Алексей Цембер, BIA Technologies: Текущий кризис продемонстрировал, насколько важна цифровая зрелость предприятия
Период кризиса и прочих обстоятельств типа эпидемии коронавируса, усугубляющих состояние бизнеса, требует нестандартных решений. Причем, нестандартные методы и подходы применяют, как поставщики ИТ-решений, так и их заказчики. О том, какие ИТ-системы и средства помогают сохранить эффективность бизнеса в самые сложные времена, TAdviser рассказал Алексей Цембер, директор по продажам компании BIA Technologies.
Среда корпоративных заказчиков стремительно меняется. На нее воздействует целый ряд факторов: от технологических изменений до геополитических санкций и до пандемии коронавируса, который заставил весь мир срочно переключиться в формат дистанционных бизнес-процессов. Что, на Ваш взгляд, сегодня наиболее существенным образом характеризует, в целом, запросы корпоративных заказчиков к ИТ-компаниям?
Алексей Цембер: Очень быстро меняется рыночная ситуация, заказчики стараются максимально гибко реагировать, поддерживать свою эффективность на должном уровне. Ожидания и требования по отношению к ИТ-компаниям тоже меняются. Из того, что оказывает влияние на наш бизнес, можно выделить живой рост интереса к продуктам российской разработки со стороны очень крупных организаций.
Одна из мощных компетенций нашей компании – создание высоконагруженных корпоративных систем на базе 1С. И сейчас мы наблюдаем рост запросов на обслуживание крупных систем - от нескольких тысяч пользователей.
В нынешние времена, как и в любой кризисный период, наши заказчики стараются отложить долгосрочные проекты и нарастить эффективность здесь и сейчас. Структура спроса изменилась в пользу более компактных, дешевых решений с коротким сроком развертывания и быстрой отдачей. При этом заказчики стали более открытыми по отношению к новинкам, которые не имеют прямых аналогов. Востребовано все, что помогает сохранить прибыль и хоть на полшага обойти конкурентов. И самое главное, что от нас требуется как от поставщика ИТ для повышения эффективности бизнеса, – это, скажем так, оцифровка этой эффективности. Сегодня мы не просто предлагаем продукты, а с высоким уровнем точности прогнозируем сроки окупаемости, результаты и конечную пользу для бизнеса.
Вы согласны, что толк в цифровой трансформации знают только те компании, которые сами прошли такой путь? В какой точке этого пути находится компания BIA Tecnologies?
Алексей Цембер: С одной стороны, тут можно спорить, поскольку «сапожник без сапог» всегда был вполне рыночным и уважаемым игроком. Но с другой стороны, безусловно, есть технологический минимум, без которого ИТ-компания в принципе не может обеспечить необходимый уровень управления проектами и эффективность разработки.
К счастью, компания BIA Technologies изначально создавалась вокруг мощного цифрового ядра. Поэтому сегодня наша внутренняя автоматизация постепенно эволюционирует синхронно с нуждами бизнеса. Новые инструменты легко интегрируются в имеющийся ландшафт, сотрудники их быстро осваивают. Одна из новинок последних месяцев – переход на юридически-значимый электронный документооборот. Мы сдвигали этот момент в силу того, что не все клиенты были готовы к такому взаимодействию, но с переходом на удаленный режим работы отношение к инструментам ЮЗЭДО изменилось и мы очень быстро внедрили у себя нужное решение.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
Что касается управления проектами, здесь с самого начала мы ориентировались на территориально распределенные команды, фокусируясь на эффективности вне зависимости от внешних условий. Компания полностью укомплектована средствами для коллективной работы и удаленных коммуникаций, поэтому очень быстро мы перевели своих сотрудников на домашний режим работы и смогли предложить заказчикам в качестве отдельной услуги пакет «БИА: карантин».
Можно ли назвать начальную и конечную точку процесса цифровой трансформации компании?
Алексей Цембер: Сама по себе цифровая трансформация берет начало в классической автоматизации деятельности и далее продолжается через создание единого цифрового ядра организации. Когда это ядро можно считать полностью готовым? Да никогда. Каждый новый день приносит новые идеи, разработки, рыночная ситуация заставляет менять подходы к решению тех или иных задач. Часть задач вообще уходит по мере развития. Так что цифровая трансформация есть процесс непрерывный. Не может быть конечной точки, после которой можно выдохнуть и расслабиться.
Что стало наиболее яркими признаками цифровой трансформации, которая происходит у тех клиентов компании или в тех отраслях, в которых активно работает Ваша компания?
Алексей Цембер: Неким измеримым показателем трансформации можно назвать уровень цифровой зрелости. Это та точка, в которой находится бизнес на момент некоторого внешнего воздействия, и его способность адекватно реагировать на воздействия. Для примера кризис, вызванный пандемией, очень четко обозначил уровень цифровой зрелости каждой организации. Показали себя все: от крупнейших холдингов и государственных структур до небольших фирм. Чем более высок уровень зрелости у той или иной организации, тем быстрее она перестроилась на режим удаленной работы, тем меньше потерь несет бизнес и более гибко реагирует на изменения рынка. Весь ритейл, который уже имел цифрового двойника в виде интернет-магазина, переключил фокус и движется вперед. Контактные центры, которые способны принимать возросшую нагрузку без потери качества, – это пока единичные случаи сегодня, но все уже работают над тем, чтобы закрыть этот пробел в обслуживании. Вообще текущий кризис продемонстрировал, насколько важна для гибкости и управляемости бизнеса цифровая зрелость предприятия.
Что, на Ваш взгляд, можно назвать в качестве яркого признака цифровой зрелости предприятия?
Алексей Цембер: Самый яркий показатель достаточного высокого уровня цифровой зрелости – работа над моделированием бизнеса. Создание математических моделей и их обучение – это следующий шаг для тех, кто разобрался с описанием внутренних процессов и оцифровал факторы, влияющие на работу. Для нас цифровое моделирование бизнеса и математические методы его оптимизации – одно из ключевых направлений деятельности. С удовольствием видим рост интереса к этим вопросам со стороны заказчиков. Это в явном виде говорит о том, что цифровая трансформация перестала быть чем-то абстрактным и перешла в прикладную плоскость.
В продуктах Вашей компании существенную долю занимают разработки с высокой долей интеллекта, использующие разнообразные развитые методы математической обработки данных. С чем связано такое заметное присутствие в команде математиков, а не только инженеров?
Алексей Цембер: Применение методов математического моделирования для анализа различных сценариев ведения бизнеса – уникальное направление деятельности BIA Technologies. В рамках данного направления разрабатываются сервисы, позволяющие строить математические модели по запросу заказчика. Бизнес-функции, эффективность которых зависит от множества вариативных параметров, могут быть смоделированы и описаны математическими алгоритмами. Специалисты BIA Technologies выявляют взаимосвязи, оценивают взаимное влияние различных факторов и строят цифровую модель того или иного процесса в различных сценариях развития. Меняя входные параметры, заказчик может с высокой долей достоверности анализировать работу бизнес-функции, планировать и принимать решения о развитии, опираясь на точный прогноз.
Таким образом можно строить цифрового двойника для бизнеса, который постепенно агрегирует в себе все функции и параметры. Затем возможно включение различных сценариев и выбор оптимальных схем работы. Возможности математического моделирования для повышения эффективности бизнеса сильно недооценены на российском рынке. Мы активно развиваем данное направление.
Еще один символ последних лет – импортозамещение. Один из продуктов компании – решение класса BPMS. Насколько сложно российскому продукту такого класса конкурировать с популярными решениями зарубежных вендоров?
Алексей Цембер: Конкурировать как раз не приходится, в силу того, что западные поставщики предлагают именно тяжеловесные решения с длительным сроком внедрения. Наши продукты построены таким образом, что разворачиваются за 3-5 рабочих дней и легко интегрируются с любой 1С-конфигурацией. Кроме того, продукт настраивается полностью силами самих бизнес-пользователей. А если по некоторым задачам потребуется подключение программистов, то достаточно специалиста начального уровня для 1С. Таким образом, с одной стороны, мы получаем очень функционально емкое решение, которое прекрасно работает, независимо от масштабов и сложности процессов организации, а, с другой стороны, делаем его обслуживание минимально затратным и по времени, и по деньгам.
Такая кросс-продуктовая политика российских разработчиков положительно сказывается на развитии каждого отдельно взятого игрока. Стоимость владения российскими продуктами в разы ниже, а эффективность подтверждена реальными внедрениями. Заказчикам остается только выбирать по функциональным возможностям и скорости окупаемости проекта.
Как Вы относитесь к отечественным ИТ-решениям на базе open source? Сегодня этот вопрос является остро дискуссионным. Некоторые эксперты придерживаются мнения, что «отечественное» ПО должно быть написано с нуля руками собственных разработчиков. А как Вы думаете?
Алексей Цембер: Я считаю, что решения на базе open source имеют полное право на существование в рамках российского ИТ-рынка. У заказчиков должна быть альтернатива. Если есть существенные причины, по которым в той или иной ситуации не может быть использован продукт, построенный на платформе с открытым кодом, значит, берем полностью российской, разработанный с нуля и понимаем, что это напрямую отразится на стоимости.
Создать с нуля продукт, который будет обладать достаточной степенью отказоустойчивости в работе под высокими нагрузками, долго и дорого. Готовая платформа с открытым кодом как раз решает эту задачу и позволяет реализовать прикладной функционал в гораздо меньшие сроки и с меньшим бюджетом. Самое главное в данном случае - проработать все возможные риски, но в ряде случаев продукты на базе open source – хороший выбор.
Поменяли ли события пандемии начала года плюс финансовый кризис ваши прогнозы по развитию российского ИТ-рынка, в целом, и бизнеса компании, в частности?
Алексей Цембер: Безусловно, нам, как и всем остальным участниками рынка, приходится оперативно пересматривать прогнозы и корректировать планы. В большей степени изменения касаются продуктовой разработки. Так мы приняли решение отложить некоторые инновационные изыскания и сосредоточиться на том, чтобы предложить заказчикам завершенную функциональность в продуктах, которые могут быстро дать положительные бизнес-результаты.
В целом, динамика рынка останется положительной, так как востребованность ИТ-решений держится на высоком уровне, вне зависимости от глубины кризиса, который последует после выхода из эпидемиологического пика. Дальнейшее развитие технологий будет обусловлено тем, что бизнес, перенесенный в онлайн, там и останется, потребуется дальнейшая автоматизация. Мы ожидаем наращивания темпов цифровой трансформации и усиления роли цифровой зрелости, как ключевого конкурентного преимущества для бизнеса.
Прикладные решения, разработанные в компании BIA, относятся к разряду интеллектуальных: транспортный мониторинг и логистика, организация работы контакт-центра и т.д. В этих сферах наблюдается очень высокая конкуренция поставщиков решений. Что обеспечивает конкурентоспособность таких ИТ-решений?
Алексей Цембер: BIA Technologies не является ИТ-компанией в классическом понимании. Наша ключевая экспертиза – глубокое понимание бизнеса заказчика. Поэтому мы и называем себя именно так - бизнес-интегратор. Таким образом, высокая конкуренция в отраслевых сегментах для нас – комфортное поле. Стратегию развития каждого продукта прорабатывают отраслевые эксперты, которые имеют очень длительный опыт работы в функциональных процессах, и они хорошо представляют себе реальные потребности бизнеса в той или иной области.
Бизнес-процесс, будь то перевозка грузов или управление транспортным парком, мы рассматриваем как целостную бизнес-составляющую, которую можно и нужно оптимизировать. Для этого применяем инструменты автоматизации, включаем инновационные элементы, предлагаем сервисы математического моделирования. Наша конечная цель - не внедрение той или иной информационной системы, а повышение эффективности бизнеса. В этом наши цели полностью совпадают с потребностями рынка.