2024/12/20 07:54:12

Российский рынок гражданских БПЛА: ключевые тренды, гид по производителям


2025/02/11
Image:БПЛА_2.png



Создание и применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в различных отраслях экономики – это бурно развивающийся передовой сегмент российской промышленности. Активный рост наблюдается как в количественном (увеличение количества производителей и производственных площадей), так и качественном отношении (применение результатов новых научно-технических исследований, инновационных инженерных и схемотехнических решений). О том, как развивается этот рынок, читайте в новом обзоре TAdviser.

Взрывной рост интереса российских компаний к созданию беспилотных авиационных систем (БАС) различных классов, конечно, в определенной мере связан с событиями февраля 2022 года. Потребности СВО стали катализатором роста этого сегмента рынка, который начал формироваться в начале «десятых» годов. Так, результаты исследовательской работы «Тайга», выполненной в 2018 г. в Томской области по инициативе Фонда перспективных исследований и Военно-промышленной комиссии РФ в Томской области, показали, что более 30 крупных организаций заинтересованы в использовании сервисов с применением беспилотных авиационных систем. «Это компании, работающие в нефтегазовой сфере, энергетике, лесном и сельском хозяйстве, органы государственной власти и муниципалитеты», сообщили в пресс-службе администрации региона.

1Становление нового сегмента экономики РФ

БАС специального (не гражданского) назначения стал драйвером роста рынка БПЛА после 2022 г., продемонстрировав рост на уровне 318% по итогам 2023 г. по сравнению с предыдущим годом. Продажи гражданских БАС выросли при этом на 55%. Такие данные приводятся в аналитическом исследовании российского гражданского рынка БАС, проведенном ассоциацией «Аэронекст».

Динамика роста выручки в среднем по отрасли БПЛА.
Источник: Ассоциация «Аэронекст», 2023 г.

Похожие цифры роста приводит «Ростелеком» в своем исследовании «Рынок гражданских беспилотных аппаратов. Объем, динамика и сценарии применения беспилотников в отраслях экономики», опубликованном в начале 2024 г. По оценкам экспертов «Ростелеком B2E» (подразделение, занимающееся созданием отраслевых технологических решений в рамках партнерских отношений с крупным бизнесом Business to Enterprise), российский рынок БПЛА, эксплуатирующихся в экономике, вырос в 2023 году на 63% и превысил 8 млрд руб. Ожидается, что по итогам 2024 г. его объем составит более 13 млрд руб. (CAGR +58%), а к 2028 г. достигнет 81 млрд руб.

Источник: «Ростелеком», 2024 г.

С начала 2024 г. развитие сегмента «беспилотии», как его назвал Василий Шпак, замглавы Минпромторга, курирующий данное направление, идет в нашей стране под эгидой национального проекта «Беспилотные авиационные системы», утвержденного 26 декабря 2023 г. Поставлена сложнейшая задача, которая охватывает целый ряд масштабных направлений: от формирования единой технологической политики и создания нормативно-правового обеспечения до управления финансово-экономическими процессами внедрения беспилотников в практическую жизнь отраслей и конкретных предприятий, например, в виде лизинговых схем.

Нацпроект предполагает поддержку производства БАС на основе отечественных линий разработки, что подразумевает внедрение в производство российских ключевых технологий, узлов, комплектующих. Это амбициозная задача импортозамещения в промышленности, ведь, по экспертным оценкам, к настоящему моменту уровень локализации производства российских дронов составляет около 30%. В связи с этим значительная роль на первом этапе мегапроекта принадлежит технологической части: необходимо создать реестр имеющихся технологий и готовых технических решений, сформировать карты технологической кооперации, выявить сквозные элементы, которые могут быть унифицированы в различных типах БАС, согласовать единые стандарты связи и инфраструктуры, а также утвердить нормативные требования к беспилотникам в части ключевых технологий. Например, для воздушных средств к этому классу относятся технологии точной автономной посадки, динамической маршрутизации, обнаружения и дистанционной идентификации БВС (БВС — беспилотное воздушное судно), автоматического предотвращения столкновений беспилотных и пилотируемых воздушных судов.Павел Бобу, Cloud Networks: В 2024 году больше всего запросов было на ИБ-консалтинг 5.2 т

На развитие беспилотной авиации в рамках нацпроекта выделено федеральное финансирование в размере 696 млрд рублей до 2030 г. Денежные средства будут направляться, в том числе, на субсидии для создания российской сети научно-производственных центров (НПЦ БАС). До 2027 г. в регионах будет создано 48 таких центров, в том числе, в Самарской, Томской, Сахалинской, Рязанской, Нижегородской, Новосибирской, Тульской, Свердловской областях, а также Севастополе, Санкт-Петербурге, Башкортостане, Татарстане.

«
Беспилотные летательные аппараты являются одним из технологических приоритетов промышленной политики Свердловской области. Предприятия области активно реализуют свою продукцию на зарубежных рынках, в том числе в Саудовской Аравии, Турции, Вьетнаме, Индии, Объединенных Арабских Эмиратах, — рассказывал министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин в августе 2023 г. — В планах — увеличить производство БАС с 2,6 тыс. единиц в 2024 г. до 9,6 тыс. единиц в 2030 г..
»

На поддержку становления новой отрасли направлено введение экспериментального правового режима (ЭПР). К осени 2023 г. ЭПР по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотников был введен в 18 регионах страны. Ожидается, что за три года агродроны произведут обработку растений на сельхозземлях общей площадью 490 тыс. га в Татарстане, Алтайском и Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областях. ЭПР в Томской области, в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах предназначен для исследований применения БВС для перевозки грузов, выполнения аэрофотосъемки и авиационных работ. Так, «Почта России» прокладывает семь маршрутов доставки посылок с помощью дронов на Ямале и двадцать один маршрут на Чукотке.

Государство также поддерживает развитие отрасли «беспилотии» с помощью создания гражданского госзаказа. Принят план государственного гражданского госзаказа на беспилотники на период 2024–2026 гг. Он обозначает следующие плановые цифры: 2023 г. — 4,4 млрд руб. (с учетом госкомпаний), 2024-2025 гг. — 93 млрд руб., до 2030 г.— 200 млрд руб. Крупнейшими госзаказчиками БАС являются такие ведомства, как МЧС, Росгвардия, Росреестр, Минпросвещения. В период 2018-2022 гг. в стране было заключено почти 2 тыс. госконтрактов на общую сумму 13 млрд руб. (данные газеты «Коммерсант-Сибирь», 25.08.2023 г.).

Методика оценки производителей беспилотников для участия в исполнении госзаказа согласована с критериями, предложенными Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и Фондом Национальной технологической инициативы (НТИ).

На базе ГТЛК и НТИ в 2022 г. создан первый в России оператор беспилотной авиации с госучастием - ООО «БАС». Планируется, что к концу 2027 г. флот оператора будет насчитывать более 400 летательных аппаратов.

Источник: ГТЛК, 2022 г.

Развитие отрасли БАС будет сопровождаться активным ростом сервисного сегмента. По оценкам Skolkovo Ventures, объем рынка услуг, оказываемых с помощью БАС, составил в 2022 г. приблизительно 22 млрд руб., к 2025 г. он может достичь 50 млрд руб., а к 2030 г. – 120 млрд. руб.

Для упорядочения структуры нового рыночного сегмента под эгидой Минпромторга РФ формируется единый реестр производителей беспилотной авиатехники и ее компонентов. В июле 2024 г. правительство России утвердило правила формирования и ведения единого реестра отечественных организаций, занимающихся разработкой и производством беспилотных авиационных систем (БАС) и их комплектующих.

По оценкам ГТЛК, активная фаза освоения рынка беспилотной авиации в России начнется с 2024 г., а его становление завершится к 2030 г. В результате в ближайшие шесть лет должна сформироваться самостоятельная отрасль экономики - производство и применение гражданских БПЛА. Ожидается приток в отрасль частных инвестиций. По оценкам Минпромторга РФ, к 2030 г. объем российского рынка БАС составит 180 тыс. устройств, при этом доля российского оборудования достигнет 70%.

2Изменение состава участников рынка гражданских БАС в России: ключевые тренды

Формирование нового сегмента экономики сопровождается активными процессами появления новых участников рынка гражданских БПЛА. В 2022 г., по оценкам ГТЛК, в России насчитывалось несколько более 70 разработчиков и компаний-производителей БАС (включая разработки для ОПК). В 2023 г., как следует из данных исследования ассоциации «Аэронекст», в области беспилотной авиации действовало более 160 субъектов предпринимательской деятельности, включая разработчиков, изготовителей и эксплуатантов, научные и образовательные организации различного масштаба.

Сегодня, по оценкам TAdviser, на российском рынке действует не менее 70 компаний, занимающихся конструированием, производством и поставками заказчикам готовых БПЛА, предназначенных для применения в различных сферах гражданского рынка (без учета компаний, специализирующихся на разработке и производстве компонентов и электронных блоков БПЛА, оказывающих услуги на базе БПЛА, в том числе образовательные). В эту группу входят, в частности, компании, производящие БПЛА по конкретным заказам (кастомное мелкосерийное производство), и обладающие собственным опытным производством для испытания рабочих прототипов летательных аппаратов. Среди них заметно присутствие молодых игроков, которые вышли на рынок в 2017-2018 гг. и даже в 2023-2024 гг., в том числе, субъектов МСП, которые предлагают рынку отдельные готовые модели беспилотников или даже целые семейства. Какие тренды, действующие в сфере гражданских БПЛА, приводят к таким результатам текущего развития?

Технологические стимулы:

• Применение передовых научных разработок в области аэрогидродинамических схем в коммерческих моделях БАС.

Например, компания «Аэроксо» ведет разработки БПЛА нового поколения на основе запатентованной концепции аэродинамической схемы конвертоплана с наклонным ротором, разработанной сооснователем компании Элдаром Разроевым: четыре винтомоторных группы вместо стандартных двух, контролируемая посадка при выходе из строя одной, электрические моторы, вместо автомата перекоса - управление вектором тяги.

СКБ «Гиронавтика» строит свои летательные аппараты — гиролеты (гиростабилизированные летательные аппараты с инерциальным вертикальным взлётом и безмоторной инерциальной посадкой) — на базе собственной запатентованной технологии iVTOL, реализующей идею несущего ротора «Воздушное колесо» (ВК).

Тонкое замкнутое крыло, натянутое центробежными силами, - основной несущий элемент малого профильного сопротивления. Лопасти ВК в горизонтальном полёте - управляющие элементы. Реализованный оптимальный комплекс «винт + крыло» обеспечивает максимальную эффективность в вертолётном режиме, а также в режимах авторотации и ветротурбины, при этом устойчиво парашютирует.

БПЛА Aerob 4D компании «Аэроб» представляет собой конструкцию «летающее крыло» с вертикальными килями на законцовках плоскостей и толкающим воздушным винтом. Использование прогрессивной аэродинамической схемы и специальных алгоритмов системы управления БПЛА позволяет добиться высокой устойчивости полета в горизонтальном - до 1 градуса по крену и тангажу на 90% рабочей траектории.

• Развитие платформ БПЛА со сменными нагрузками, что позволяет оперативно переориентировать аппарат на новые задачи. Поддержка одновременно нескольких сменных нагрузок (например, в специальном отсеке) с возможностью их смены в режиме «горячей замены».

Например, БПЛА самолётного типа Aerob A2V компании «Аэроб» имеет корпус в виде трубы, внутри которой на выдвижной платформе находится электродвигатель с элементами питания и полезная нагрузка. Такая конструкция обеспечивает быструю смену нагрузки и замену элементов питания.

• Модульная конструкция дрона на базе универсальной платформы, обеспечивающая быструю глубокую кастомизацию изделия под требования заказчиков.

Так, в основе продукции, выпускаемой компанией «Летающие машины Тюринга», - БПЛА самолётного типа с вертикальным взлётом и посадкой - лежит масштабируемая, конфигурируемая и легко модернизируемая платформа-октокоптер. Платформенные авиационные корпуса собственной разработки из карбонового волокна со сменными грузовыми отсеками разного объема позволяют перевозить грузы разной специфики и разного объёма, а так же размещать на ней широкий спектр навесного оборудования. Силовая система – интегрированная (генератор с ДВС, водородная система).

Компания «Роболёт» создает промышленные дроны вертикального взлёта и посадки одноименного семейства на базе собственной модульной авиаплатформы. Основа лётного модуля - винт изменяемого шага. Роболёты способны нести до 150 кг полезной нагрузки на крейсерской скорости 100 км/ч, выполняя миссии в удалённых регионах, сложных погодных условиях (сильные ветры, арктические и морские условия), в опасных для человека средах. За 11 лет компания превратилась в производителя инновационных БАС, начав путь на рынке как проект технологического интегратора ИНЖИНИТИ, специализирующегося на композитах. А материнская компания трансформировалась в бизнес-интегратора, управляющего разработкой высокотехнологичных продуктов в рамках полного цикла его создания - до серийного производства, включая подбор материалов и технологий, имитационное моделирование, разработку конструкторской документации, организацию производства, подбор специалистов, оборудования, организацию производства и сборки.

Специализированные дроны компании «Транспорт будущего» легко создаются на базе универсальной модульной платформы S-120/S-270. Так, четырёхлучевой дрон S-120 предназначен для перевозки грузов массой до 50 кг. Её можно увеличить до 200 кг, если добавить дополнительные лучи, тогда можно использовать типовой грузовой контейнер и лебёдку. Если добавить дополнительные лучи и форсунки, получает другую платформу – S-270. Помимо перевозки грузов, ее можно использовать для химобработки полей.

S-700 – ещё одна модульная платформа «Транспорта будущего», выполненная по схеме мультикоптера и оборудованная 16 винтомоторными группами. В варианте «Аэротакси» ее можно использовать для спасательных и эвакуационных мероприятий. В варианте «Карго» S-700 способен перевозить до 200 кг полезной нагрузки даже в труднодоступные регионы страны.

• Тренд импортозамещения – разработка и внедрение отечественных продуктов полезной нагрузки, компонентов БПЛА, электронных блоков, ЭКБ.

БПЛА «Курьер-30» компании «Клеверкоптер» стал первой беспилотной авиационной системой в классе от 4 до 30 кг, вошедшей в реестр российской продукции. В сентябре 2024 г. участвовал в тестировании решений аэрологистики в условиях крупных городов (Нижний Новгород и Самара). Беспилотникам требовалось преодолеть путь протяжённостью от 5,5 до 17 км по двум маршрутам в обоих городах на высоте 150-220 метров. Все участники тестовых полетов успешно прошли испытания.

Агродрон S-60 «Оптима» компании «Транспорт будущего» из Тольятти - первый российский сельскохозяйственный беспилотник, собранный из отечественных комплектующих. Эти беспилотники входят в состав флота национального оператора БАС.

Дрон-инспектор нефте- и газопроводов, оснащённый газоанализатором, инфракрасной камерой и ПО распознавания утечек топлива. Вместо двигателя внутреннего сгорания дрон использует топливные элементы собственного производства, что обеспеечивает возможность автономного полета более трёх часов.

• Создание отечественных двигателей и систем электропитания для БПЛА, включая гибридные энергетические установки (генератор на базе ДВС плюс АКБ).

• Создание топливных элементов новых типов. Например, в конце 2023 г. на полигоне ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН в Черноголовке прошли испытания мультироторного летательного аппарата с источником энергии на основе водородных топливных элементов, созданного совместно с молодежной лабораторией перспективной энергетики Института электродвижения МФТИ (Долгопрудный). Созданы компактные, но энергоемкие топливные элементы на базе водорода и кислорода, которые позволяют дрону находиться в воздухе 2,5 часа (при скорости 50 км в час и полезной нагрузке 2 кг).

• Создание продуктов полезных нагрузок, адаптируемых к жестким климатическим условиям использования (Арктика, Антарктика и т.д.).

• Обеспечение работы беспилотника в условиях помех связи и при отсутствии сигналов глобальных систем спутниковой навигации (ГНСС - ГЛОНАСС, GPS и т.д.).

Например, осенью 2024 г. походили испытания технологии «Интеллектуальный дрон», созданной ОКБ «Астрон»: она предполагает, что при отсутствии сигнала ГНСС маршрут полета и возврат дрона строится на базе оптического распознавания снимков местности.

Компания TOPODRONE, специализирующаяся на производстве специализированных высокоточных геодезических дронов (на базе собственных камер) с лазерными сканерами на базе собственного сенсора, укомплектовывает их собственным ПО обработки изображений, которое позволяет анализировать мультиспектральные данные с чрезвычайно высоким разрешением (2-3 см XYZ без опорных точек). Этот метод предоставляет огромное количество информации в дополнение к традиционному методу NDVI (Normalized Difference Vegetation Index), формирующему нормализованный относительный индекс растительности при анализе изображений сельскохозяйственных посевов. Высокоточное решение TOPODRONE можно использовать не только в поле, но и в условиях городской застройки и даже внутри помещений, куда не проникают сигналы ГНСС.

• Развитие БПЛА как цифровой платформы сбора и обработки данных, включая высокопроизводительную обработку данных на борту.

Небольшая компания из Самары COPTER.SPACE производит универсальный многоцелевой квадрокоптер «Альтитрал», предназначенный для решения задач в области гиперспектральной съёмки, организации воздушной логистики и ведения дистанционного мониторинга. По сути, это «летающая лаборатория»: система модулей позволяет создать индивидуальный исследовательский или инженерный набор, которая включает гиперспектральную камеру COSPA. Возможна также установка одноплатного компьютера с модулем машинного зрения, совместимого с квадрокотером, и транспортировочного бокса.

БПЛА молодой компании «Летающие машины Тюринга» оправдывают свое название: ПО управления беспилотником применяет собственную разработку – адаптацию алгоритмов расширенных фильтров Кальмана для синергетического комплексирования данных с более чем 20 разнородных датчиков. Так реализуется базовая технология обеспечения надежности позиционирования, ориентации и управления в сложных условиях окружающей обстановки. Аналогичный подход – комплексирование конфликтующих требований и технологий (аэродинамика, силовая электротехника, кибернетика, управление, связь) – используется для решения задач оптимальной аэрологистики объемных грузов.

Компания Tsuru Robotics, которая позиционирует себя как НИОКР-бюро, специализирующееся на заказных разработках разработке полного цикла в сфере робототехнических систем и беспилотных летательных аппаратов, рассматривает БПЛА как робототехническую систему. Причем, компания самостоятельно разрабатывает большую часть используемой электроники: полетные контроллеры, локальные навигационные системы, радиомодемы, контроллеры двигателей и системы управления питанием, что позволяет проектировать уникальные сложные системы, вне зависимости от популярных на рынке подходов. Например, небольшие дроны-конструкторы «Нанопикс» предназначены для обучения и развлечения детей младшего школьного возраста (7–10 лет). Ребята могут пересобирать дроны, программировать, дорабатывать, а также управлять ими при помощи мобильного приложения. Совместно с компанией Interactive Lab эксперты Tsuru Robotics создали первое в России автоматизированное шоу дронов, а в партнерстве с Центром современного искусства «Винзавод» выпустили первого в мире автоматизированного граффити-дрона.

• Внедрение интеллектуальных ИТ на различных уровнях БПЛА: от управления аппаратом до обработки данных, поступающих с сенсоров БПЛА.

В компании «Лаборатория будущего» создали уникальный дрон «Канатоходец»: он умеет садиться на провода ЛЭП, двигаться по ним, выполнять диагностику, техобслуживание и локальный ремонт, а заодно подзаряжаться от них. Комплекс «Канатоход» входит в состав воздушного флота компании «БАС», национального оператора отрасли беспилотной гражданской авиации.

• Развитие новых технологий управления дронами, включая распределенное управление роем дронов с целеполаганием на уровне отдельного аппарата.

Ученые Южно-Уральского госуниверситета разработали новую систему управления БПЛА, которая использует такие элементы конструкции, как подкрылки и надкрылки, стабилизирующие пространственное положение летательного аппарата, а также специально обученную нейросеть. Она автоматически принимает решение, как действовать в той или иной ситуации в воздухе, регулируя углы направления закрылок или подкрылок, а также самостоятельно подбирает оптимальные траектории для подъема и посадки объекта на землю с учетом текущих метеоусловий, скорости движения аппарата, исходя из критерия минимального расхода топлива или энергопотребления дрона.

Компания «Ческа» производит квадрокоптеры семейства CELERI различного назначения, а также одноименный адаптивный программно-аппаратный комплекс управления группой дронов. ПО управляет работой роя CELERI – группы дронов, объединенных в единую децентрализованную коммуникационную сеть для совместного решения задач. Обеспечивается распределение ресурсов, групповой анализ и выбор ведущего устройства (Master/Slave), распределение задачи в группе при получении миссии, полная взаимозаменяемость устройств в группе и автоматическое пополнение или уменьшение группы, вариативность сценариев при постановке задач, непрерывность работы при замене основного элемента питания. Совершенствование систем запуска БПЛА.

Компания «Атри», производитель БПЛА семейства «Одуванчик», также выпускает транспортно-пусковой комплекс «Ампель», который не просто выполняет функции традиционного транспортно-пускового контейнера, но и расширяет возможности БПЛА. «Ампель» представляет собой специальный контейнер, который включает в себя посадочное место для БПЛА, средства обогрева и встроенную зарядную станцию. При этом беспилотник может функционировать в режиме длительного дежурства, периодически взлетать по команде, выполнять миссию патрулирования или разведки, затем возвращаться в контейнер и подключаться к зарядному устройству.

Компания Droneshub Group запустила в сентябре 2024 г. первое в стране производство док-станций для дронов и роботов-доставщиков. Док-станция состоит из двух частей: верхняя предназначена для посадки дронов, нижняя — для парковки колесных роверов. После того как беспилотный летательный аппарат доставит груз на док-станцию, ровер его забирает и отправляется к конечному получателю. Он может двигаться по маршруту в автоматическом режиме или под управлением удаленного оператора.

• Развитие систем широкополосной связи БПЛА с центром управления, в том числе, передача «тяжелых» данных в реальном масштабе времени.

Активные разработки в области совершенствования систем связи БПЛА идут в русле создания систем двойного назначения. Целью является, во-первых, повышение защищённости канала связи от помех. Так, в ноябре 2024 г. стало известно об успешном применении новейшей системы связи «Кузнечик», предназначенная для FPV-дронов и других беспилотных платформ в Курской области. «Кузнечик», разработанный «Лабораторией электроники «Гагаринг», представляет собой компактный модуль, который может устанавливаться на все типы беспилотной техники, где применяются технологии FPV, - коптеры, самолётные БПЛА, робототехнические комплексы и безэкипажные катера (БЭК). Уникальный софт позволяет БПЛА использовать нестандартные частоты, переключать стандартные частоты с определённой периодичностью, а также защищает канал связи шифрованием. Таким образом, отсутствует возможность заглушить связь традиционными решениями.

Во-вторых, возможность быстрого развертывания связи на участках, где она отсутствует, с помощью БПЛА. Например, в 2023 г. на рынке появилась совместная разработка томской компании «СТК» («Системы. Технологии. Коммуникации») и Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) – быстроразвертываемый комплекс связи на базе дронов. БПЛА могут подниматься на высоту до 150 м для ретрансляции сигналов LTE, современной цифровой радиосвязи и с целью видеонаблюдения. Разработка имеет гражданское предназначение – она ориентирована на отечественную нефтегазовую отрасль, а также другие производства, расположенные на труднодоступных территориях или опасных для людей. Автономный комплекс связи также способен выполнять функцию резервного канала связи в периоды ремонтных или строительных работ. Поскольку речь идет о современном БПЛА, предполагается, что беспилотник будет комплектоваться, помимо телекоммуникационного оборудования, дополнительными видами полезной нагрузки, например, модулем видеонаблюдения. БПЛА, выполненные в формате гексакоптеров, способны поднимать до 10 кг полезной нагрузки, работать в дождь, жару и мороз, поддерживая связь в течение трёх-четырёх дней при использовании дизель-генератора мощностью 33 кВт. Единственное ограничение на сегодняшний день – ветровая нагрузка, она не должна превышать 12 м/с для поддержки качественной связи.

В августе 2024 г. в России на аэродроме «Пушистый» на Сахалине успешно прошел масштабный эксперимент по управлению беспилотником через космический спутник. Организаторы опытного запуска новой технологии - АО «Спутниковая система «Гонец» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») и производитель БПЛА, компания «Геоскан», которая предоставила БЛА «Геоскан 201», оснащенное экспериментальным бортовым модемом «Гонец» и спутниковой антенной. В ходе эксперимента ставилась задача установить связь беспилотника со спутником, передать данные телеметрии с борта беспилотника на космический аппарат «Гонец-М», отправить команду с наземной станции управления аппаратом «Геоскан» на БПЛА через спутник. Все поставленные задачи, включая команду о принудительном возвращении БПЛА на место запуска, выполнены успешно. Параллельно идут совместные исследования системы «Гонец» с АНО «НПЦ «Крылья Сахалина», являющимся центром испытаний и компетенций в сфере развития беспилотных авиационных систем и средств защиты от их противоправного применения.

Еще один эксперимент провели весной 2024 г. российские компании Sitronics Group, «Птеро» и «Аэромакс». В эксперименте участвовали малые космические аппараты Sitronics Group, которые должны были обеспечить беспроводную линию связи для беспилотников «Птеро» и «Аэромакс» с большим радиусом действия. Иными словами, нужно было апробировать технологию пилотирования дронов через спутниковый канал, которая обеспечивает работу системы связи за горизонтом радиовидимости. Такая технология позволит радикально увеличить дальность полетов БПЛА. В ходе эксперимента беспилотник пролетел на удалении более 100 км от центра управления, но операторы смогли получать данные мониторинга его передвижения. Новая технология даст возможность отслеживать местоположение беспилотников массой менее 30 кг.

Бизнес-стимулы:

• Развитие сферы услуг на базе БПЛА в интересах государства (гражданский госзаказ) с участием крупного и среднего бизнеса.

• Развитие партнерских бизнес-цепочек научные исследования – разработка – производство – продажи – внедрение в интересах ускоренной коммерциализации отечественных инновационных разработок БПЛА.

Интересен пример трехстороннего сотрудничества, в котором участвует небольшая молодая инновационная компания «Эколибри», резидент рязанской Аэрокосмической долины, и крупный системный интегратор «Т1». В портфеле «Эколибри» - две модели БПЛА:

  • R-75 — грузовой беспилотник вертикального взлета и посадки уникальной конструкции, сочетающей возможности самолета и вертолета: четыре винта позволяют вертикально взлетать, а передний винт обеспечивает горизонтальный полет, что делает его эффективным для дальних перелетов. Он способен перевозить груз весом до 25 кг на расстояние до 750 км в экстремальных климатических условиях.
  • Ecolibri eVTOL - модульный многофункциональный гибрид. Это электрический самолет с возможностью вертикального взлета и посадки и высокой степенью автоматизации, позиционируется как пассажирский VTOL-аппарат, способный поднять до 500 кг груза (4-5 человек). У Ecolibri eVTOL самая высокая дальность полета среди аппаратов вертикального взлета и посадки. Ecolibri eVTOL претендует на то, чтобы стать одним из первых в России серийных пассажирских VTOL-аппаратов.

Обе модели используют в силовых установках электродвигатель собственной разработки, по ряду параметров превосходящий зарубежные аналоги. ИТ-холдинг «Т1» запустил в 2023 г. собственный проект по созданию производства БАС в столичном индустриальном парке «Руднево», где будет налажено, в том числе, серийное производство БПЛА «Эколибри». В сентябре 2024 г. Росавиация начала сертификацию R-75 в рамках комплекса мероприятий по сертификации БАС, включенных в государственный гражданский заказ.

Одновременно «Т1» и «Эколибри» начали развивать направление эксплуатации БАС на территории Ненецкого автономного округа. Планируется, что принадлежащая на 100% АО «Эколибри» компания «Эмпаэро», зарегистрированная в Нарьян-Маре, будет предоставлять услуги аэрологистики и СПДМ (сбор и передача данных, мониторинг) на территории региона с использованием БАС, как «Эколибри», так и «Т1».

Еще один показательный пример: компания «Лаборатория будущего» в 2023 г. запустила совместно с Уральским политехническим колледжем на территории технопарка «Университетский» в Екатеринбурге «Фабрику дронов» — центр образовательно-технологической кооперации, который объединяет ресурсы производственных компаний и образовательных учреждений с целью производства высокотехнологичной продукции. Предполагается, что проект «Фабрика дронов» станет ядром развития отрасли БПЛА на Урале.

• Развитие партнерства в применении отечественных компонентов БПЛА, что стимулирует коммерциализацию «исторически сложившегося» направления научно-технического развития предприятий.

В совокупности все указанные тренды приводят к тому, что на рынке появляются молодые компании, которые создаются, как правило, на базе уникальных научно-технических заделов, включая вузовские разработки, и достаточно быстро проходят путь до реальных внедрений, не останавливаясь на стадии опытного экземпляра.

В определенном смысле это состояние можно назвать «бумом стартапов», но в лучшем понимании словосочетания «гаражный кооператив», ассоциируемом с Hewlett Packard или Microsoft. Например, так говорят о себе основатели небольшой компании «АэроЛаборатория», созданной в 2012 г. Сегодня компания занимается разработкой и производством БЛА, разработкой полезной нагрузки, наземной станции управления, а также ведет исследовательские работы в области организации автоматических полетов без использования ГНСС.

Источник: ГТЛК, 2022 г.

Малое предприятие «Летающие грузовики», созданное в 2024 г., не просто говорит о производстве грузовых БПЛА вертикального взлета и посадки большой грузоподъемности WingedBull, ориентированных на работу в труднодоступных районах в тяжелых погодных условиях: от -55°C до +45°C, но и заявляет о планах создания первой в мире беспилотной грузовой логистической компании, обслуживаюшей клиентов по всему миру.

А резидент Технопарка высоких технологий Югры небольшая компания «Ювл Роботикс», созданная в 2018 г. и в том же году ставшая участником «Сколково», уже вышла на мировой рынок: UVL Robotics первой в мире предложила сервис по проведению складских инвентаризаций с использованием дронов, став пилотным провайдером робототехнических решений в сфере логистики. Сервис предоставляется на базе автономного дрона с RFID-считывателем со сменяемыми антеннами на борту, гиростабилизированной рамой, энергетической системой на водородно-воздушных топливных элементах, потребляющих газообразный водород, и ПО для автономной навигации, формирования топологии складского объекта и интеграции данных в учетную систему заказчика.

Ориентация компании на международный рынок сказывается на организационной структуре: штаб-квартира расположена в Абу-Даби (ОАЕ), R&D подразделения – в Москве, Ханты-Мансийске и Маскате (султанат Оман), офисы продаж - в России, ОАЭ, США, Турции. Но всё производство комплектующих UVL Scanmaster локализовано в России, за исключением электроники (по данным 2022 г.).

3Топ-20 наиболее зрелых российских производителей БПЛА гражданского назначения

Из всех участников бурно развивающегося рынка российских гражданских БПЛА TAdviser отобрал наиболее зрелых игроков, предлагающих собственные модели БАС различных типов и назначения, готовых к решению специфических отраслевых задач (геодезические работы, умное сельское хозяйство, логистика и доставка грузов, мониторинг состояния ЛЭП, нефте- и газопроводов, строительства и т.д.) и обладающих доказанным опытом использования своей техники для различных бизнес-задач российских компаний.

Отбор в Топ-20 осуществлялся исключительно на основе открытой общедоступной информации.