Электронные книги (рынок России)
Основная статья: Электронные книги (рынок России)
2023: Российские книжные сервисы начали использовать нейросети для озвучивания книг
23 января 2023 года стало известно о том, что российские книжные сервисы начали использовать нейросети для озвучивания книг. В частности, таким проектом занимается портал «Строки» (принадлежит МТС), который до конца 2023 года собирается озвучить более 10 тыс. произведений с помощью искусственного интеллекта MTS AI. Подробнее здесь.
2022: Сокращение рынка на 3-5% до 3,3 млрд рублей
Объем российского рынка аудиокниг в 2022 года составил 3,3 млрд рублей, что на 3-5% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют обнародованные в мае 2023 года данные группы «ЛитРес» (объединяет сервисы «ЛитРес», MyBook, Livelib, «ЛитРес: Самиздат», «ЛитРес: Чтец» и «ЛитРес: Библиотека»).
Рост выручки «ЛитРеса» в 2022 году тогда тоже замедлился - +15% против +27% в 2021 году. Как пишет «Коммерсантъ», замедление роста выручки коснулось не только «ЛитРеса»: директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов говорит, что одной из причин провала первого полугодия прошлого года стали проблемы с оплатой. В частности, основным фактором было отключение платежей в магазинах приложений App Store и Google Play. Из-за этого отток пользователей на себе ощутил и сервис «Букмейт».
Совладелец группы компаний «Эксмо-АСТ» Олег Новиков в разговоре с «Ведомостями» сообщил, что продажи аудиокниг в РФ по итогам 2022 года снизились на 11%. Объем всего рынка цифровых книг за 2022 год он оценил в 11 млрд рублей, что, по словам, Новикова, соответствует показателю годичной давности.
После ухода Storytel из России (приложение перестало работать в РФ с 1 октября 2022 года) на рынке аудиокниг образовалась свободная ниша. Её активно начали заполнять в первую очередь «Яндекс» и «Строки», отметил экс-глава Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Собеседник «Коммерсанта» на рынке аудиокниг подтверждает, что внедрение ИИ стало катализатором роста рынка. По его словам, многие не столь популярные произведения были озвучены именно с помощью искусственного интеллекта. В частности, это касается малоизвестных романов и нон-фикшена, не требующих «театральной» обработки.[1]
2020
Роспечать: электронные и аудиокниги будут облагаться льготным НДС в 10%
2 сентября 2020 года в Роспечати сообщили, что электронные и аудиокниги будут облагаться льготным НДС в 10%. Заместитель руководителя ведомства Владимир Григорьев связал эту инициативу с усилиями по поддержке издателей книг и периодики в условиях пандемии коронавируса COVID-19.
Представитель Роспечати сообщил, что проект постановления о введении льготной налоговой ставки на добавленную стоимость для электронных и аудиокниг к началу сентября 2020 года согласован в Минкомсвязи и Минэкономразвития, после одобрения министерством финансов постановление вступит в силу. Подписание документа состоится через 1-2 месяца, после чего «мы будем поздравлять наши платформы, распространяющие электронные и аудиокниги», отметил он.
В разгаре пандемии мы предприняли целый ряд усилий для внесения в перечень видов периодических печатных изданий книжной продукции, связанной с культурой, облагаемой при реализации налоговой льготой на добавленную стоимость в размере 10%, добавив туда аудиокниги и электронные книги», — сообщил Григорьев (цитата по «Интерфаксу»), добавив, что «это хорошая помощь. |
С 2019 года обычный НДС составляет 20% от цены товара.
В конце марта 2020 года издатели книг и периодики, распространители и полиграфисты попросили у правительства помощи, пожаловавшись на убытки из-за пандемии коронавируса. Они ссылались на ухудшение ситуации в экономике, девальвацию рубля и падение покупательской способности, а также на закрытие книжных магазинов.
По прогнозам Российского книжного союза, объем рынка книг в 2020 году в лучшем случае сократится на 25% или на 15 млрд рублей. В первом полугодии отрасль не досчиталась 12-13 млрд рублей доходов из-за коронавируса, за то онлайн-продажи книг увеличились на 30-40%.[2]
Самые популярные чтецы аудиокниг
По оценкам экспертов, сегмент аудиокниг в России по состоянию на январь 2020 года быстро развивается.
Формат современных аудиокниг в это время весьма разнообразен: произведение может озвучивать один или несколько (как правило, двое) актеров, озвучка может сопровождаться звуковым рядом (музыкой, аудиоэффектами и тому подобное). Читать произведение могут профессиональные актеры и дикторы, любители и даже сами авторы. В России очень популярны озвучки в исполнении:
- Сергея Чонишвили,
- Александра Клюквина,
- Александра Бордукова,
- Алексея Борзунова,
- Всеволода Кузнецова.
На итоговую стоимость озвучки влияет популярность чтеца, использование дополнительных эффектов, длительность аудио, уровень студии звукозаписи.
Какую литературу слушают в России
Данные социологического опроса показывают, что большинство пользователей (89%) слушают аудиокниги со смартфона. Чаще всего записи слушают в машине (50% респондентов), дома (44%) и на улице (30%). Средний возраст аудитории, готовой платить за контент максимальные суммы (300–500 рублей), — от 35 до 44 лет.
Рассуждая о том, конкурируют ли аудиокниги с традиционными бумажными изданиями, большинство специалистов сходятся во мнении, что у этих форматов разные потребители и разные цели. Часть людей совмещает два способа знакомства с книгой, например: дома читает бумажную версию, а в дороге слушает аудио. Одновременный выпуск аудиокниги и печатного издания нередко дает синергетический эффект, и книга становится более популярной, чем издания, вышедшие в одном формате.
Кроме того, для издателей аудиокниги — это способ сохранить часть аудитории, у которой привычка к чтению зависит от обстоятельств. Например, раньше человек ездил на работу на общественном транспорте и читал в дороге. Потом поменял место работы или начал ездить на машине. Возможности читать у него уже нет, но осталось желание получать информацию или следить за интересными сюжетами. Если такому человеку вовремя предложить аудиокнигу, велика вероятность удержать его как клиента.
Если говорить о жанровых предпочтениях, россияне чаще слушают научно-популярную литературу по бизнесу, саморазвитию, здоровью, психологии. Издатели связывают это с тем, что такая литература содержит много «воды», и специально тратить время на нее многим жалко. В то же время такие книги удобно слушать фоном во время каких-то занятий: на прогулке, на беговой дорожке, за рулем, во время уборки. Художественная литература требует больше внимания, там приходится следить за сюжетом, и если что-то пропустил — перематывать назад. Поэтому ее доля среди аудиокниг ниже. По оценкам издателей, среди художественных аудиокниг слушатели отдают предпочтение фантастике, фэнтези и детективам.
По мнению специалистов, главная сложность при продаже контента — борьба со стереотипами. Многие люди до сих пор по разным причинам не готовы платить за контент, если у них есть возможность найти его бесплатно, даже если он окажется нелегальным. Поэтому эксперты считают, что задача продавца — предложить такую цену, чтобы человеку было проще заплатить некую разумную, по его мнению, сумму, и получить быстрый доступ к нужной информации, чем искать бесплатный вариант, который к тому же может его не устроить по качеству.
Что касается приобретения авторских прав, современные писатели чаще всего заинтересованы в максимальном количестве каналов распространения своего творчества. Поэтому при подписании контракта с издательством они обычно дают разрешение на выпуск аудиокниг. Некоторые даже сами озвучивают свои произведения, но относится это преимущественно к нон-фикшену. В случае с классикой чаще всего вопрос авторского права не стоит. Озвучивание произведений решается намного проще и не требует авторских отчислений. Поэтому нередко можно найти несколько вариантов озвучки классических произведений.
2019: Компания Biblio выходит на рынок аудиокниг
В 2019 году на рынке аудиокниг появилась еще одна компания — Biblio. Сервис был запущен на базе популярной социальной сети. На январь 2020 года в каталоге около 10 тысяч изданий, купить можно одну книгу или оформить подписку. Перед покупкой есть возможность послушать ознакомительный фрагмент (около 15 минут), чтобы определиться с выбором. Так как проект запущен недавно, делать какие-то выводы об успешности и рентабельности рано. Также не раскрывается информация о вложениях.
С самого начала был сделан упор на легальность контента. Кроме того, сервис планирует размещение эксклюзивного контента. Для этого компания заключила договора с несколькими издательствами, среди которых «Союз» и «Альбина Паблишер». Одними аудиокнигами сервис ограничиваться не собирается. Рассматривается возможность сделать доступным прослушивание аудиокниг без подключения к интернету (пока сервис доступен только в режиме стриминга). Вообще, создатели пока изучают запросы пользователей и исходя из этого вносят корректировки в план развития компании и разработку дополнительных сервисов.[3]
2018: Доля аудиокниг на книжном рынке 1,2%
За 2018 год книжный рынок в России вырос на 7%, до 69 млрд руб, сообщил «ИД Коммерсантъ» со ссылкой на «Эксмо-АСТ». На долю печатных книг пришлось 92,1%, на электронные — 6,7%, а на аудиокниги — лишь 1,2%. «Эксмо-АСТ» прогнозирует, что к 2022 году рынок увеличится до 88 млрд руб., и основными драйверами станут продажи электронных и аудиокниг — они будут расти на 30% и 40% в год соответственно. При этом продажи печатных книг покажут рост лишь на 5%, ожидают в «Эксмо-АСТ».[4]
На российском рынке платного аудиоконтента самая большая доля у сервиса «Литрес» (около 50%). В 2018 году им было продано более 2 млн аудиокниг — в два раза больше по сравнению с прошлым годом.
Также набирает популярность шведский сервис Storytel (около 15% рынка).
Но по сравнению с Европой и США в России аудиокниги пока еще занимают очень маленькую долю рынка — около 1% (для сравнения, в США — почти 10%).
2017: Рост продаж аудиокниг на 25%
За 2017 год продажи аудиокниг в России выросли на 25%.
2000-е: "Ардис", "Союз", "Сидиком" и "Империя звука" выпускают аудиокниги
Активный рост рынка аудиокниг начался в начале XXI века. У одного из пионеров отрасли, звукозаписывающей студии «Ардис», в ассортименте было всего 30 записей. Через три года цифра увеличилась почти в десять раз и превысила 250 наименований.
Долгое время озвучиванием книг занимались небольшие студии — «Ардис», «Сидиком», «Союз», «Империя звука». Но когда стало понятно, что этот сегмент начал набирать популярность, на формат аудиокниг обратили внимание гиганты индустрии — «ЭКСМО», «АСТ», «Амфора». У них было преимущество — работая напрямую с автором, они могли на стадии переговоров сразу купить у него права на озвучку книги.
XX век: Аудиоверсии книг по радио, на пластинках и CD
Сам по себе аудиоформат литературных произведений не является чем-то принципиально новым. Аудиоверсии литературных произведений были распространены еще в СССР — от пластинок до радиоспектаклей, хотя последние не являются аудиокнигами в прямом смысле слова. Появление сначала аудиокассет, а затем цифровых носителей стало толчком к новому развитию этого направления. Пользователь не привязан к радиоточке или громоздкому проигрывателю и мог слушать запись вне дома. Еще одним значимым прорывом стало развитие интернета и возможность слушать и скачивать контент онлайн. Раньше, когда аудиокниги записывались на компакт-диски, многие владельцы магазинов не спешили вводить их в ассортимент. Поэтому многие потенциальные покупатели просто не могли их достать. С появлением интернета эта проблема решилась, но встала другая — распространение нелегального контента.