2023/12/18 14:54:56

Компьютерные и видеоигры (рынок Китая)


Содержание

2023

Государство вводит ограничения расходов и контента в онлайн-играх в рамках борьбы с игровой зависимостью

В декабре 2023 г Китай представил ряд новых мер по ограничению расходов и контента в онлайн-играх. В последние годы Пекин стремится бороться с игровой зависимостью.

22 декабря главный пекинский регулятор игровой индустрии опубликовал проект правил, направленных на борьбу с практикой, побуждающей игроков тратить больше денег и времени в Интернете. Среди прочего, они включают в себя запрет на вознаграждения за частые входы в игру, принудительные дуэли игроков и расплывчатый запрет на любой контент, который считается нарушающим государственную тайну.

Китайский рынок видеоигр за год вырос на 13% до 303 млрд юаней

Выручка от реализации видеоигр в Китае в 2023 году достигла 303 млрд юаней ($42,48 млрд по курсу на 18 декабря 2023-го). Это соответствует росту приблизительно на 13% по сравнению с предыдущим годом, о чем говорится в исследовании Государственной ассоциации игровой индустрии КНР (CGIGC), результаты которого обнародованы 15 декабря 2023-го.

В отчете отмечается, что доход от продаж игр на внутреннем рынке Китая в 2023 году впервые в истории превысил 300 млрд юаней ($42,06 млрд). При этом число китайских геймеров поднялось на 0,61% в годовом исчислении — до рекордных 668 млн, что больше, чем все население Северной Америки.

Выручка от реализации видеоигр в Китае растет

Возврат к росту является важным поворотным моментом для крупнейшего в мире игрового рынка. Снижение выручки от видеоигр в Китае началось в 2022 году на фоне усилий местных властей по борьбе с игровой зависимостью. Сообщается, что зафиксирован рост выручки от игр, созданных в Китае: в 2023-м она достигла примерно 256 млрд юаней ($35,89 млрд), что на 15% больше по сравнению с результатом за предыдущий год. Вместе с тем поступления от китайских игр на зарубежных рынках сократились в годовом исчислении на 5,65%, оказавшись на отметке $16,3 млрд.

В исследовании CGIGC также говорится, что игры в стиле аниме из Китая, такие как Genshin Impact (разработана компанией miHoYo Limited), становятся все более популярными, что способствует росту дохода. Продажи аниме-игр для смартфонов и планшетов в 2023 году подскочили на 31%, достигнув 31 млрд юаней (приблизительно $4,35 млрд). Восстановление игровой индустрии Китая положительно отражается на финансовых показателях местных участников отрасли. Среди них называются корпорация Tencent и компания NetEase, известная своим популярным игровым проектом Egg Party.[1]

Власти РФ и КНР договорились о поддержке выхода российских видеоигр на китайский рынок

В середине июня 2023 года появилась информация о том, что власти РФ и КНР договорились о поддержке выхода российских видеоигр на китайский рынок. В частности, сторнам удалось договориться о выделении квоты для своих проектов в рамках ускоренной схемы лицензирования.

Но представители рынка обеспокоены, что преимущества получат только крупные компании-разработчики РФ. Российские игровые платформы, как VK Play, хотят привлечь китайских игровые проекты на российский рынок, пишет «Коммерсантъ».

Власти России и Китая договорились о поддержке выхода российских видеоигр на китайский рынок

По словам источника издания, близкого к Правительству РФ, Россия и Китай уже договорились о поддержке российских видеоигр на китайском рынке. Собеседник издания в отрасли уточнил, что вопросом занимается Минэкономики. В Минэкономики сообщили, что совместно с Минцифры к середине июня 2023 года «прорабатывают спектр вопросов, направленных на развитие цифровой экономики и поддержку разработчиков креативных индустрий, включая компьютерные игры, в том числе по ряду международных направлений».

Разработчики игр еще в марте 2023 года просили правительство РФ упростить порядок доступа для выхода китайский рынок для российских проектов. По информации «Коммерсанта», число квот по российским проектам уже определена, где компании-разработчики смогут получить лицензии на рынке КНР по ускоренным процедурам. Отбором занимается Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игр, которую возглавляет директор VK Play Александр Михеев.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.3 т

Некоторые российские игровые проекты уже имеют лицензии в Китае, например Pixonic, входившая в My Games. Партнером Pixonic в Китае в 2018 году стал издатель iDreamSky. Для того, чтобы получить лицензию на китайском рынке Pixonic пришлось ждать около шести лет.[2]

Правительство России поможет российским разработчикам выпускать игры в Китае

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ поможет российским разработчикам выпускать игры в Китае. Об этом глава ведомства Максут Шадаев заявил 15 февраля 2023 года. Подробнее здесь.

2022

Спад рынка на 10,3% до $39,7 млрд

В 2022 году продажи игр в Китае упали на 10,3% в сравнении с 2021-м, до $39,7 млрд. Это первое падение рынка с 2003 года, сообщили в Ассоциации цифрового издательства Китая в середине февраля 2023 года.

По ее данным, индустрия находится под значительным давлением, и тут играют свою роль несколько факторов. От ограничений из-за пандемии COVID-19, до сильной конкуренции со стороны иностранных компаний на китайский рынок видеоигр, снижение трат пользователей, трудности в привлечении аудитории и другое. По мнению аналитиков, падение крупнейшего в мире игрового рынка говорит о том, что снизятся и доходы на глобальном рынке. С конца 2019 года власти Китая ввели целый ряд ограничений в отношении игрового рынка видеоигр, имеющий идеологическую направленность, и ограничивая время игры несовершеннолетних пользователей.

Китайский рынок видеоигр упал впервые за многие годы

Согласно отраслевому отчету китайской ассоциации, в 2022 году объем продаж видеоигр на рынке составил $39 млрд, что на 10,33% меньше, чем в 2021 году, согласно отчету, опубликованному Ассоциация цифрового издательства Китая. Общее число пользователей сократилось до 664 млн, что на 0,33% меньше, чем в 2021 году. Мобильные игры в 2022 году представляли 70% китайского рынка. И их прибыли снизились на 14,4% до $28,4 млрд. В 2022 году игры китайского производства показали еще один успешный год, собрав $17,3 млрд в зарубежных продажах. Хотя этот показатель снизился на 3,7% по сравнению с 2021 годом, падение было гораздо менее значительным, чем продажи на внутреннем рынке Китая.

В КНР, согласно отчету Ассоциации цифрового издательства, в видеоигры с одинаковым интересом играют и мужчины 51%, и женщины 49%. Среди геймеров больше всего людей в возрасте до 35 лет, игроки младше 25 лет составляют 36,7% от общего числа геймеров, а люди от 26 до 35 лет - 41,6%.

На фоне потрясений в китайской игровой отрасли в 2022 году по данным South China Morning Post, регулирующие органы на несколько месяцев прекратили выдачу разрешений на выпуск новых игр в конце 2022 году. Процесс возобновился лишь в середине января 2023 года, но теперь он занимает больше времени и обходится всем компаниям-разработчикам дороже.

По сообщению South China Morning Post, Китай имеет репутацию производителя прибыльных, вызывающих привыкание мобильных игр, но его игровые гиганты теперь стремятся создать высокобюджетные глобальные хиты, которые выдержат испытание временем. Крупнейшая в мире игровая компания Tencent по объему выручки, разрабатывает консольную игру класса ААА в своем филиале Lightspeed в Лос-Анджелесе. Ближайший конкурент Tencent в виде компании NetEase также занят разработкой и выходом своих продуктов на зарубежные платформы.[3]

В Китае впервые за полтора года выдали лицензии на выпуск иностранных игр

Национальное управление по печати и публикациям Китая (NPPA), регулирующее местный игровой рынок, предоставило ряд лицензий, необходимых для издания на территории страны проектов зарубежных компаний. Об этом стало известно 30 декабря 2022 года.

Всего регуляторы разрешили выпустить в стране 44 проекта, включая 7 игр от разработчиков из Южной Кореи. Например, в список попали соревновательный шутер Valorant от Riot Games и MOBA Pokemon Unite от The Pokemon Company.

Любая иностранная игра, прежде чем она станет доступной для более чем 700 миллионов игроков страны на всех платформах, должна быть «локализована» китайской компанией и проверена цензорами Пекина.

Последние лицензии в Китае выдали летом 2021 года, а осенью стало известно, что оформление новых заморожено. Ситуация стала причиной закрытия большого количества небольших студий и падения капитализации крупных компаний.

Вместе с выдачей 44 лицензий власти разрешили выпуск 84 игр, созданных местными компаниями. Это привело к росту стоимости акций Krafton, Kakao Games, Tencent, NetEase, ByteDance и других студий, выпускающих игры на китайском рынке[4].

Всего в 2022 году регулятор выдал 462 лицензии на отечественные видеоигры против 755 в 2021 году[5].

Примечания