Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/09/11 12:53:44

Ольга Громкова, B2B-Center: Цифровые экосистемы и B2B-маркетплейсы задают высокий темп развития закупок

О текущих тенденциях в области цифровизации закупок в российских компаниях TAdviser побеседовал с Ольгой Громковой, генеральным директором B2B-Center.

Ольга
Громкова
Мы создали стандарт электронных закупок в России, и сегодня каждый второй коммерческий заказчик проводит торги на нашей площадке.

Как вы оцениваете текущий уровень цифровизации закупок в России? В каком направлении автоматизации закупочной функции движутся российские компании?

Ольга Громкова: Процесс цифровой трансформации закупок в российских компаниях продолжается не первое десятилетие. Начинали его самые активные и крупные игроки рынка, именно они первыми внедрили полноценные ERP-системы, включая модули управления закупками, складами и производством. Они стартовали перевод закупок в онлайн-формат и вышли на ЭТП. На их примере компании со схожими отраслевыми процессами также стали работать над автоматизацией закупочной функции.

Сегодня мы находимся на достаточно высоком уровне цифровизации закупок в стране — порядка 25-30% всех процедур проходит в онлайн-формате. Однако и перед лидерами сферы стоят новые вызовы. В первую очередь, это грамотное использование искусственного интеллекта — его внедрение в различные сферы закупок способно дать новый импульс развитию функции, освободить сотрудников от рутины и повысить эффективность ежедневных операций. Во-вторых, это задача импортозамещения, обостряющаяся по мере ухода и прекращения поддержки со стороны ряда западных вендоров. И третьим вектором в цифровизации закупок можно назвать тренд на взаимную интеграцию между поставщиком и закупщиком как в части операционной деятельности, так и планирования.

Какова ситуация с импортозамещением? Как переход на отечественные системы влияет на закупочный процесс?

Ольга Громкова: Российские вендоры успешно развивают ИТ-продукты для сферы закупок на протяжении многих лет, однако за счет глобальных инвестиций долгое время на рынке лидировали крупные зарубежные игроки с большим функционалом сервисов. Резко выросшая потребность в импортозамещении позволила отечественным решениям выйти на первый план, а разработчикам — усилить свою экспертную позицию. Компании стали стремиться к внедрению российских продуктов, и эта смена фокуса показала достойный уровень качества ряда отечественных решений.

При этом полноценный переход на новые решения — процесс непростой и часто турбулентный. Внутренняя трансформация закупочной функции и внедрение новых ИТ продуктов всегда требуют времени и серьезного внимания менеджмента. Однако в ходе этих проектов отечественные системы совершенствуются и нередко начинают превосходить зарубежные по гибкости и простоте интерфейсов.

Так, платформа облачных решений для сквозного закупочного процесса B2B Altis успешно заменяет SAP Ariba на российском рынке. На текущий момент в нашем клиентском портфеле уже 4 компании, перешедших с зарубежных платформ. В основе решения лежат лучшие практики и стандарты закупочной деятельности, многолетняя экспертиза B2B-Center и понимание особенностей различных отраслей. Развивая импортозамещающие продукты, мы вместе со всем рынком движемся к технологическому суверенитету и уже сейчас во многом опережаем иностранные аналоги, покинувшие наш рынок.

По каким критериям можно оценить эффективность автоматизации закупок? На что стоит обратить внимание?

Ольга Громкова: Обычно компании оценивают эффективность автоматизации закупок с помощью нескольких ключевых критериев. Первым показателем зачастую выступает скорость рабочих процессов. Это внутренний и внешний лидтайм. Он включает в себя все этапы закупки — от появления потребности до оказания услуги или поставки товара на склад. Если внешний лидтайм связан с производственными процессами поставщика и в меньшей степени подвержен влиянию заказчика, то внутренний определяется уровнем автоматизации закупочной функции внутри самой компании. Внедряя такие продукты, как B2B Altis, Altis P2P, КИМ (корпоративный интернет-магазин) и другие сервисы B2B-Center, наши клиенты отмечают сокращение лидтайма в среднем в 2-3 раза.

Еще одним важным критерием выступают операционные издержки. Автоматизация закупок помогает отследить изменение этого показателя в разрезе конкретного временного периода и сократить затрачиваемые ресурсы на 30-50%. Это происходит за счет отсутствия потребности в регулярном ручном переносе данных из одной системы в другую, сокращения времени на поиск информации, согласование итогов торгов и работу с документацией. В результате цифровизация стимулирует переход закупок из операционной в стратегическую функцию и позволяет направить внутренние ресурсы компании на стратегическое взаимодействие с поставщиками.

Цифровые решения в системе закупок также наглядно отражают уровень цен и конкуренцию среди участников торгов, позволяя оптимизировать расходы. Прозрачная история операций и рост количества участников процедур за счет большой базы поставщиков на крупных ЭТП (электронных торговых площадках) приводят к снижению цен на товары и услуги. Опыт наших клиентов показывает оптимизацию данного показателя до 18-20%.

Расскажите о ключевых продуктах B2B-Center для автоматизации закупок сегодня. Как вы оцениваете результаты их запуска и востребованность на рынке?

Ольга Громкова: B2B-Center разрабатывает ИТ-решения для предприятий с различным уровнем зрелости закупочной функции независимо от их размеров и сфер деятельности. При этом сегодня все больше компаний переходят к созданию единого контура автоматизации закупок.

В данном сегменте наш продукт B2B Altis выступает ведущим российским SRM / S2P-решением. Платформа базируется на технологиях искусственного интеллекта, имеет статус ИИ-решения от Минцифры РФ и включена в реестр российского ПО. B2B Altis выбирают компании с высокой зрелостью закупочной функции, для которых важна бесшовная автоматизация всех этапов закупки — от заявки внутреннего заказчика до оплаты поставщику.

Система состоит из модулей, работающих по облачной модели. Это Altis. Заявки, Altis. Планирование и аналитика, Altis. Оценка поставщиков, Altis. Тендеры и Altis. Контракты, Altis. Закупки из каталога и Altis. Организация поставок. В решение также интегрировано управление нормативно-справочной информацией (НСИ), которое поддерживает системы корректными данными за счет единых справочников. Весь комплекс модулей B2B Altis позволяет полностью заменить SAP Ariba. На сегодняшний день система является единственным полноценным аналогом зарубежного продукта, покинувшего наш рынок.

За счет сквозной автоматизации B2B Altis повышает прозрачность процессов, оптимизирует закупочные цены, сокращает лидтайм и снижает операционные издержки. Продукт направлен на достижение глобальных целей компании, позволяет увеличить общую рентабельность бизнеса и повысить EBITDA на 2-3%.

Среди наших ИТ-решений также есть B2B-маркетплейсы и корпоративные интернет-магазины, которые являются частью системы B2B Altis. Это платформы для автоматизации быстрых закупок простых и низкостоимостных товаров у проверенных поставщиков. Мы постоянно расширяем функционал этих сервисов. Сегодня КИМ и Altis P2P позволяют закупать в том числе более сложные товары — например, промышленные материалы и запчасти. Появление таких позиций в интернет-магазинах B2B-Center и умение работать с ними стало для наших клиентов важным конкурентным преимуществом.

Для компаний, которые хотят обогатить стандартные инструменты сорсинга интеграциями с корпоративными ERP-системами, не начиная при этом полную перестройку закупочных процессов, в этом году мы запустили новый продукт — ЭТП Плюс. Он позволяет включить в закупочный контур реестр потребностей, SRM-систему для эффективного взаимодействия с поставщиками, сорсинг, продажи и реализацию неликвидов, B2B Маркет, В2В Контракты, сервис согласований, расширенную аналитику и справочник НСИ. ЭТП Плюс — это первый шаг к сквозной автоматизации закупок, построенный на базе нашего базового продукта, электронной торговой площадки B2B-Center.

Уже более 20 лет мы лидируем на рынке коммерческих закупок и остаемся крупнейшей платформой с большой клиентской базой, активно работающей на ЭТП, а также огромным пулом поставщиков. Мы создали стандарт электронных закупок в России, и сегодня каждый второй коммерческий заказчик проводит торги на нашей площадке.

На текущий момент спрос на импортозамещение бьет все рекорды, и продукты B2B-Center развиваются быстрыми темпами. В первом полугодии 2024 года мы отметили высокий рост числа торговых процедур, в связи с чем стараемся удовлетворять потребности рынка и делиться своей экспертизой для эффективного развития закупочной функции наших клиентов.

На примере ваших клиентов расскажите, во всех ли отраслях востребована цифровизация закупок? Зависит ли это от размера компании?

Ольга Громкова: Цифровизация влияет на эффективность системы закупок и помогает снизить издержки бизнеса, поэтому она востребована практически во всех отраслях рынка. При этом ее эффект зависит от зрелости закупочной функции.

Лидерами цифровизации в первую очередь являются отрасли со сложным производством. Это металлургия, химия, горно-обрабатывающая и нефтяная промышленность, машиностроение, FMCG и ритейл, финансы. Именно в производстве требуется непрерывная работа всех связанных процессов, включая систему закупок, и именно такие компании стремятся к сквозной автоматизации через внедрение масштабных комплексных решений.

На примере наших продуктов компании с небольшим объемом закупок выбирают прежде всего ЭТП, ЭТП Плюс, КИМ и Altis P2P, которые позволяют решать задачи частичной автоматизации закупочной функции.

Мы работаем с большим количеством проектов и видим особенности каждой конкретной задачи. Значительный опыт и экспертиза позволяют предлагать подходящие решения для каждой компании, независимо от ее размера и отраслевой специфики. Мы отмечаем продолжающийся уже несколько лет тренд на переход закупок в разряд стратегических функций, которые напрямую влияют на общую рентабельность бизнеса, и помогаем компаниям сформировать внутренний стандарт закупок на основе стоящих перед ними задач.

Сегодня развитие системы закупок в России выходит на новый уровень. Рынок стремится изучать отраслевые стандарты и кейсы, используя многолетний опыт лидеров. Реагируя на запрос и потребность компаний в поиске эффективных примеров, B2B-Center проводит исследование зрелости закупочной функции. Оно позволит предприятиям из различных отраслей сравнить свое положение с лучшими практиками, найти ориентир и поставить новые цели в развитии закупочной функции.