Западное облачное решение сегодня - источник боли для бизнеса. Возможно ли заменить Jira, Slack и SalesForce на российское ПО?
С началом специальной военной операции на Украине наша страна получила не только максимально широкий набор всевозможных санкций со стороны Евросоюза, США и некоторых других стран, но и столкнулась с массовым "исходом" с российского рынка западных ИТ-компаний. Одни просто свернули работу, оставив без поддержки текущих клиентов. Другие отказались продавать свои продукты и продлевать существующие лицензии. Одним из наиболее очевидных вариантов выхода из сложившейся ситуации может стать миграция на российские программные решения. Об этом TAdviser поговорил с Денисом Селезневым, генеральным директором компании «Первая форма»
В каких ИТ-решениях наметилась острая необходимость, в связи с антироссийскими санкциями, взлетом курса валюты, и, самое главное, уходом множества зарубежных вендоров с российского рынка?
Селезнев Денис: До наступления новой реальности, в которой мы с вами оказались, у бизнеса были очень популярны сервисы для организации совместной работы и распределенных команд. Они использовали современные технологии видеоконференцсвязи, обмена сообщениями и выстраивания процессов взаимодействия между сотрудниками, которые продолжают работать удаленно. Благодаря пандемии получила широкую популярность тема гибридного офиса. Эта история никуда не делась, многие сотрудники привыкли работать из удобной для них локации. Перевести всех сотрудников обратно в офис уже невозможно. Компании научились и привыкли работать по-другому, экономя на аренде и перестраивая свои рабочие процессы. Неважно, где находится сотрудник, главное, чтобы он был в онлайне, быстро отвечал и реагировал на рабочие задачи и вопросы. Отсюда рост популярности таких облачных сервисов, как Zoom, Microsoft Teams, Skype for Business, Slack, а также облачных версий Jira, Trello и многих других систем для автоматизации проектной работы, как, например, Asana, Monday и т.д., CRM-систем Salesforce, SugarCRM, ZohoCRM. Фактически, любое популярное западное облачное решение сегодня - это источник боли и беспокойства для российского бизнеса.
Какие риски это несет для новых и для существующих пользователей?
Селезнев Денис: Тут можно говорить о нескольких проблемах. Кто-то из заказчиков задумывается о срочной перестройке бизнес-модели, кто-то думает об элементарном выживании, кто-то, напротив, стремится развиваться и захватывать освободившиеся после ухода западных игроков рыночные ниши. Чем бы ни занимался бизнес, если он не «тихо ползет к кладбищу», то рабочие процессы, как «живые», так и гибридные, где-то должны осуществляться. Но происходить им уже и негде по нескольким причинам. Во-первых, многие вендоры отказывают российским клиентам в использовании своих приложений. Например Slack отказал многим владельцам корпоративных учеток в доступе к своей информации, а у кого-то просто пропали переписки в рабочих пространствах. Во-вторых, даже если они не отказывают текущим заказчикам из России, остается вопрос оплаты. Раньше корпоративные аккаунты оплачивались с помощью карт Visa и MasterCard. Российские представительства зарубежных компаний и большие магазины софта умели обслуживать подписки на услуги западных вендоров.
Все мы знаем, если вовремя не продлить подписку на те или иные зарубежные приложения, можно столкнуться с ограничением их работоспособности. В каких-то приложениях мы просто не можем создавать новые данные, а в каких-то можем лишиться доступа к уже существующим данным. Фактически, наши бизнес-данные оказываются в заложниках у сложной политической ситуации. Да что уж говорить, наши личные задачи и процессы под угрозой. Например, мои близкие используют Microsoft Office по подписке Office 365, которую больше невозможно оплатить. Это значит, что через какое-то время пользоваться Word и другими приложениями будет невозможно. Конечно, если мы заранее приобрели лицензию On-Premise и развернули западные решения внутри нашей инфраструктуры, в своем частном облаке, то мы, как минимум, лишаемся поддержки и обновления. К тому же многие современные системы не смогут работать с устаревшими версиями браузеров. А если отказаться от обновления браузеров, моментально возникнут проблемы с информационной безопасностью. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Бизнесу надо работать, а работа оказывается под угрозой. Федеральная резервная система США арестовала золотовалютные резервы ЦБ РФ, а любой облачный вендор может арестовать наши данные. Согласитесь, это пугающая перспектива. Много лет мы говорили о необходимости иметь свои данные в своих руках. Предупреждения об опасности цифровой гегемонии мировых ИТ-гигантов тоже звучат уже много лет, но вот сегодня эти апокалиптические сценарии начинают воплощаться в жизнь, и российскому бизнесу необходимо очень серьезно задуматься над тем, чтобы ключевые бизнес-процессы находились в собственных руках. Иначе под вопросом окажется само существование бизнеса.
Легко ли найти альтернативу на российском рынке для таких решений?
Селезнев Денис: Наша ИТ-индустрия и регулирующие органы давно подумали о необходимости собственной компетенции и собственных программных продуктов, которые позволят стране существовать в случае реализации самых, казалось бы, несбыточных сценариев. Существует Реестр отечественного ПО, в который входят продукты нашей компании. Существует Реестр российских ИТ-компаний, оператором которого также является Минцифры. Мы туда тоже входим. На российском рынке можно найти немало решений, которые помогут бизнесу снизить риски. Так что альтернативные решения есть. У каждого из них свои особенности, но все они, так или иначе, позволяют бизнесу продолжить свою работу. Это и ВКС, и автоматизация бизнес-процессов, и средства обмена сообщениями и организации совместной работы, и системы управления бизнес-процессами. Компания «Первая форма» входит в Топ-10 разработчиков BPM систем на российском рынке. Все то, что использует бизнес в виде сторонних западных облачных сервисов, может быть развернуто и в составе нашего решения на собственных серверах заказчика, либо на ресурсах российского облачного провайдера. Так что бизнес сможет не просто спокойно работать дальше, но и продолжать развиваться.
Насколько миграция с зарубежных систем на российские аналоги может быть бесшовной? Что требуется от заказчиков, которые примут решение о такой миграции?
Селезнев Денис: Переход с одной информационной системы на другую не может быть полностью безболезненным. Интерфейс, функции, экранные формы - все это может отличаться. Для пользователей, долгое время работавших с одной системой, не так просто адаптироваться к другой. Неминуемо придется привыкать к новой логике работы приложений. Но в нынешней реальности, когда изменились приоритеты, глаза, как говорится, боятся, а руки делают. Процесс миграции данных - это технологическая задача. Нужно планировать ресурсы на ее выполнение, предусмотреть необходимые операции для обеспечения миграции. Но это не политические, а технические задачи. Тут нет нерешаемых вопросов. Нужно просто работать. От заказчика потребуется четкая приоритезация сроков - старта работы сотрудников в новой системе, добавления доступов, подключения архивов и внешних систем контрагентов, если это необходимо и т.д. Нет нерешаемых проблем, есть задачи, которые надо выполнять. Например, перенести данные из Slack в свою собственную инфраструктуру можно за несколько дней. Настроить процесс разработки ПО из Jira – за неделю. Организовать рабочие чаты и ВКС связь для замены MS Teams на собственных серверах или в российском облаке – за несколько часов. И в дальнейшем можно обеспечивать поддержку и развитие этих решений своими силами, без риска потерять данные и рабочие процессы.
Зарубежные продукты, например MS Teams, интегрируются в другие продукты (MS Outlook и т.д.). В итоге заказчик получает комплексное решение. Как в этой ситуации работают отечественные аналоги?
Селезнев Денис: Общепринятая тенденция развития функциональности информационных систем за последние годы была следующей: за каждую функцию отвечало одно приложение. Современный ИТ-ландшафт западных систем таков, что для каждой задачи существует отдельное самостоятельное приложение. В итоге нам приходится использовать бесконечное количество приложений, каждое из которых стоит каких-то денег в месяц или год за пользователя, а также великолепные механизмы интеграции, которые связывают эти программы друг с другом. Мы как-то посчитали, обеспечить одного пользователя полным набором необходимых для работы приложений стоит 100 - 150 долларов в месяц. Но уже 24 февраля, когда начались всем известные события, мы увидели, что на рынке имеются отечественные решения, которые позволяют закрывать все эти потребности в рамках одного программного продукта. Конечно, интеграция в каких-то случаях нужна, однако в рамках ПО от нашей компании можно управлять задачами, согласовывать документы в рамках ЭДО, организовывать чаты между сотрудниками, работать с интерактивными kanban-досками, управлять циклами продаж в CRM, демонстрировать руководителю дашборды с финансовыми показателями, устраивать сеансы ВКС и многое другое. Все это мы можем делать не только в десктопных, но и в мобильных приложениях, мы присутствуем во всех популярных магазинах ПО, в том числе и в магазине приложений компании Huawei. В рамках единого комплексного решения у нас работают подсистемы, которые бесшовно связаны между собой. По такому принципу мы работаем уже последние 15 лет.
Нельзя не отметить и еще один важный момент. Мы в компании «Первая форма» всегда предоставляли заказчикам полностью открытый исходный код всего приложения. Доступ к исходному коду, во-первых, дает заказчику уверенность в том, что в ПО нет закладок, а во-вторых, предоставляет приложение полностью в распоряжение заказчика. Думаю, вы понимаете, насколько это важно в наше время, когда все боятся любого подвоха со стороны зарубежного разработчика.
Насколько сотрудники российских ИТ-компаний обучены и компетентны, чтобы поддержать заказчиков в такой сложной и неординарной ситуации, которую все мы наблюдаем сегодня, могут ли они уделить достаточное количество времени в условиях нынешнего ажиотажа?
Селезнев Денис: Дефицит ИТ-кадров на рынке - проблема многолетняя и постоянная, как погода. Ситуация усугубляется и за счет того, что ИТ-индустрия была заполнена приложениями и технологиями, ориентированными на западных ИТ-гигантов, а также на крупных российских заказчиков. На интересы средних и небольших компаний мало кто обращал внимание. Микросервисы, искусственный интеллект, машинное обучение, DevOps и другие новомодные слова не помогают нам сегодня решить конкретную задачу: как помочь коммерческим компаниям, государственным структурам, институтам развития и другим организациям продолжить работу в нынешней ситуации. Рекомендация здесь одна: выбирать решения для миграции максимально быстро, а также ориентироваться на продукты, предъявляющими минимальные требования к квалификации специалистов, обеспечивающими их поддержку. Такие решения есть. Например, на продукты нашей компании можно переезжать силами сотрудников самого заказчика. Мы готовы их обучить за считанные часы.
Что компания «Первая форма» может уже сегодня предложить заказчикам, которые хотят осуществить миграцию с зарубежных продуктов?
Селезнев Денис: Как я уже говорил, мы готовы уже сегодня предложить системы организации совместной работы и корпоративных коммуникаций, заменяющие Slack, MS Teams, включая мобильные приложения, системы управления задачами, заменяющие Jira и Trello, системы CRM, заменяющие SalesForce, SugarCRM, ZohoCRM и MS Dynamics CRM, а также решения для внутрикорпоративного и межкорпоративного электронного документооборота с поддержкой ЭЦП. Также в нашем портфеле инструменты для управления проектной деятельностью и отчетность с дашбордами для руководителей.
Читайте также
В феврале 2022 года Денис Селезнев рассказал TAdviser о компетенциях Первой формы в области электронного документооборота, мобильных приложений для бизнеса, а также CRM-решении своей компании.