Максим Захаренко, «Облакотека»:
Карантин прокладывает компаниям скоростную трассу в облака
Говорят, что из пандемии коронавируса мир выйдет обновленным. Профессионалы в сфере облачных технологий уверены, что в ходе этого обновления корпоративный сектор окончательно распрощается с облако-боязнью и распробует самые «вкусные» аспекты облачных технологий и сервисов. Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека», рассказал TAdviser, почему ИТ-жизнь во время и после пандемии будет связана с облаками.
Облака – это, по идее, один из вариантов «скорой помощи» компаниям, которые вынуждены в экстренном порядке организовывать удаленный режим работы для своих сотрудников. Вы заметили существенный рост интереса потенциальных клиентов к облачным сервисам?
Захаренко Максим: «Облакотека» – это, в первую очередь, платформа для партнеров - профессионалов ИТ-рынка: интеграторов, аутсорсеров, разработчиков, консалтеров и т.д. – все тех, кто ведет проекты цифровой трансформации клиентов. Сервисы платформы - это даже не столько, собственно, технологические услуги, то есть вычислительные мощности, хранилища, сети, безопасность, сколько совместные маркетинговые активности с партнерами, автоматизация деятельности партнеров, лидогенерация для партнеров, формирование отношений Partner-2-Partner.
Конечно, мы внимательно наблюдали за происходящими процессами. С появлением первых изолированных граждан возникли риски для бизнеса, ведь отдельные сотрудники выпадали из рабочего процесса. А дальше по аналогии с Европой замаячила угроза жесткого карантина, которая несколько позже реализовалась во многих субъектах РФ. Поэтому еще в середине марта мы выпустили специальное решение «Антикарантин» (anti-karantin.ru) и провели серию онлайн-мероприятий. Их цель - довести до своих партнеров риски карантинного режима для клиентов и необходимость оперативной миграции ИТ-инфраструктуры клиентов в надежное и доступное. Причем, мы призывали партнеров заняться этим, «пока не началось».
Клиенты вняли вашим предупреждениям?
Захаренко Максим: Не могу сказать, что клиенты быстро осознали все эти риски… Но у нас порядка 300 активных партнеров, и, конечно, с середины марта мы чувствуем существенный приток новых подписок.
Какие компании оказались наиболее расторопными и быстрее всех остальных занялись «антивирусными» мероприятиями: крупные или небольшие?
Захаренко Максим: Наши клиенты демонстрируют нормальное - в математическом смысле – распределение. Это означает, что у нас размещено определенное количество крупных корпоративных проектов, в том числе, размещающих ядро ИТ-инфраструктуры, и большое количество недорогих проектов из СМБ-сектора. Поскольку мы предоставляем финансовые каникулы на оплату наших услуг для пострадавших отраслей до 31 мая, то сейчас заметную часть притока составляют именно эти компании. Хотя есть немало организаций с достаточно стабильным бизнесом – он переносят в облако свою ИТ-инфраструктуру, чтобы обеспечить ее доступность и гарантированную работоспособность даже в случае полного отключения офисного ЦОДа.
Какие облачные сервисы оказались на настоящий момент наиболее востребованы дистанционными работниками разных компаний? Изменился ли интерес к комплексным решениям?
Захаренко Максим: На наши IaaS-сервисы партнеры переносят ИТ-инфраструктуры своих клиентов «как есть», то есть без изменения пользовательского опыта. То есть это те же самые рабочие столы сотрудников (профили с офисных рабочих станций), 1С, офисные пакеты, файловые сервера, правовые системы («Гарант», «Консультант»), офисные АТС, клиентское ПО банков, программы-клиенты коммуникационных сервисов и т.д. Такую миграцию можно подготовить менее, чем за сутки, а потом постепенно перенести данные, причем самые нужные системы могут начать работать из облака в тот же день.
Нет ли у вас ощущения, что коронавирус – будь он неладен! - стал неким драйвером цифровой трансформации?
Захаренко Максим: Это, безусловно, так. «Облакотеке» уже 8 лет, и все эти годы мы несли потенциальным потребителям мысль о том, что удаленная работа – это очень и удобно и экономически выгодно, а облако – это доступное, гибкое и безопасное ИТ-решение.
Дело двигалось. Но все же не так быстро, как могло. И тут неожиданно сложились такие внешние условия, которые просто заставляют компании принять эту модель: гибкое и доступное облако плюс удаленная работа с ним сотрудников. Как говорится, жизнь заставила, они сами пришли к тому, о чем мы говорили им в течение ряда лет.
Ваши призывы прежних лет, думается, были не теоретическими рассуждениями «о пользе облаков»? Ваша компания сама работала на облачных принципах?
Захаренко Максим: Конечно. Наша собственная ИТ-инфраструктура и практически все ресурсы находятся на этой же платформе, и до 70% сотрудников «Облакотеки» всегда работали удаленно, хотя все они штатные сотрудники. Еще в 2017 г. мы осуществили большой проект перевода клиентов и партнеров на ЭДО, после чего у нас остались буквально единицы клиентов с бумажными актами. Иными словами, самой нашей компании в связи с карантином вообще ничего не пришлось менять.
Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее об аспекте безопасности удаленной работы. Какие угрозы могут подстерегать дистанционных работников? Какие решения могут обезопасить их деятельность?
Захаренко Максим: Безопасность в облаке - это мой любимый вопрос. Возьмем такие составляющие безопасности, как целостность и доступность данных. Сегодня сравнивать по этим параметрам облачный ЦОД и корпоративную ИТ-инфраструктуру в офисе почти неприлично…
???!
Захаренко Максим: Судите сами. С одной стороны, мы имеем ИТ-инфраструктуру, развернутую в крупном системообразующем ЦОДе с десятками магистральных каналов. Этот ЦОД будет работать в любой карантин, потому что без него не смогут функционировать многие критически важные предприятия, деятельность которых нельзя остановить. С другой стороны - офисный ЦОД, который уже опечатан в связи с введением строгого карантина, и остается только гадать, что там выключат в первую очередь: электропитание или интернет.
А риски нарушения конфиденциальности корпоративных данных? Многие клиенты опасаются передавать свои ИТ-системы и корпоративные данные чужому дяде, владеющему облаком.
Захаренко Максим: Знаете, бытует опасное заблуждение: если к данным, хранящимся на компьютерных устройствах в офисе, у посторонних лиц нет физического доступа, то они в безопасности. На самом деле данные на физических носителях давно никто не выносит тайно через проходную бизнес-центра. Все кражи данных происходят удаленно, если есть хоть какое-то подключение к интернету. Важные данные в офисе обычно разложены где-то между сервером и толстыми клиентами – ноутбуками, а средства защиты сильны настолько, насколько хватило денег, то есть слабые. Хорошо, если продлена лицензия на антивирус, и стоит хоть какой-то firewall. Совсем хорошо, если за последний год кто-то хотя бы раз проверил, восстанавливаются ли бекапы ИТ-системы.
В облаке все по-другому. Все данные находятся внутри четкого контура. Доступ к данным осуществляется только через интернет, а значит, есть возможность эффективного внедрения DLP-системы для клиентов, особо обеспокоенных ограничениями доступа к их данным. Доступа к гостевым машинам у провайдера нет, администрированием занимается тот же специалист, что в офисе. Широкий выбор сервисов ИБ, построенных на профессиональных средствах, в совокупности с системой обязательного бекапа, дают возможность построить реальную систему безопасности за разумные деньги.
Звучит убедительно. К чему тогда нужно быть готовым компаниям, которые решили быстро переехать в такое надежное и безопасное облако? Какие сложности могут проявиться, и как их минимизировать?
Захаренко Максим: Скажу так: если не тащить «толстого» клиента сотруднику домой, и не пытаться строить VPN в офисный ЦОД, то технических сложностей просто не существует. Как только рабочий стол со всеми приложениями и настройками перемещается с корпоративного ноутбука в облако, управление такими пользователями осуществляется администраторами удаленно.
Влияет ли на качество удаленной работы конкретный вид домашнего компьютерного устройства?
Захаренко Максим: В качестве «клиента» дома или в дороге можно использовать любое устройство с экраном, хоть допотопный «486-й компьютер». На нем нужно поддерживать только запуск встроенного терминального клиента. Если домашний ноутбук вышел из строя, а работа стоит, - взял у жены ее ноут и продолжил работу с того же места, на котором остановился. Проблемы здесь исключительно управленческие.
Если, скажем, руководитель всю жизнь ставил задачи устно, вызывая сотрудников в кабинет, то теперь ему придется научиться это делать через Microsoft Teams или Zoom. Правда, ограничиться только этими средствами не удастся, ведь в режиме всеобщей «удаленки» нужно уметь контролировать, как сотрудники выполняют свою ежедневную работу.
Это, действительно, становится проблемой при переходе на «удаленку»: эффективность рабочих процессов падает. Что посоветуете компаниям в этой части, исходя из вашего опыта?
Захаренко Максим: В теории все достаточно просто. Надо поставить себе цель: измерять только результат и даже не пытаться контролировать процесс. Если вы начальник отдела продаж, то используйте АТС с записью разговоров и любую, хоть самую простейшую, CRM-систему. Тогда вам не понадобится спрашивать каждый день, сколько звонков сделал тот или инок сотрудник, и что он услышал в ответ. Вы будете видеть в конце дня отчет с возможностью прослушивания выбранного разговора. Если у вас есть служба поддержки, то используйте любую тикетную систему, в которой будете анализировать скорость реакции и уровень ответов. Соответственно, если таких систем у вас нет, а разбираться в этом не хочется, то обратитесь к профессионалам. Многие системы весьма просты в начальном внедрении. Но без автоматизации, то есть работать, как раньше, в устной манере, в формате удаленки будет на порядок тяжелее, если вообще возможно. Не рассматривайте путь сохранения аналоговых процессов при удаленной работе.
Если поддержка удаленной работы приводит к повышению эффективности бизнеса за счет ИТ, вряд ли компании откажутся от этого формата организации бизнес-процессов после того, как пандемии коронавируса завершится?
Захаренко Максим: Конечно, и очень на это рассчитываю! Карантин снимет фобии удаленной работы, научит как руководителей, так и специалистов, взаимодействовать удаленно, а значит, рынок труда существенно изменится. Московская компания сможет нанимать сотрудников из регионов постоянно или под конкретные проекты, что во многих случаях оказывается эффективнее.
Для обеспечения всех этих взаимодействий понадобятся гибкие и доступные облачные сервисы, а также удаленное обслуживание клиентов облачными интеграторами – профессионалами – они будут работать на обновленном облачном ИТ-рынке.