Дмитрий Пенязь, OpenYard: Мы живем во времена бэби-бума на российском ИТ-рынке
За последние несколько лет российский ИТ-ландшафт пережил немало метаморфоз: уход зарубежных компаний, появление новых игроков, ужесточение требований регуляторов и многое другое. Все эти факторы оказали влияние на формирование трендов отечественного ИТ-рынка, о которых в интервью TAdviser рассказал руководитель отдела продуктов и решений OpenYard Дмитрий Пенязь.
Отечественный ИТ-ландшафт существенно видоизменился за последние 3 года. Как вы охарактеризуете его текущее состояние?
Дмитрий Пенязь: На российском ИТ-рынке произошел настоящий бэби-бум: появилось множество молодых компаний с похожими бизнес-задачами и направлением деятельности. Все они нацелены на один и тот же сегмент решений. Это состояние рынка чем-то напоминает этап становления информационных технологий и первые шаги к массовому производству вычислительной техники.
Мы стали свидетелями того, как рынок открывает и создает себя заново: появляется много новых разработчиков, вендоров, производителей. Каждая компания ищет место под солнцем и свою нишу. Эти процессы, разумеется, приведут к победе так называемой экономики масштаба, которая предполагает значительное укрупнение производственных мощностей.
Это в свое время произошло на зарубежном рынке: появление новых игроков не может быть бесконечным. Рано или поздно рынок начинает консолидироваться, объединяться, сегментироваться. В свое время таким образом рынок завоевали Coca-Cola, Apple, Microsoft и так далее, сильные игроки стали лидерами, мелкие компании либо стали частью корпораций, либо прекратили свое существование. Консолидация — естественное продолжение бэби-бума, который мы наблюдаем.
В разработке программных решений этот процесс будет проходить менее болезненно. Программное обеспечение — нематериальный актив, он не привязан ни к материальному запасу, ни к компонентам. Ключевую роль в разработке ПО играют кадры и вычислительные мощности.
Консолидировать рынок аппаратных решений будет значительно сложнее. Во-первых, этот процесс займет больше времени: сначала компании задумываются о кооперации, далее сформируются технологические альянсы и только затем выстроится диалог. Во-вторых, российские компании, в отличие от мировых лидеров, ограничены географией.
Получится ли в итоге консолидировать российский ИТ-рынок?
Дмитрий Пенязь: Конечно, «экономика масштаба» одержит победу над условно контролируемым хаосом, который мы наблюдаем сейчас. Сначала произойдет сегментация рынка на разных уровнях: на географическом, регуляторном, возможно даже на уровне разработки отдельных компонентов или технологических элементов. Инженерное сообщество ратует за то, чтобы отечественные компании собрались за столом переговоров и объединили усилия во имя унификации. Возможно, благодаря таким встречам появятся новые стандарты — они также сильно помогут в сегментации производителей аппаратных решений и защите интересов и инвестиций заказчика.
Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется на то, чтобы произошли эти изменения?
Дмитрий Пенязь: По моим оценкам, на завершение консолидации потребуется не менее 5 лет. За этот период так называемый «видовой отбор», определяется очевидные лидеры рынка и произойдет разделение технологических элементов между ключевыми поставщиками. Такая экономическая модель позволит рынку объединиться, эффективно взаимодействовать и оправдать расходы на исследования и разработку. Это же поможет полноценно реализовать «экономику масштаба».
Рецепт успеха прост: лидерами станут те компании, которые раньше всех успели поймать волну замещения зарубежных продуктов и вендоров, извлекли максимум из опыта взаимодействия с ними и получили качественную помощь от государства и инвесторов.
Есть ли яркие достижения у российских вендоров? Чего удалось достичь за эти годы?
Дмитрий Пенязь: На мой взгляд, российским компаниям эффективнее всего удалось решить вопрос поддержки. В первые дни после ухода зарубежных вендоров заказчики столкнулись с необычной ситуацией: инсталлированная база есть, контракты есть, а поддержка как таковая отсутствует. Несмотря на сложности, отечественные заказчики быстро адаптировались, поддержка нашлась — в России эта экспертиза есть. Однако деньги, уплаченные за контракты, к сожалению, получилось вернуть не всем.
В аппаратном обеспечении также есть свои успехи. Российские производители быстро решили вопрос логистики, хотя вопрос прогнозирования сроков все еще находится в подвешенном состоянии. Из-за усложнения логистических путей составить точный прогноз отгрузок пока что затруднительно, но и в этом направлении можно работать над оптимизацией.
Как меняется спрос на серверное оборудование? Есть ли яркие тренды?
Дмитрий Пенязь: Бэби-бум на рынке вычислительной техники осложняет выбор для заказчиков. Работать с разношерстным пулом российских вендоров непросто. Но и здесь есть выход — технологические альянсы. Мы в OpenYard придаем большое значение совместимости программных продуктов и аппаратного обеспечения. Если раньше заказчики любили все декомпозированное, то сегодня, в 2025, кристаллизовался запрос на комплексные решения. Такой подход позволяет эффективно работать с требованиями регуляторов и необходимым стеком.
Вдвойне интересно наблюдать за тем, как растет и развивается направление разработки программно-аппаратных комплексов — индустриальных требований для ИТ-инфраструктур разной сложности и размера. ПАК, имеющий в своей основе внесенные в реестр «железо» и ПО, — это хорошее решение для максимально быстрых внедрений экономически оптимизированных конфигураций с поддержкой комплекса «из одного окна» от поставщика.
В меньшей степени, кстати говоря, изменения на рынке повлияли на крупные ИТ-инфраструктуры, тех самых гиперскейлеров, чей среднегодовой прирост серверного оборудования составляет свыше 1000 единиц. Такие компании с самого начала были владельцами технологического стека решения, поэтому для них переход произошел максимально гибко.
Высок ли потенциал ПАКов? Почему производители ориентируются именно на эти продукты?
Дмитрий Пенязь: Программно-аппаратные комплексы одинаково удобны для производителей и заказчиков. Если оборудование успешно прошло тестирование на совместимость, почему бы не реализовать комплексный продукт, который закроет множество потребностей одновременно. Во-первых, ПАКи разрабатываются для наиболее востребованных решений из мира автоматизации и именно на них логично ориентироваться при построении стратегии развития. Во-вторых, производитель и разработчик получают налоговые преференции, что тоже большой плюс. В-третьих, ПАК — это оптимизация закупочного процесса. Декомпозированные решения, как правило, сложнее во внедрении и обслуживании, а при покупке ПАКа все происходит в режиме одного окна. Поэтому однозначно можно сказать, что ПАК как тренд обладает высоким потенциалом, потому что одинаково эффективно решает цели и задачи и поставщиков, и потребителей.
Можно ли сказать, что несмотря на изменения в геополитической ситуации и рост стоимости эксплуатации ИТ-инфраструктур, спрос на вычислительные мощности вырос?
Дмитрий Пенязь: Этого не могло не произойти. Мы живем в эпоху четвертой промышленной революции. Во времена повсеместного распространения электричества невозможно было представить успешное и эффективное производство, которое не использовало бы электроэнергию. Также и сегодня: без цифровизации и внедрения новых технологий (ИИ, машинное обучение и т. д.) развитие бизнеса невозможно в принципе. Если компания не следует трендам индустрии 4.0, она остается за бортом.
Цифровизация требует кратного увеличения вычислительных мощностей. Конечно, от заказчика к заказчику критерий успеха будет меняться. Но задача у всех общая — построить эффективную, качественную и надежную ИТ-инфраструктуру, которая отвечает запросу на цифровое развитие и технологическую независимость.
Производство основы для инфраструктуры также должно быть эффективным — с включением необходимых методологий и процессов контроля качества, использованием современного оборудования и возможностью гибко подходить к потребностям заказчика.
Существует мнение, что ИТ-инфраструктуры постепенно будут уходить в облако. Как вы оцениваете потенциал облачных технологий? Могут ли они стать качественной альтернативой для владельцев физических ИТ-инфраструктур?
Дмитрий Пенязь: Облако не заменит физическую инфраструктуру, всегда будет отрасль, бизнес или конкретная компания, которая предъявляет повышенные требования к безопасности. Будет баланс между технологиями. К тому же будет расти интерес к тому, чтобы балансировать между двумя форматами в рамках одного бизнеса, разрабатывать различные сценарии взаимодействия облака и физической инфраструктуры.
Растущая популярность облачных технологий оказывает влияние на производителей инфраструктурных компонентов — меняется подход как к аппаратному обеспечению с точки зрения минимизации общей стоимости владения при фокусе на удобство обслуживания и ремонтопригодность, так и микрокодам с точки зрения упрощения и оптимизации. Облака привлекают заказчиков удобством эксплуатации. Тот же принцип тестируют и производители в стремлении приблизиться к удобству облачной и коммунальной модели: разрабатывают порталы для заказа услуг, меняют финансовые модели, пробуют формат оплаты по потребленной мощности.
Как краткий вывод о синергии облачной и локальной модели, разберем на бытовом примере: даже при наличии постоянного доступа к электросети, вы наверняка купите дополнительный генератор, чтобы обезопасить себя и электроприборы в случае сбоя, а вот баланс того и другого зависит от деталей.
Что будет определяющим фактором развития производителей «железа» в ближайшие годы?
Дмитрий Пенязь: В первую очередь это доступ к технологиям — либо бесплатно, либо на коммерческой основе, но он необходим для равномерного и постоянного развития. Возможность и способность контролировать качество продукции — разработка методологий и дополнительного программного обеспечения для автоматизации данного процесса. Чтобы отвечать потребностям рынка, обязательно тесно взаимодействовать с заказчиками, уметь предсказывать и прогнозировать то, что будет необходимо сегодня, завтра и через несколько лет.
И, конечно, решение кадрового вопроса. Если есть технологии, понимание рынка и методология контроля качества, но нет компетентных кадров, все остальные факторы теряют свою ценность и смысл. Люди — главный капитал любого производителя.