2022/05/16 16:32:24

Системы помощи водителю и безопасности автомобиля
ADAS, Advanced Driver Assistance System

При покупке автомобиля все чаще определяющим фактором становится наличие систем помощи водителю. В частности, повысилась значимость систем удерживания автомобиля в выбранной полосе и автоматического экстренного торможения.

Содержание

Как системы компьютерного зрения влияют на безопасность

Несомненно, один из самых значительных прорывов, связанных с компьютерным зрением и ИИ, произошел в сфере видеонаблюдения, которое является важной частью физической безопасности. Интеллектуальное видеонаблюдение, видеоаналитика, биометрия уже во многом превзошли возможности даже профессионально обученного человека. Компьютер не теряет бдительности, не утомляется и не отвлекается – человеческий фактор не влияет на его работу. Системы безопасности и видеонаблюдения, оснащенные алгоритмами компьютерного зрения позволяют осуществлять мониторинг обстановки внутри и снаружи помещений, проводить инспекцию различных объектов, распознавать и сравнивать лица людей, проводить ситуационный мониторинг обстановки в общественных местах и на транспортных узлах.

Основная статья: Как системы компьютерного зрения влияют на безопасность

Что такое ADAS

ADAS — это система помощи водителю на основе машинного зрения. Цель системы ADAS — повысить безопасность движения путем информирования водителя и привлечения его внимания. Как минимум, это предупреждение звуковым или вибросигналом водителя о вероятном или возникшем риске, который требует внимания. Как максимум — экстренное самостоятельное принятие решения системой[1].

ADAS различают по пяти уровням: от нулевого (в управлении участвует только водитель) до пятого (полностью автономное управление), то есть, беспилотный автомобиль — это экстремальный случай ADAS. В России на текущий момент из-за отсутствия регулирующих законов затруднено развитие любых ADAS-систем классом выше третьего, подразумевающих автоматическое принятие решений. В первую очередь это связано с неопределенностью «правового» статуса автомобилей с высокой степенью автономности.

Электронные карты спасения в автомобилях

Основная статья:Электронные карты спасения в автомобилях

2022:В России разрешили выпуск автомобилей без электронных систем и подушек безопасности и части функций ЭРА-ГЛОНАСС

В мае 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое разрешает автопроизводителям отказаться от использования некоторых электронных систем в своих машинах. В частности, можно будет не устанавливать антиблокировочную систему (ABS), электронную систему стабилизации (ESP) и некоторые компоненты системы экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС».

Если раньше оповещение должно было срабатывать автоматически, то теперь допустимо ручное нажатие. При этом до 1 августа 2022 года «ЭРА-ГЛОНАСС» можно не устанавливать вовсе, а новые машины, выпущенные с 1 августа 2022-го, автозавод обязан дооснастить «ЭРА-ГЛОНАСС» за свой счёт до 1 февраля 2023 года.

В России разрешили выпуск автомобилей без электронных систем и подушек безопасности и части функций ЭРА-ГЛОНАСС

Кроме того, автопроизводители смогут выпускать транспортные средства без подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности. Также теперь действуют все экологические стандарты, от «Евро-0» до «Евро-5», что позволяет выпускать автомобили с выхлопом, отвечающим нормативам 1988 года. Новые правила не запрещают производителям выпускать машины действующего стандарта «Евро-5», но позволят им отказаться от ряда датчиков и блоков управления в системе впрыска топлива.

Также в утвержденном Мишустиным документе снижены требования к уровню шума, из списка обязательных исключены некоторые виды испытаний, как то боковые краш-тесты.

Постановление носит временный и разрешительный характер. Срок действия опубликованного техрегламента установлен до 1 февраля 2023 года.

Как отмечает «Коммерсантъ», постановление Правительства РФ дает возможность автопроизводителям выпускать новые автомобили, отказавшись от ряда систем, недоступных из-за антироссийских санкций или из-за дефицита полупроводников. «АвтоВАЗ» еще до вступления в силу этого документ начал собирать машины без некоторых электронных компонентов на фоне их нехватки. [2]

2020

Минтранс обязал водителей автобусов использовать браслеты против сна

С 2021 года водители городского пассажирского транспорта, который вмещает более восьми человек, начнут использовать средства предупреждения сна за рулём. Об этом стало известно 16 ноября 2020 года.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу Минтранса, для водителей автобусов разрабатывают три устройства, которые можно применять как вместе, так и по отдельности:

  • «Противосонный браслет» на руку, работающий с применением методов электромиографии (исследование нервной проводимости);
  • Неинвазивный нейроинтерфейс, считывающий активность головного мозга;
  • Камера с искусственным с интеллектом, которая контролирует состояние водителя.

Минтранс обязал водителей автобусов использовать браслеты против сна

По статистике Минтранса, одной из самых частых причин ДТП является именно то, что водитель засыпает за рулем. На долю таких аварий приходится порядка 20% всех ДТП. Для предотвращения таких аварий разработаны устройства, которые контролируют состояние шофера. Например, есть наушники, регистрирующие наклон головы водителя — они издают звуковой сигнал, когда водитель характерно «кивает», а также камеры, следящие за частотой моргания и движением глазных яблок, по которому можно выявить засыпающего водителя.

К середине ноября 2020 года Минтранс завершает разработку национального стандарта, устанавливающего требования к системам предупреждения сна за рулем. Определение классификации, назначения, состава и характеристик средств фото- и видеофиксации запланировано не позднее первого квартала 2021 года, добавили сообщили изданию в Минпромторге. Экспертную поддержку в разработке стандарта окажет Российская венчурная компания (РВК), заявила руководитель службы по связям с общественностью РВК Елена Бизюкова. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.1 т

Наушники, регистрирующие наклон головы водителя — они издают звуковой сигнал, когда водитель характерно «кивает», а также камеры, следящие за частотой моргания и движением глазных яблок, по которому можно выявить засыпающего водителя. [3]

Главная в Европе по краш-тестам организация оценила автопилоты

В начале октября 2020 года Европейский комитет по проведению независимых краш-тестов авто (Euro NCAP) опубликовал результаты испытаний автомобилей, которые оснащены системами помощи водителю. Речь идет об оценивании работы системы Highway Assist. Подробнее здесь.

Анонс системы для автоматической парковки от Bosch и Ford

В конце августа 2020 года компания Ford объявила о сотрудничестве с Bosch, в рамках которого компании создали технологию автоматической парковки автомобиля. Система позволяет автомобилю свободно маневрировать и парковаться внутри парковочной конструкции без участия водителя. Подробнее здесь.

Автомобили в России будут оснащаться датчиками оповещения о нарушении ПДД

В начале марта 2020 года Росстандарт сообщил о том, что производимые в России автомобили будут оснащаться датчиками оповещения водителя о потенциальном нарушении правил дорожного движения (ПДД).

Транспортные средства получат систему, способную распознавать знаки, разметку и сигналы светофоров с помощью специальных камер. Полученные данные будет анализировать компьютер, который затем передаст сведения водителю на экран или звуковым сообщением.

Росстандарт сообщил о том, что производимые в России автомобили будут оснащаться датчиками оповещения водителя о потенциальном нарушении правил дорожного движения (ПДД)

Ожидается, что система будет распознавать знаки и сигналы светофора на расстоянии от 30 до 100 м и сможет работать при скорости автомобиля до 150 км/ч.

«Известия» пишут, что эти системы можно будет ставить на легковые автомобили, автобусы и троллейбусы (транспорт категорий M) и грузовики (N). Кроме того, датчики можно будет применять и на транспортных средствах с автопилотом.

Разработчикам рекомендуется предусмотреть несколько уровней предупреждения — в зависимости от того, насколько действия водителя угрожают безопасности движения. Так, в случае грубых нарушений ПДД (например, нарушение правил проезда перекрестка) водитель будет уведомляться об этом как визуально, так и с помощью аудиосообщений и тактильного воздействия — вибрацией руля или сиденья.

По мнению руководителя проекта транспортной инфраструктуры «Сколково» Кирилла Жанайдарова, создание устройств, позволяющих распознавать светофоры, дорожные знаки и разметку, реализовать несложно с технической точки зрения.

При этом эксперт считает, что решить проблему взаимодействия машины с окружением не получится без вложений в саму инфраструктуру и развитие технологии V2X (обмен данными между автомобилем и дорожными объектами). Дело в том, что в сложных погодных условиях эффективность предложенных в ГОСТе систем резко снижается. А ошибочные извещения будут только повышать риск ДТП, пояснил изданию Кирилл Жанайдаров.[4]

2019

Водители автомобилей с ADAS отвлекаются от дороги на 80% чаще, чем при ручном управлении

25 декабря 2019 года стало известно о том, что люди с большим опытом вождения автомобилей с продвинутой системой помощи водителю (Advanced Driver Assistance System, или ADAS), чаще отвлекаются во время езды, чем те, кто только начал ей пользоваться. Это выяснили исследователи Американской автомобильной ассоциации (AAA): в течение почти двух лет они изучали, как водят 150 добровольцев. Статья, а также краткая заметка опубликованы на сайте AAA.

Водители автомобилей с ADAS отвлекаются от дороги на 80% чаще, чем при ручном управлении Фото: shutterstock.com

Как сообщалось, пока что беспилотные автомобили находятся на стадии тестирования, но многие функции помощи водителю есть в серийных автомобилях уже на декабрь 2019 года. Например, часто продвинутые системы помощи водителю (ADAS) включают адаптивный круиз-контроль, при котором автомобиль самостоятельно держит заданную дистанцию до идущей перед ним машины, а также функцию удержания в полосе. Эти системы создавались с целью повысить безопасность на дорогах, однако нет единого мнения о целесообразности их применения до создания полноценных беспилотных автомобилей, полностью отвечающих за вождение.

С одной стороны, ADAS служит чем-то вроде дополнительной пары глаз: она должна повышать общую безопасность поездок. Эту точку зрения подтверждает, к примеру, статистика по использованию системы Autopilot в автомобилях Tesla: после ее установки частота аварийного срабатывания подушек безопасности снижается в среднем на 40 процентов. С другой стороны, если водитель долго ездит со страхующей его системой и на реальных примерах видит, что она работает достаточно хорошо, он может привыкнуть к ней и начать отвлекаться на посторонние дела чаще, чем при езде без ADAS.

Исследователи из AAA решили проверить эту гипотезу на реальных данных с американских дорог, полученных в рамках исследований Virginia Connected Corridors (VCC) и Mixed Function Automation (MFA). Из VCC были взяты данные по 30 владельцам автомобилей с ADAS, собранные с ноября 2016 года по июнь 2018 года. Из MFA были взяты данные по 120 водителям, которым предоставляли автомобили с ADAS на четыре недели.

Во всех автомобилях были установлены камеры, а также датчики для сбора данных ускорений и маневров. Кроме того, в данных было отмечено состояние ADAS — одновременно включенный контроль полосы и адаптивный круиз-контроль.

Исследователи обнаружили, что водители из выборки VCC, использующие автомобиль с ADAS, во время работы системы на 80 процентов чаще отвлекаются на посторонние задачи, чем при полностью ручном управлении машиной. При этом среди водителей из выборки MFA, использующих автомобиль с ADAS не так долго, такой тенденции не наблюдалось. Во взаимодействии водителей с ADAS, таким образом, можно выделить разные стадии: в первые недели водители, например, привыкают к частично автономному автомобилю.

Все серийные автомобили, оборудованные ADAS, требуют, чтобы водитель постоянно следил за дорогой, и автопроизводители отслеживают внимание водителя разными способами. Например, Tesla Autopilot учитывает нажатие на руль, что можно обмануть подвешенным мешочком с мелочью, тогда как в Cadillac Super Cruise и Nissan ProPilot 2.0 внимание отслеживается напрямую по направлению взгляда с помощью камер.

Привыкание к хорошо работающему автопилоту заставило многих разработчиков беспилотных автомобилей, таких как Waymo и Ford, пропустить третий уровень автономности и разрабатывать сразу полностью автономные беспилотники четвертого и пятого уровней. Это приводит к тому, что во время испытаний некоторые инженеры, обязанные следить за дорогой, отвлекаются или вовсе засыпают, причем в некоторых случаях не помогает даже второй инженер: иногда засыпают оба.[5]

Аналитика Bosch

Системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и предупреждения засыпания водителя за рулем – только часть функционала, без которого покупатели новых автомобилей больше не хотят обходиться. Популярность оснащения автомобилей системами помощи водителю неуклонно растет. «Все больше и больше покупателей хотят автомобиль, который сам предвидит дальнейшее движение и помогает в маневрировании», – говорит д-р Дирк Хоайзель, член совета директоров Bosch. Примечательно, что чаще всего умной парковкой в качестве стандартной комплектации оснащаются автомобили вовсе не премиум-сегмента. Первенство здесь занимают компактные автомобили и модели среднего класса. Об этом свидетельствуют проанализированные компанией Bosch данные о регистрациях новых легковых автомобилей. Идет ли речь о парктронике, ассистенте при парковке или камере заднего вида, 55% недавно зарегистрированных в Германии компактных и среднеразмерных автомобилей оснащены по меньшей мере одной из этих систем в стандартной комплектации. В то же время для автомобилей премиум-класса этот показатель составляет всего около 25%. В целом 45% новых автомобилей всех классов оснащены каким-либо парковочным ассистентом в стандартной комплектации.


Анализ результатов исследования, проведенного в Германии, показывает, что системы помощи при парковке возглавляют список желаемого функционала. За ними следуют автоматические системы экстренного торможения, которые помогают предотвратить ДТП либо смягчить его последствия, если оно неизбежно. «Системы помощи водителю – не просто отличные устройства, которые делают вождение более удобным. Они могут спасти жизнь», – говорит Хоайзель. По этой причине Европейский Союз готовит законодательство, предписывающее обязательное оснащение автомобилей системами экстренного торможения. Ожидается, что благодаря этой инициативе все новые модели транспортных средств должны будут оснащаться системой автоматического торможения в обязательном порядке, начиная с 2022 года. Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств, который является частью Европейской экономической комиссии ООН, разработал рамочные правила для реализации этой инициативы. Форум рекомендует продавать в будущем в ЕС и других странах только легковые автомобили с системой экстренного торможения. По оценкам ЕЭК ООН, помощники по экстренному торможению могут спасать тысячи жизней в год в ЕС.

Из всех новых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2017 году, 54% были оснащены системой экстренного торможения, по сравнению с 38% в 2016 году. Оценка статистики по новым зарегистрированным автомобилям в 2017 году также показала, что в дополнение к системам помощи при парковке и торможении набирают популярность еще две системы: предупреждения засыпания водителя за рулем и слежения за полосой движения. Почти половина всех новых автомобилей может распознать усталость водителя, и более чем один из трех автомобилей имеет по крайней мере одну систему слежения за полосой движения. Кроме того, чуть менее четверти автомобилей оснащены адаптивным круиз-контролем (ACC), а в 9% недавно зарегистрированных автомобилей в Германии уже имеется частично автоматизированная система управления передвижением в пробках. Это помогает водителям расслабиться при попадании в затор, просто активизировав автоматическое следование за автомобилем впереди. Такая система также контролирует запуск и остановки двигателя, ускорение и торможение, движение в пределах полосы.

Не только в Германии покупатели автомобилей все больше полагаются на электронных помощников, которые делают вождение более безопасным и удобным. Помощники при парковке и автоматические системы экстренного торможения все чаще используются и в других европейских странах. Например, парковочные помощники особенно популярны во Франции: ими оснащены 85% автомобилей – это самый высокий показатель для таких систем. Завершает список Италия с 44%. Что касается автоматических систем экстренного торможения, то в Бельгии и Германии их доля составляет 54%, а в Нидерландах такой системой оснащены 45% новых автомобилей. В то же время доля оснащенных этой системой автомобилей в Италии составляет 30%, а в России – только 6%.

Системы помощи водителю следят за сложными ситуациями и помогают избежать несчастных случаев или даже спасти жизни. Вот почему Bosch продолжает разрабатывать постоянно расширяющийся ассортимент систем, которые повышают безопасность дорожного движения и облегчают жизнь водителей. А в рамках непрерывного совершенствования электронных помощников Bosch также создает техническую базу для автоматизированного вождения в будущем. Обладая этим опытом, компания уже сегодня является одним из лидеров инноваций во многих областях, которые необходимы для автоматизированного вождения: радарные системы, искусственный интеллект, электронное управление тормозами, трансмиссией и рулевым управлением.

Bosch проанализировал статистику регистрации транспортных средств за 2017 год

Федеральное управление автомобильного транспорта Германии (KBA) сообщило, что в 2017 году в стране было зарегистрировано 3,44 млн новых автомобилей. Работая с данными, предоставленными аналитической компанией JATO Dynamics, Bosch проверил, какие системы помощи водителю представлены в новых автомобилях в Германии, Франции, Испании, Великобритании, Италии, Бельгии, Нидерландах и России. Bosch проводит исследования использования систем помощи водителю с 2013 года.

Япония и ЕС сделали обязательной систему автоматического торможения для новых автомобилей

В середине февраля 2019 года 40 стран, включая Японию и европейские государства, согласились принять разработанный ООН технический регламент об использовании систем автоматического торможения автомобилей. С 2020 года такими электронными помощниками начнут оснащаться все новые легковые и небольшие коммерческие автомобили.

Речь идет о системе, которая во время движения транспортного средства контролируют ситуацию вокруг него и останавливает автомобиль, если есть риск ДТП. В частности, технология предпринимает экстренное торможение в случае опасности наезда на пешехода, столкновения с другой машиной или каким-то объектом на дороге. Своевременное реагирование достигается за счет датчиков и камер, а также управляющего блока, в котором осуществляется обработка данных.

40 стран, включая Евросоюз и Японию, согласились сделать автоматические системы торможения обязательными для новых легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков и пикапов

Система автоматического замедления и полной остановки автомобиля будет срабатывать на скоростях до 60 км/ч и должна быть установлена на всех новых машинах, продаваемых в странах, которые одобрили технический регламент ООН. Владельцам ранее купленных авто не придется дооснащать свой транспорт этим помощником.

Сначала нововведение вступит в силу в Японии (в 2018 году там было продано 4 млн автомобилей) — это произойдет в 2020 году. В Европейском Союзе, где в 2018 году продажи новых транспортных средств превысили 15 млн штук, требование начнет действовать в 2022-м. Китай и США не подписали этот регламент к февралю 2019 года.

Как сообщили в Европейской экономической комиссии ООН (UNECE), страны, поддержавшие инициативу с системой автоторможения, подтвердили свои намерения снижать количество ДТП. В 2016 году на дорогах ЕС погибло более 9500 человек. В Еврокомиссии считают, что система экстренного торможения сможет спасать более 1 тыс. жизней ежегодно.[6]

2018: Система помощи при парковке и система экстренного автоторможения на пике популярности

«Наметилась явная тенденция: в ближайшее время иметь автомобиль с электронными ассистентами будет так же естественно, как с радиоприемником и ESP», – прокомментировал весной 2018 года член правления Bosch д-р Дирк Хоайзель, ссылаясь на результаты аналитики Bosch, основанной на данных о регистрации новых автомобилей в 2016 году. Согласно статистике, системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и экстренного торможения становятся все более популярными. Системы помощи при парковке – от простых датчиков до полностью автоматического ассистента – входят в оснащение 62 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2016 году. Второе место по популярности занимают системы экстренного торможения, предупреждающие водителя об опасности столкновения и автоматически снижающие скорость вплоть до полной остановки. Так, каждый третий новый автомобиль, зарегистрированный в 2016 году (38 %), был оснащен системой автоматического торможения. При этом она входит в список стандартного оборудования более чем четверти этих автомобилей. На третьем месте рейтинга контроль состояния водителя. Это устройство вошло в оснащение 37 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в 2016 году. А наиболее интенсивно растет популярность систем слежения за полосой движения. Количество новых зарегистрированных автомобилей, оснащенных этой системой, в 2016 году выросло вдвое в сравнении с предыдущим годом. Еще один интересный всплеск роста связан с адаптивным круиз-контролем (ACC). В 2013 году автомобили, оснащенные этой системой, едва набирали 4 процента от всех вновь зарегистрированных в Германии, а в 2016 году адаптивный круиз-контроль появился почти в каждом пятом автомобиле (19 %).

Системы помощи водителю все чаще входят в состав стандартного оборудования

Системы помощи при парковке, экстренного торможения и слежения за полосой движения входят в число наиболее популярных электронных ассистентов в Германии, США, Нидерландах, Бельгии и Франции. Парковочные ассистенты во Франции даже более популярны, чем в Германии: 67 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в этой стране в 2016 году, оснащены такой системой. При этом в большинстве случаев – в 63 процентах зарегистрированных во Франции новых автомобилей – она входит в стандартное оснащение. В Бельгии и Нидерландах 39 процентов новых автомобилей оснащены автоматической системой аварийного экстренного торможения: это самый высокий процент по Европе. В аналитическое исследование Bosch впервые попали Италия и Россия. В этих странах популярность систем помощи водителю сравнительно невелика в сравнении с другими. Тем не менее системами помощи водителю оснащены 18 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Италии в 2016 году. В России доля таких автомобилей пока лишь 6 процентов. Автомобили, оснащенные системой экстренного торможения, составили те же 6 процентов.

Bosch развивается быстрее рынка систем помощи водителю

Электронные системы помогают водителям в сложных и критических дорожных ситуациях. Эти помощники – важный шаг на пути к безаварийной и лишенной стресса мобильности будущего. Если бы на все автомобили в Германии была установлена автоматическая система экстренного торможения, это позволило бы предотвратить до 72 процентов дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом сзади. Количество автомобилей, оснащенных системой аварийного торможения, непрерывно растет. Для компании Bosch, одного из крупнейших поставщиков компонентов, это означает рост рынка. «За прошедшее время рынок уже вырос примерно на 20 процентов, но Bosch растет еще быстрее», – говорит Герхард Стейгер, президент Bosch Chassis Systems Control. В 2019 году продажи компании в направлении систем помощи водителю превысят отметку в два миллиарда евро. Предыдущая отметка – один миллиард евро – была пройдена в 2016 году. В настоящее время технический прогресс находится на пути к автономному вождению. Результаты аналитических исследований Bosch говорят о том, что первая функция частично автоматизированного вождения, ассистент движения в пробке, уже представлена на рынке. Действие этого электронного помощника позволяет в автоматическом режиме повторять движение автомобиля, следующего впереди. Система самостоятельно приводит автомобиль в движение, разгоняет и останавливает его, а также осуществляет маневрирование в рамках полосы движения. Ассистент помощи при движении в пробке входит в список оборудования приблизительно половины новых автомобилей, зарегистрированных в Германии и оснащенных системой адаптивного круиз-контроля. В общей сложности количество таких автомобилей составляет 9 процентов от всех легковых автомобилей, впервые прошедших государственную регистрацию.

Аналитика Bosch основана на статистике по регистрации новых легковых автомобилей за 2016 год

В 2016 году в Германии было зарегистрировано 3,4 миллиона новых автомобилей. Основываясь на статистике регистрации новых транспортных средств, собранной Федеральным управлением автомобильного транспорта Германии (KBA) на 2016 год, а также данных (за 22.03.2017), предоставленных экспертами в области бизнеса IHS Markit, специалисты Bosch проанализировали все сегменты рынка легковых автомобилей. Результаты анализа демонстрируют оснащение серийных моделей системами помощи водителям – в качестве стандартного или дополнительного оборудования. Исследование также показывает, какие из систем в настоящее время доступны на рынке. Bosch проводит аналитику рынка электронных ассистентов с 2013 года.

2014-2016

По оценке компанией Bosch статистики регистрации новых автомобилей, каждый пятый из примерно трех миллионов легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2014 году, был оснащен такими системами. При этом в 2013 году системы помощи были установлены только в каждом десятом новом автомобиле.

Только лишь в Германии можно было бы предотвратить до 72% ДТП, связанных с наездом на автомобиль сзади и в которых пострадали люди, если бы все автомобили были оснащены системой автоматического экстренного торможения. В результате исследований аварийных ситуаций компанией Bosch было выявлено, что система поддержки движения по выбранной полосе может предотвратить до 28% ДТП, в которых по вине водителей, случайно съехавших со своей полосы, пострадали люди[7].

Технические требования для большинства современных автомобилей

Повышение безопасности, обеспечиваемое системами помощи водителю, является одной из причин их растущей популярности. В частности, автоматическая система экстренного торможения оценивается в рейтингах европейской программы оценки безопасности новых автомобилей Euro NCAP. С 2016 года новые транспортные средства должны оснащаться системой предотвращения столкновения с пешеходом, если автопроизводитель стремится получить высшую оценку в 5 звезд. В связи с изменениями в нормативах испытаний и благодаря постоянному снижению стоимости, все больше современных легковых автомобилей оборудуются датчиками, которые отслеживают параметры окружающего пространства. Эта тенденция сказывается и на показателях продаж компании Bosch: количество продаж радарных систем и видео-датчиков в 2015 году увеличилось вдвое.

Один датчик содействует работе нескольких систем помощи водителю

Компания Bosch является участником рынка радаров с частотой в 77 ГГц. В 2016 году ожидается производство 10-миллионного датчика радарной системы. Разработка MRR - радара среднего диапазона - позволила Bosch сделать эту технологию более доступной для рынка. Например, такой радар используется в моделях VW Polo и Golf, что свидетельствует о его доступности даже для сегмента небольших и компактных автомобилей. Один датчик может поддерживать работу нескольких систем помощи водителю. Помимо системы экстренного торможения, датчик MRR работает для адаптивного круиз-контроля (ACC). ACC автоматически поддерживает выбранную водителем скорость и запрограммированное безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля. В комбинации с системой предупреждения столкновений, АСС может снизить количество экстренных торможений на автомагистралях до 67%. В 2014 году 8% новых автомобилей оснащались АСС, что в два раза больше по сравнению с данными Bosch годом ранее.

Каждый четвертый новый легковой автомобиль умеет определять, когда водитель устал

Количество новых автомобилей, оснащённых системой распознавания дорожных знаков, а также системой распознавания сонливости водителя растет – оба показателя выросли на 2% по сравнению с 2013 годом. Так, шесть процентов всех автомобилей, зарегистрированных в 2014 году, могут распознавать определенные дорожные знаки на дороге с помощью видеокамеры. Далее информация отображается в виде символов на приборной панели, что помогает водителям разобраться в сложностях навигации по дорожным знакам. В 2014 году система, которая определяет степень усталости водителя, была установлена в каждом четвертом новом автомобиле. С помощью датчика угла поворота рулевого колеса и электрического усилителя руля система Bosch проводит анализ поведения водителя для выявления первых признаков сонливости. Система сразу же регистрирует резкие маневры руля и, учитывая дополнительные параметры, такие как длительность поездки и время дня, определяет степень сонливости. Прежде чем водитель успевает заснуть, предупреждает его, чтобы он остановился для отдыха.

Системы помощи при парковке являются наиболее распространенными в новых автомобилях

Система управления фарами автоматически включает фары дальнего света при движении за пределами населенных пунктов, пока впереди или по встречной полосе не обнаружится какое-нибудь транспортное средство. Также она постоянно управляет работой передних фар. Системы, которые регулируют только ближний свет, не были включены в последнее исследование, в результате чего количество автомобилей со встроенными системами управления фарами уменьшилось. В 2014 году система была представлена только в 13% новых зарегистрированных автомобилей. Компания Bosch впервые включила в исследования систему помощи при парковке. Она задействует ультразвуковые датчики, подающие звуковые сигналы, которые сообщают водителю о расстоянии между транспортным средством и препятствиями при парковке, а также камеры заднего обзора и парковочные помощники. Эти помощники контролируют рулевое управление при парковке, в то время как водитель отвечает только за ускорение и торможение. По данным исследования Bosch, в 2014 году более половины новых зарегистрированных автомобилей (52%) в Германии были оснащены системами помощи при парковке, что свидетельствует о наибольшей популярности этих систем в новых автомобилях.

Разные страны с одинаковыми предпочтениями в системах помощи водителю

Системы помощи при парковке очень популярны и за пределами Германии. В 2014 году каждый второй новый автомобиль (50%) в Бельгии, Нидерландах, а также 19% новых легковых автомобилей в Великобритании были оснащены такими системами. Автоматические системы экстренного торможения в Бельгии даже более популярны, чем в Германии: каждый четвертый вновь зарегистрированный легковой автомобиль поддерживает систему торможения при обнаружении препятствия. В Нидерландах 17% новых автомобилей обеспечены такой системой, в Испании – 11%, в Великобритании ‒ 5%. Системой поддержки движения по выбранной полосе в 2014 году были оснащены 14% автомобилей в Бельгии, 11% ‒ в Нидерландах, 20% ‒ в Испании, 6% ‒ в Англии.

Робототехника



Примечания

  1. Умные системы помощи водителю - могут ли спасти жизни?
  2. В России разрешили выпуск автомобилей «Евро-0», без ABS и подушек безопасности
  3. Водителям автобусов наденут противосонные браслеты
  4. Заправят интеллектом: машины будут предупреждать о нарушениях ПДД
  5. Привыкание к системе помощи водителю отвлекло людей от дороги
  6. Japan among 40 nations to back UN draft regulation on braking systems
  7. Для проведения оценки системы помощи водителю компания Bosch использовала статистические данные компании Polk и Немецкого федерального представительства автотранспорта за 2014 год для новых зарегистрированных автомобилей. На основании этих данных компания Bosch определила наиболее важные модели автомобилей в каждом сегменте. Компания Bosch также исследовала список автомобильных устройств, чтобы определить, какие системы помощи водителю использованы в данной модели.