Лауреаты награды TAdviser IT-PRIZE, ноябрь 2020
В рамках онлайн-конференции TAdviser SummIT 2020, прошедшей 24 ноября, были выбраны победители TAdviser IT-PRIZE. Решением экспертного совета награда присуждена компаниям в семи номинациях.
«Цифровой двойник года» (ДИТ Москвы)
Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) награжден TAdviser IT-PRIZE за проект по созданию «Цифрового двойника» города – единой интеллектуальной цифровой платформы для анализа, моделирования и управления городом в режиме реального времени на основе пространственной информации.
В основе «Цифрового двойника» лежат фотограмметрическая модель города и архив панорам московских улиц. Визуальная картина при помощи BIM-технологий (информационного моделирования) дополняется подробными характеристиками каждого занесенного в программу здания и сооружения. Поэтому прогнозирование, например, при строительстве метро или другого важного инфраструктурного объекта, учитывает максимальный набор параметров и позволяет просчитывать различные сценарии.
Структура «Цифрового двойника»:
- Информация: CityGML, ФГМ, панорамы, видеокамеры, геосоциальная аналитика и иная пространственная информация ОИВ и подведомственных учреждений;
- Платформа: Интеллектуальная цифровая платформа сбора и анализа данных на базе ОАСИ Москомархитектуры;
- Инфраструктура: IoT датчики, сети передачи данных, ЦОД;
- Сервисы: Системы аналитики, моделирования и мониторинга.
Уже полученные эффекты от «Цифрового двойника» для города – возможности анализа и моделирования градостроительных объектов в режиме реального времени, управления городским хозяйством. А в перспективе к ним добавятся возможности транспортного моделирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Подробнее о проекте здесь.
«Цифровые технологии для борьбы с COVID-19» (Андрей Воробьев)
Награда TAdviser IT-PRIZE за обеспечение качественной цифровой поддержки мер по борьбе с пандемией коронавируса присуждена губернатору Московской области Андрею Воробьёву. В 2020 году, когда на фоне пандемии нагрузка на поликлиники и больницы выросла в разы, в Подмосковье был запущен сервис дистанционного консультирования жителей региона врачами государственных медучреждений, интегрированный с порталом госуслуг.
Сервис telemed.mosreg.ru предлагает консультации с врачами поликлиники, а также специальное консультирование пациентов с COVID-19, которые ранее проходили лечение в стационаре. Долечивание больных, которых выписывают из ковидных госпиталей, очень важно для сохранения их здоровья. Как правило, у таких пациентов наблюдаются тяжелые хронические и сопутствующие заболевания.
Чтобы воспользоваться услугой, нужно через единый портал госуслуг (ЕПГУ) записаться на плановую либо экстренную консультацию. Далее ближайший врач может подхватить это обращение и проконсультировать пациента.
Консультация может проходить в трех форматах: видеозвонок, звонок на мобильный телефон и переписка в чате. Пациент выбирает нужный тип связи при заполнении заявки. После создания консультации можно добавить в чат документы, с которыми нужно ознакомиться врачу: медицинские выписки, анализы и т. д.
В планах тиражирование сервиса на другие регионы. По состоянию на конец года, по данным на едином портале госуслуг, сервис уже распространился на Белгородскую и Ростовскую области.
В мае 2020-го в Подмосковье был утвержден порядок организации медпомощи с применением телемедицинских технологий, а в октябре, на волне роста заболеваемости COVID-19, в регионе было усилено дистанционное консультирование выписанных из стационаров пациентов. Так, в октябре заработал центр телемедицинских консультаций на базе Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского. По данным регионального Минздрава, менее чем за месяц с момента открытия центр провел порядка 3,5 тыс. телемедицинских консультаций.
Подробнее о проекте здесь.
«Проект года на базе отечественного ПО» («Новые коммуникационные технологии»)
За реализацию проекта по импортозамещению офисного программного обеспечения в Федеральном казначействе награда TAdviser IT-PRIZE присуждена компании «Новые коммуникационные технологии». В рамках проекта отечественным пакетом «Р7-Офис». Профессиональный» обеспечены более 30 тыс. рабочих мест ведомства во всех регионах России. Партнером по внедрению выступала компания «Ланит».
В рамках проекта были проведены двухуровневое тестирование продукта и аудит всех информационных систем Казначейства, проведена оценка влияния смены офисного пакета в разрезе выполняемых функций. По итогам аудита и тестирования получены планы доработок офисного пакета и незначительных доработок части информационных систем.
В результате была обеспечена совместимость информационных систем Федерального казначейства с офисным пакетом. Разработчик «Р7-Офис» оперативно выполнил все необходимые доработки, и это позволило в короткие сроки перейти к эксплуатации.
Федеральное казначейство нацелено на максимальное выполнение утвержденных Правительством РФ планов по импортозамещению и переход в работе с документами на отечественные офисные продукты — это один из важных этапов по реализации нашей «дорожной карты». Смена офисного пакета — это комплексная задача, затрагивающая все системы и всех сотрудников Федерального казначейства. Благодаря слаженной работе команды наших ИТ-специалистов, оперативности обратной связи от вендора ПО и экспертизе по внедрению офисных пакетов интегратора нам удалось успешно реализовать запланированные мероприятия по данному проекту, - говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев |
Подробнее о проекте здесь.
«Отечественное ИТ-решение года» («Новые облачные технологии»)
Награду TAdviser IT-PRIZE в номинации «Отечественное ИТ-решение года» получила компания «МойОфис (ООО Новые облачные технологии)», разработчик офисного пакета «МойОфис». Команда с нуля создала платформу enterprise-уровня, в которую входят не только офисные редакторы, но и почтовое решение, календарь, контакты, хранилище, мессенджер.
«МойОфис» первым в мире из офисных редакторов внедрил аудиокомментарии. Они хранятся внутри документа и не передаются для расшифровки третьим сервисам. А в ближайшее время планирует запустить еще один продукт, написанный с нуля — распределенную и отказоустойчивую почту Mailion, способную работать с объемом до 1 млн корпоративных пользователей одновременно.
Продукты «МойОфис» работают на всех современных платформах, включая российские ОС AstraLinux, «Альт», «РедОС» и «Роса», а также могут применяться с компьютерами на базе процессоров «Эльбрус» и «Байкал».
В 2019 году количество проданных лицензий ПО выросло в 3,9 раза. Более 300 тысяч лицензий «МойОфис» разворачиваются в 19 федеральных органах исполнительной власти. Пользователями «МойОфис» уже являются крупнейшие российские предприятия и государственные органы: Управление делами Президента РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ФНС России, «Газпром», «Почта России», «Росгвардия», «Аэрофлот» и др. В 2020 году ГАС «Правосудие» переходит на «МойОфис» — федеральные суды общей юрисдикции во всех 85 субъектах РФ получат 12 650 лицензий продукта.
При этом продажи офисного пакета развиваются не только в России. В течение 10 лет 1 млн лицензий «МойОфис Образование» будут поставлены и внедрены в школьные и дошкольные учреждения Республики Камерун. Это первый в истории «МойОфис» прецедент экспортной поставки столь большого количества образовательных лицензий за пределы РФ.
Подробнее о «МойОфис» здесь.
«BI-проект года» (Polymatica)
Награда TAdviser IT-PRIZE в номинации «BI-проект года» присуждена компании Polymatica за проект по созданию системы мониторинга для внешних и внутренних пользователей с целью улучшения клиентского пути регистрации граждан в Единой биометрической системе (ЕБС), оператором которой является «Ростелеком».
ЕБС — федеральная цифровая платформа, которая позволяет идентифицировать человека по его биометрическим характеристикам. Она применяется для дистанционного и очного распознавания человека. Система призвана повысить безопасность операций и сделать их удобнее. Но после запуска ЕБС в клиентском пути были обнаружены проблемы: продолжительность регистрации биометрии в банках достигала 40-50 минут, что неприемлемо для клиентского сервиса.
Поставленная стратегическая цель: сократить время регистрации в банке до 7 минут, а успешность регистрации повысить до 97%. Чтобы разобраться с этой проблемой, систематизировать существующие данные, и в дальнейшем принимать решения, касающиеся развития ЕБС, на основе данных, было решено создать систему мониторинга. Она позволяет оценить эффективность работы, найти и устранить причины возникающих ошибок.
Для обеспечения сбора, обработки и хранения исходных данных и расчета показателей метрик использован ряд решений с открытым кодом, включая Hadoop, а при реализации аналитической платформы применены решения Polymatica и также ПО с открытым кодом – Pentaho.
В результате в мониторингу подключено 232 банка и 13 397 отделений (данные на ноябрь 2020 года). Информация о регистрации граждан в ЕБС поступает в систему мониторинга со всей страны. Время регистрации снизилось до 6 минут (план 7 минут), а успешность регистраций была повышена до 98-99% (план 97%).
Подробнее о проекте здесь.
«Проект года по созданию цифрового государственного сервиса для коммунальных предприятий» (Комитет по ценам и тарифам Московской области)
Комитет по ценам и тарифам Московской области награжден TAdviser IT PRIZE за проект по трансформации государственной функции по установлению тарифов в государственный цифровой сервис. По результатам проекта, который шел с января 2019 года по март 2020-го, было создано программное решение для 850 коммунальных организаций для расчета и подачи тарифной заявки и проведена автоматизация процессов Комитета по ценам и тарифам.
Комитет утверждает более 4 тыс. тарифных решений в год для организаций в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с мусором, транспорта, технологического присоединения к сетям, как для расчетов с населением, так и прочими потребителями (бизнес, бюджетная сфера и т.д.). Проект «Трансформация государственной функции по установлению тарифов в государственный цифровой сервис» был запущен для повышения внутренней эффективности Комитета и достижения целей государственной повестки.
Были поставлены такие задачи как создание цифровых сервисов для регулируемых организаций с целью сделать процесс получения тарифов и контроля проще и прозрачней, административное давление ниже; внедрение инструментов управления по целям в процесс установления тарифов с целью достижения положительных результатов по ключевым задачам комитета.
Также требовалось автоматизировать ключевые процессы Комитета с целью повышения производительности и снижения рисков ошибок и создать цифровые сервисы для граждан. Последнее – с целью сделать информацию о тарифах доступней для граждан и предоставить возможность самопроверки квитанции на оплату коммунальных платежей.
В числе полученных результатов – возможность для организаций взаимодействовать с комитетом онлайн, снижение отказов в регистрации заявлений организаций об установлении тарифов – с 25% до 1%; подача 50% тарифных заявлений в электронном виде (от общего количества). Также были созданы инструменты для сдерживание роста платы за коммунальные услуги населения и снижения/сдерживания платежей населения за коммунальные услуги наиболее дорогих поселений Московской области. Еще среди результатов – средний срок ответа Комитета на обращение граждан сократился с 30 до 12 дней, кратное уменьшилось количество ошибок, увеличилось количество проверяемых организаций бесконтактным методом и др.
Проект является частью цифровой трансформации Комитета. Подробнее здесь.
«Мобильное приложение года» («Диалог»)
Компании «Диалог» присужден TAdviser IT-PRIZE в номинации «Мобильное приложение года». Разработанное ею решение Dialog Enterprise — это мультиплатформенный мессенджер, который объединяет все коммуникации компании, позволяет выстроить эффективную совместную работу и обеспечивает полный контроль над корпоративными данными. Продукт доступен на операционных системах Windows, macOS, Linux, Android, iOS, Sailfish и «Аврора», а также через интернет-браузер.
Среди клиентов компании «Диалог» предприятия из нефтегазовой и банковской отрасли, а также из госсектора и оборонной промышленности. На базе Dialog Enterprise в 2019 году был создан «СберЧат» — сервис для общения и совместной работы сотрудников Сбербанка и компаний экосистемы.
Dialog Enterprise отвечает стандартам безопасности крупнейших предприятий и при этом имеет удобный интерфейс, схожий с приложениями, которые используются для общения в повседневной жизни (WhatsApp, Viber, Telegram). Обладает и привычными пользовательскими функциями, например: голосовые сообщения, статусы присутствия, смайлики и стикеры, удаление и редактирование сообщений.
Особенность продукта – в его микросервисной архитектуре, которая позволяет сделать корпоративный мессенджер центром защищенной цифровой рабочей среды предприятия любого масштаба, в том числе и с филиалами в разных частях страны.
Возможности решения в части организации коммуникаций и совместной работы включают:
- Персональные и групповые чаты;
- Обмен файлами;
- Информационные каналы;
- Аудио- и видеосвязь, включающая конференции и возможность подключения SIP-провайдеров;
- Чат-боты (для автоматизации бизнес-процессов и других задач);
- Подключение сторонних систем для организации совместной работы (офисные приложения «МойОфис», системы видеоконференцсвязи Cisco, TrueConf, VideoMost, Zoom).
Также мессенджер обладает широкими возможностями в части защиты данных, а его разработчик имеет лицензии ФСТЭК на разработку и техническую защиту конфиденциальной информации и лицензию ФСБ на разработку и распространение защищенных информационных систем. Dialog Enterprise включен в реестр отечественного ПО.
Подробнее о продукте здесь.