагов, который осуществляет клиент (самостоятельно или с нашей помощью), чтобы получить услугу или приобрести товар.
2. Наложить путь клиента на имеющиеся у нас процессы и ИТ-решения, понять, где у нас уже есть передача информация между «точками» пути, а где она отсутствует или недостаточна.
3. Для каждого такого «перехода» между точками найти ИТ-решение. В идеальном мире все точки интеграции закрываются одним ИТ-продуктом, но в реальности это невозможно. Тем не менее, вполне реально, что одно решение будет закрывать несколько точек интеграции – необходимо постараться минимизировать количество ИТ-решений, чтобы уменьшить затраты на управления этими продуктами.
4. Разработать план поэтапного внедрения ИТ-продуктов, включающий в себя измеримые показатели. Здесь возможно несколько подходов:
- a. «Большой взрыв», когда все внедряется разом и компания переходит в новое состояние сразу во всех точках.
- b. «Ползучая революция», когда изменения внедряются постепенно, шаг за шагом, точка за точкой.
Для малого бизнеса Дмитрий Сельков предлагает использовать второй подход – и это связано не только с ограниченностью бюджета. Все же внедрение новых продуктов и подходов – это, в первую очередь, изменение рабочих привычек и даже образа мышления персонала. Подобные изменения не происходят мгновенно, и чтобы привить их, нужно много времени и усилий.
5. Реализовать план и начать измерять улучшения.
Customer Journey Map, или карта пути клиента
Customer Journey Map переводится как «карта пути клиента». По сути, это подробная инфографика, которая наглядно отражает весь путь взаимодействия клиента и компании. CJM помогает взглянуть на бизнес глазами покупателя, понять его цели, мотивы, ожидания и страхи.
Для чего нужна карта пути клиента?
Работа с CJM помогает сделать коммуникацию с пользователем более эффективной и цельной. Составив карту, можно узнать:
- В каких точках аудитория соприкасается с продуктом. Это могут быть сайт компании, реклама на сторонних ресурсах, социальные сети, колл-центр или офлайновые магазины.
- Как взаимодействуют с вашей компанией разные сегменты аудитории.
- Какие этапы проходит пользователь перед покупкой и какие цели он преследует. Допустим, человек заполняет форму обратной связи у вас на сайте, чтобы получить прайс и спланировать бюджет.
- Насколько удобно переходить с этапа на этап при взаимодействии с вашим продуктом.
- Какие эмоции испытывает клиент на пути к своим целям.
- С какими барьерами сталкиваются покупатели.
Пример простой «ручной» интеграции процессов маркетинга и бронирования номеров, в ходе которого выясняется источник, через которых Клиент нашел отель. Впоследствии был заменен на автоматизированное решение.
Данный подход был успешно применен Дмитрием Сельковым в различных отраслях бизнеса – как в качестве CEO рекреационных проектов (создание сети хостелов и управление гостиничными комплексами), так и в роли руководителя направлений интеграторов в интересах их ключевых клиентов. Фактически перед нами программное пособие по внедрению IT-решений.
Наложение карты пути клиента на текущие процессы и ИТ-продукты
После формирования карты пути клиента необходимо наложить ее на схему текущих процессов и подразделений, а также на схему имеющихся ИТ-решений, чтобы понять, где у нас «белые пятна». Под «ИТ-решениями» мы подразумеваем вообще любые решения, даже Excel. В дальнейшем мы подумаем, можно ли дополнить или заместить простые и ручные решения чем-то более продвинутым, чтобы минимизировать возможность человеческих ошибок.
«В результате у нас появится список точек, где либо вообще отсутствует интеграция, либо она производится в ручном режиме и порождает ошибки, задержки и снижение качества обслуживания клиента. Может быть и так, что отсутствует сама точка», - так Дмитрий Сельков описывает универсальную дорожную карту процессов интеграции и внедрения сервисов. |
В качестве примеров других проблем, выявляемых на данном этапе, также можно отметить:
- Отсутствие статистики об источниках появления клиентов. Непонятно, откуда клиент узнал о нас, как он решал свою проблему, прежде чем обратиться к нам;
- «Ручная» связь между точками передачи заказа клиента. Менеджер по продажам передает информацию и новом заказе клиента в чате, по телефону, или с помощью таблички в Excel, которая лежит в общей папке, и где информация может быть случайно утрачена;
- Возможность нежелательного ручного вмешательства в интеграцию. Горничная обнаруживает в комнате отзыв клиента, где указана жалоба на работу горничных, и не передает ее в службу для отработки, а уничтожает жалобу.
Список таких точек интеграции – ваше задание на поиск как ИТ-, так и бизнес-решений по модернизации процессов.
Поиск решений для точек интеграции
Для каждой точки интеграции необходимо найти одно или несколько решений, которые могли бы решить задачу.
Это могут быть, например:
- Google Analytics и Яндекс.Метрика для анализа маркетинговых и других активностей по привлечению клиентов. Последняя, кстати, предоставляет свой сервис телефонии, так что Вы сможете сразу узнать, откуда узнал о вас клиент, который позвонил;
- Решения по телефонии, которые интегрируются с первым пунктом и другими системами (такими как CRM). Это позволит не «терять» звонки клиентов, а также улучшать сервис путем анализа звонков, внедрения скриптов продаж и ведения статистики;
- CRM-системы, которые позволят унифицировать процесс продажи товаров и услуг – а значит внедрить действительно наилучшие практики продаж из вашего бизнеса. Если в компании больше одного продавца, то опыт наиболее успешного можно распространять на всю компанию;
- Системы, непосредственно реализующие производственный процесс – это могут быть системы обслуживания столиков для ресторана, гостиничные системы, производственные системы. Скорее всего, у вас есть какая-то система, ведь производственный процесс это одна из основ бизнеса, поэтому необходимо обратить внимание на точки интеграции – как в нее приходят клиенты, как формируются затраты и как из нее уходит отчетность.
В идеальном случае вся карта пути может быть покрыта двумя-тремя ИТ-решениями, но иногда их может потребоваться больше.
Ключевое требование к решениям – наличие возможностей «бесшовной» интеграции без привлечения программистов. Например, amoCRM имеет возможность очень просто встроить аналитику от Google Analytics и подключить телефонию, а Bitrix24 может интегрироваться с сайтом компании; гостиничный продукт от Travelline обеспечивает связь с сотнями сайтов бронирования, так что не придется переносить брони вручную – список таких примеров велик, Вам необходимо будет только выбрать набор, наилучшим образом соответствующий вашим нуждам.
Модель интеграции, разработанная Дмитрием Сельковым, предполагает, что решение может (а в некоторых случаях – должно!) быть не только ИТ-продуктом. Это может быть изменение регламента, новая операционная процедура. Это может быть вообще структурное изменение в компании - например, объединение отделов продаж и маркетинга в одну команду, чтобы объединить их цели и не слушать от маркетологов «мы даем отличных потенциальных клиентов, просто отдел продаж не умеет продавать», а от продаж «мы - лучшие в продажах, но отдел маркетинга приводит нам не тех клиентов».
В любом случае, все эти изменения требуют планирования и аккуратного внедрения, чтобы быть эффективными и прижиться в компании.
Разработка и реализация плана внедрения улучшений
Теперь, когда у нас есть список ИТ-продуктов и бизнес-решений, необходимо спланировать внедрение. Вот каким путем предлагает двигаться Дмитрий Сельков:
«Рекомендую идти по пути постепенных улучшений, а не устраивать «большой взрыв» по двум причинам:
|
Такой итеративный подход использует в т.ч. модель PDCA (План-Действие-Проверка результата-Оценка), которую мы повторяем в каждом цикле. Это позволяет улучшать не только зону внедрения, но и сам процесс этого внедрения.
Если говорить об ИТ-продуктах, то с точки зрения упрощения внедрения, рекомендуется начинать с базового и простого функционала. Даже если Вы точно знаете, что вам нужно больше – включите сначала самое простое и начните в этом работать. Это резко снизит порог входа для сотрудников (с новым всегда тяжело работать), а также позволит вам по ходу работы еще раз посмотреть на потребности – возможно, вы переосмыслите свое видение. После начала использования базового продукта Вы можете по одной подключать дополнительные функции.
Активно вовлекайте сотрудников в процесс анализа решений и вместе думайте над теми функциями из имеющихся в ИТ продуктах, которые вы считаете нужным подключать дополнительно и которые добавят ценности для Клиента.
Вовлечение сотрудников в этот процесс делает их соучастниками, решение становится и их детищем тоже, а это сильно облегчает принятие изменений сотрудниками!
Зафиксировать текущий результат лучше документально. Внесите изменения в инструкции или напишите новые, донесите эти изменения до всех сотрудников и начните использовать. Необязательно писать многостраничные регламенты, которые никто не будет читать – просто запишите 5-минутный рассказ одного сотрудника другому, и это простое словесное описание положите на бумагу.
Вместо заключения
Вместе с ведущим специалистом отрасли Дмитрием Сельковым мы выяснили, что интеграция – не технический процесс, который ведут только специалисты ИТ. Это, прежде всего, бизнес-потребность, которая должна следовать за интересами бизнеса.
По словам эксперта: «Основываясь на большом опыте изучения и использования различных методик и систем управления бизнесом, а также на собственных разработках и внедрениях в сфере интеграции, могу утверждать, что компания способна ощутимо повысить ценность для клиента, и интегрировать его в свои продукты и услуги, реально повышая лояльность клиента и конкурентоспособность бизнеса и увеличивая выручку». |
Уже сегодня руководители компаний, работающих в самых различных отраслях, активно используют универсальный программный план бизнес-интеграции автоматизированных сервисов, разработанный Дмитрием Сельковым, для решения своих задач в производстве, торговле и сфере услуг. И это – только начало!
Дата публикации: 19 августа 2020 года
Автор: Алексей Кошелев