Business Process Management, BPM
Business Process Management (BPM) (управление бизнес-процессами) - это подход, предназначенный для реализации принципов процессного управления бизнесом в компании. На рынке реализовано множество информационных систем, каждая из которых определенным образом создана для полного управления бизнес-процессами: стратегией, проектированием, внедрением, контролем.
Каталог Business Process Management -решений и проектов доступен на TAdviser
Содержание |
Назначение BPM-системы
Большинство BPM-систем развивались для автоматизации бизнес-процесса. BPM-системы являются центральной частью сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture – SOA). BPM-система, имеющая расширенные средства интеграции, является своего рода связующим звеном между всеми сервисами единого IT-решения. BPM – необходимое средство внедрения концепции SOA. Основным отличием BPM-систем от приложений других классов является то, что основным объектом автоматизации в ней является бизнес-процесс.
Исходя из логики бизнес-процесса, BPM-система распределяет поток работ межу участниками, обеспечивая, таким образом, управление бизнес-процессом. Сама по себе автоматизация бизнес-процессов не рассматривается как приоритетная цель внедрения системы, и расчет здесь делается на то, что после внедрения BPM-системы в компании появляется инструмент для управления бизнес-процессами. Это позволяет повысить исполнительскую дисциплину, задать необходимый алгоритм работы компании и контролировать его правильное выполнение, а также запустить процесс постоянного улучшения бизнес-процессов. Ведь без должного управления бизнес-процессы теряют свою эффективность, и это хорошо известный факт.
Цикл ВРM
В основе BPM лежит идея непрерывного цикла управления, включающего:
- определение целей развития
- моделирование факторов, определяющих достижение этих целей ограничителей
- планирование действий, ведущих к достижению поставленных целей
- постоянный мониторинг, позволяющий отслеживать состояние ключевых показателей эффективности и их отклонение от плана
- анализ достигнутых результатов, позволяющий лучше осознать природу предпосылки эффективности
- составление отчетности, которая помогает руководителям принимать дальнейшие решения.
Совокупность элементов цикла управления и их взаимосвязь
Целевые процессы автоматизации
Как было сказано ранее, предназначением BPM-систем является автоматизация любых бизнес-процессов, но максимальный эффект достигается при использовании их в процессах с высокой частотой выполнения и сложной логикой. Примерами могут служить:
- процессы подключения телекоммуникационных услуг
- процессы розничного кредитования в банке
- процессы технического присоединения конечного потребителя в энергетике, процесс оформления страховки в страховой компании
- процесс формирования заказа на поставку в логистике и т.д.
BPM-систем как наиболее эффективный инструмент управления зарекомендовали себя именно в подобных процессах ведения бизнеса.
Архитектура и средства аналитики
В составе BPM-системы выделяют три слоя:
- слой управления данными, в том числе хранилище, которое с помощью инструментов интеграции заполняется информацией из учетных систем организации;
- слой ВРМ-приложений, состоящий из прикладных модулей для поддержки интегрированных процессов управления и подготовки отчетности;
- слой отчетности и анализа.
Готовое BPM-решение состоит из инструментальных (BI) и прикладных (BPM) компонентов. BI-инструменты применяют для создания и наполнения хранилища данных, анализа и публикации отчетов, ВРМ-приложения — для поддержки управленческой функциональности и вычисления отчетных показателей.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Любая BPM-система подразумевает модульное построение и обычно включает:
- графические функции, предназначенные для визуализации, описания и анализа процессов.
- сервер выполнения заданий (сервер workflow), основной сервер, на котором выполняются подконтрольные BPM процессы. Сервер контролирует состояние каждого процесса и бизнес-события в рамках этого процесса.
- средства оперативной работы, выполняющие функции изменений в ходе выполнения процесса, например, управления рабочими списками заданий и рабочими приоритетами.
- инструменты мониторинга и управления: модуль мониторинга показывает, степень или стадию завершенности процесса и условия его выполнения.
BPM-система имеет два уровня бизнес-аналитики. На первом уровне находится инструментарий мониторинга бизнес-активности - Business Activity Monitoring (Business Activity Monitoring (BAM)). Здесь через анализ ключевых показателей результативности процесса в реальном времени происходит управление бизнес-процессом а также реагирование на важные события.
На втором уровне происходит анализ автоматизированных бизнес-процессов – процессный BI (Business Intelligent). Анализ бизнес-процесса осуществляется для его постоянного совершенствования.
Адаптивные BMP-системы
В настоящее время скорость изменений в бизнес-процесс возросла (и продолжает возрастать) настолько, что IT-решения становятся препятствием для развития компаний. Поэтому сегодня системы, которые позволяют наиболее легко и быстро вносить изменения, получают серьезные преимущества. Адаптивность BPM-системы заключается в отсутствии необходимости программирования и легкости настройки бизнес-процесса при его первичной автоматизации. Примером может являться система Ultiumus Adaptive BPM Suite, которая позволяет автоматизировать бизнес-процесс силами бизнес- аналитиков, при этом изменение бизнес-логики возможно без участия ИТ-специалиста.
Внедрение системы Business Process Management
BPM внедряются намного быстрее, чем ERP-системы благодаря тому, что в большинстве случаев автоматизация бизнес-процессов идет независимо друг от друга. Это дает возможность достаточно быстро автоматизировать основные бизнес-процессы компании. Так, небольшой бизнес-процесс можно автоматизировать и за день, однако для крупных проектов срок внедрения может растянуться и до трех месяцев. Обычно автоматизация бизнес-процессов идет через создание и утверждение технического задания на автоматизацию. Но в некоторых случаях скорость изменений достаточно велика, и возникает необходимость использования менее формализованных подходов, таких, как применение принципов экстремального программирования, когда бизнес-пользователь вместе с консультантом настраивают систему самостоятельно, привлекая ИТ-специалиста лишь для решения интеграционных задач. Такой подход сокращает срок внедрения BPM-системы в несколько раз, что часто позволяет автоматизировать процесс менее чем за месяц. При внедрении систем управления бизнес-процессами существуют типичные проблемы. Первая проблема связана с согласованием мнений всех участников автоматизируемого бизнес-процесса. На практике это означает, что возможны случаи, когда время согласования может на порядок превышать время самой автоматизации. Второй проблемой при внедрении BPM-системы может явиться необходимость совместимости с уже существующими приложениями от различных поставщиков или даже собственной разработки. В этом случае, как и в предыдущем, время, затраченное на интеграцию, также может превысить время самой автоматизации.
Основные затраты
Размер вложений в интеграцию BPM-системы на предприятие зависит в первую очередь от автоматизируемых бизнес-процессов и числа клиентских мест. Есть системы, стартовая стоимость которых составляет от 30 до 50 тысяч долларов. Если же рассматривать крупную организацию, то здесь речь уже может идти об увеличении приведенной суммы на порядок – около 500 тысяч долларов.
На рынке существует достаточное количество разработок стоимостью менее 10 тысяч долларов, однако серьезно воспринимать эти системы не стоит, поскольку на практике их продуктивность ничтожно мала или отсутствует вовсе.
Преимущества
Основным преимуществом от внедрения систем управления бизнес-процессами является тот факт, что компания начинает работать четко по заданному алгоритму, повышается исполнительская дисциплина, а все это превращает организацию в отлаженный механизм. В первую очередь происходит ускорение бизнес-процесса, появляется почва для использования новых оптимальных практик ведения бизнеса и бенчмаркинга бизнес-процессов. Составляющими такой перспективы являются::
- консолидация информации из различных приложений и хранилищ данных в одной системе в удобном для просмотра и анализа виде
- финансовые приложений для бюджетирования, планирования, моделирования и анализа с наиболее эффективным функционалом
- единая система управления, объединяющая усилия всех специалистов планирования и прогнозирования
- значительное сокращения времени, необходимого для сбора данных с дочерних предприятий и филиалов
- более полное представление о деятельности компании за счет привлечения большого числа различных показателей
Ссылки