Содержание |
2023
Рост продаж обуви на 12,7% до ₽234,7 млрд
Выручка компаний на российском рынке розничной торговли обувью и кожаными изделиями в 2023 году составила ₽234,7 млрд, что на 12,7% больше, чем в 2022 году. С такими данными, приведёнными аналитической компанией AnalyticResearchGroup, TAdviser ознакомился в феврале 2025 года.
Как пишет РБК, среднегодовой темп роста отрасли с 2005 по 2023 год составил 21%. При этом объем инвестиций в основной капитал компаний этого сегмента в 2023 году вырос на 83,5% до ₽2,2 млрд.
Лидерами рынка по объему выручки в 2023 году стали:
- Сеть магазинов «Kari» — ₽93,8 млрд.
- Сеть «Rendez-Vous» — ₽34 млрд.
- Группа «Zenden» — ₽14,7 млрд.
По данным геоинформационных систем, наибольшее количество обувных магазинов находится в трех городах России:
- Москва — 4,7 тыс. магазинов.
- Санкт-Петербург — 2 тыс. магазинов.
- Краснодар — 1,2 тыс. магазинов.
Аналитики AnalyticResearchGroup прогнозируют, что в период до 2028 года среднегодовой темп роста рынка составит 4,3%.
В исследование вошли более 600 компаний, их совокупная выручка в 2023 году выросла на 12,2% и достигла ₽267,6 млрд. Статистика по объему инвестиций учитывает только организации среднего и крупного бизнеса.«Гознак» развивает систему «Электронный бюджет» с помощью импортозамещенных решений экосистемы EvaTeam
По прогнозам экспертов, объем инвестиций в отрасль до 2028 года будет расти в среднем на 2,8% ежегодно. В 2024 году ожидается увеличение инвестиций до ₽2,4 млрд.
С 2005 года российский рынок обуви и кожаных изделий демонстрирует устойчивый рост, несмотря на периодические колебания. Расширение розничных сетей и увеличение количества магазинов в крупных городах способствует развитию отрасли.
Аналитики отмечают высокий уровень концентрации рынка — три крупнейших игрока формируют значительную долю совокупной выручки отрасли. При этом в регионах продолжается развитие розничных сетей и открытие новых торговых точек.[1]
Рост импорта обуви в 1,5 раза до 474 млн пар
Объем импорта обуви в Россию увеличился с 309 до 474 млн пар за период с 2020 по 2023 год. С такими данными аналитической компании BusinessStat TAdviser ознакомился в декабре 2024 года.
По оценкам исследователей, наибольший рост импортных поставок зафиксирован в 2021 году — на 20,6%, что практически соответствовало темпу прироста продаж обуви в России, составившему 18,2%. График демонстрирует устойчивую тенденцию к росту объемов импорта с 2020 года.
В последующие два года импорт продолжил активный рост: в 2022 году показатель достиг 417 млн пар, а в 2023 году увеличился до 474 млн пар. При этом темпы роста импорта значительно опережали динамику розничных продаж, что привело к формированию избыточных складских запасов.
В 2019 году объем импорта составлял 328 млн пар, после чего в 2020 году произошло снижение до 309 млн пар, что отражено на графике отрицательной динамикой в минус 6%. С 2021 года начался устойчивый восходящий тренд с приростом в 20,6%.
Длительная и теплая осень 2024 года существенно повлияла на рынок, вызвав более позднее начало сезона продаж зимней обуви. В результате закупленный ритейлерами зимний ассортимент не получил ожидаемого спроса со стороны потребителей.
Аналитики прогнозируют сокращение импорта обуви в 2024 году по сравнению с показателями 2023 года, однако этого будет недостаточно для нормализации уровня складских запасов до конца года. Участники рынка уже планируют дальнейшее снижение объема закупок в 2025 году.
Ожидается, что постепенное сокращение импортных поставок в последующие периоды будет способствовать установлению баланса между спросом и предложением на российском обувном рынке, а также нормализации уровня складских запасов в торговых сетях.[2]
2022
Производство спортивной обуви в России выросло на 65%
Производство спортивной обуви в России за 2022 год выросло на 65% в сравнении с 2021-м. Такие данные Минпромторга были обнародованы в конце июля 2023 года.
Как пишут «Известия» на материалы ведомства, спортивный сегмент стал драйвером всего обувного рынка, объем которого в 2022 году достиг 168 млн пар, что на 5% больше показателя годичной давности.
По информации Минпромторга, увеличение производства спортивной обуви можно объяснить сезонным фактором. Речь о вовлеченности людей в спортивную тематику. Кроме того, российские производители смогли занять нишу иностранных брендов.
В министерстве обратили внимание, что в России стали создавать и развивать новые имена в то время, как зарубежные спортивные бренды массового сегмента приостановили работу на территории страны.
В ведомстве добавили, что потребитель охотнее стремится узнавать о российских брендах, об этом свидетельствует тот факт, что ряд блогеров-стилистов переориентировались на российские имена. Также о большом отклике со стороны покупателей говорят и данные специализированных TВ-передач, печатных СМИ.
Покупатели активно интересуются спортивной обувью — такой тренд действительно есть, подтвердил гендиректор Егорьевской обувной фабрики Сергей Сорокин. Весь мир постепенно перешел на более функциональные вещи. Например, это джинсы и кроссовки, ношение которых допустимо в ряде официальных учреждений. Есть и другие послабления: так, со строгими костюмами или женскими платьями можно надевать спортивную обувь.
![]() | Во всем мире постепенно меняется дресс-код: требования к рабочей или женской одежде стали гораздо мягче. Теперь люди могут надевать кроссовки под разную одежду. Изменились и предпочтения покупателей — носить такую обувь стало модно, - говорит управляющий партнер отечественного производителя и продавца обуви Zenden Александр Сарычев.[3] | ![]() |
Продажи обуви в России сократились на 10%
Объем российского рынка обуви по итогам 2022 года составил 290 млн пар, что примерно на 10% меньше, чем годом ранее. При этом средняя стоимость продукции в сравнении этих же периодов повысилась на 9,6%, до 2445 рублей. Об этом говорится в обзоре обувной отрасли, подготовленном ЦРПТ (оператор системы «Честный знак») совместно с Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) при Минпромторге. Исследование обнародовано в конце марта 2023 года.
Снижение продаж на рынке обуви отчасти объясняется уходом из страны западных брендов. После того как десятки крупных производителей приостановили торговлю в России, ряд отечественных компаний начали выпускать обувь под собственными торговыми марками.
Согласно оценкам экспертов, средняя цена кед в России в 2022 году выросла на 20,4%, до 2802 рублей, сандалий - на 19,5%, до 1913 рублей, валенок - на 16,9%, до 1803 рублей, туфлей - на 17,3%, до 2467 рублей. Ботинки за год в среднем подорожали на 7,3%, до 3330 рублей, тапочки - на 8,6%, до 630 рублей, босоножки - на 4,5%, до 4 056 рублей, галоши - на 28,3%, до 453 рублей.
В структуре рынка за 2022 год доминируют продажи потребителю в торговых точках: их доля в общем объеме составляет 68%. Заметен рост сегмента дистанционных продаж: его средний вклад в объем продаж вырос с 5% в 2021 году до 5,8% в 2022 году.
Как отмечает «Коммерсантъ» в 2022 году российские игроки fashion-рынка начали экспериментировать с новыми для себя форматами. Так, крупные производители обуви начали запускать линейки одежды под собственными торговыми марками. Предполагается, что такая продукция должна заместить на рынке товары уходящих из России западных брендов.[4]
2016
В сентябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка обуви.
Объем российского рынка обуви в I пол. 2016 года снизился на 14,1% по сравнению с I пол. 2015 года и составил 135,2 млн. пар. В стоимостном выражении объем рынка обуви достиг 700,1 млрд. руб., что на 22% больше показателя I пол. 2015 года.
Если рассматривать сегментацию произведенной в России обуви по назначению, то наибольший сегмент здесь составляет домашняя обувь: в I пол. 2016 года было произведено 7,96 млн. пар. Спецобуви было произведено 2,57 млн. пар, спортивной обуви – 0,86 млн. пар.
Если рассматривать сегментацию произведенной в России обуви по материалу, то наибольший сегмент здесь составляет текстильная обувь: в I пол. 2016 года было произведено 13,5 млн. пар. Обуви из резины и пластмассы произведено 12,2 млн. пар, водонепроницаемой обуви – 8 млн. пар, из кожи – 13,5 млн. пар.
2015
В 2015 году наибольшая доля произведенной обуви в России пришлась на Краснодарский край, которая составила 16%. Далее следует Тверская область – 11%. На третьем месте Владимирская область – 8%.
Примечания
- ↑ Российский рынок обуви и кожаных изделий: динамика роста, инвестиции и ключевые игроки
- ↑ В 2020-2023 гг импорт обуви в Россию увеличился более чем в 1,5 раза: с 309 до 474 млн пар.
- ↑ Переобуть на ходу: производство спортивной обуви в России выросло на 65%
- ↑ Продажи обуви в России упали более чем на 10% в 2022 году