Содержание |
Интернет-поисковики
Умный поиск
На январь 2025 г:
1. ChatGPT Search (OpenAI)Российский рынок цифровизации телекома: ключевые тренды и ИТ-поставщики. Обзор TAdviser
2. Perplexity AI
3. Genspark AI (один из самых мощных и эффективных аналогов Perplexity)
4. DeepSeek (встроенный поиск)
5. Mistral AI (встроенный поиск)
6. Google Gemini (встроенный поиск)
7. Felo AI
8. You com AI
9. Komo AI
10. Phind AI (в основном для поиска технической информации)
11. Yandex Нейро-поиск через сервисы Яндекс (приоритетный формат для поиска в русскоязычном сегменте)
12. Hix AI
13. Bing AI с использованием Copilot.
Интернет-поиск в России
2024
«Яндекс» занял четвертое место по популярности среди поисковых систем в мире
Доля Google на глобальном рынке поисковых систем для персональных компьютеров сокращается, тогда как Microsoft и «Яндекс» укрепляют позиции. Об этом говорится в исследовании Statista, результаты которого опубликованы в конце января 2025 года.
Отмечается, что с момента появления Google Search в 1997 году компания доминировала на мировом рынке поисковых систем. Основная часть доходов Google генерируется за счет рекламы. Ее материнская структура Alphabet является одной из крупнейших интернет-корпораций в мире, капитализация которой в 2024 году превысила отметку в $2 трлн. Ранее этот порог преодолели лишь четыре компании — Apple, Microsoft, Saudi Aramco и Nvidia. Однако аналитики фиксируют тенденцию по снижению доли Google на мировом поисковом рынке: если в январе 2024-го она составляла 81,95%, то к январю 2025 года уменьшилась до 78,83%.
От ослабления позиций Google выигрывают конкурирующие системы. В частности, доля поисковика Microsoft Bing, который находится на втором месте в рейтинге, за указанный период поднялась с 10,51% до 12,23%. Замыкает тройку Yahoo!, укрепивший положение с 2,67% до 3,07%. На четвертой строке в рейтинге Statista располагается российский поисковик «Яндекс», занявший 2,94% глобального рынка против 2,42% в январе 2024 года. Пятое место досталось DuckDuckGo, доля которого год к году поднялась с 0,69% до 0,87%.
Схожую статистику приводит StatCounter. По оценкам этой компании, Google в январе 2025 года контролировала 79,32% глобального рынка поиска на ПК. На втором месте находится Microsoft Bing с 11,96%. В рейтинге StatCounter на третьей строке располагается «Яндекс», занимающий 3,09% мировой отрасли. Далее идут Yahoo! и DuckDuckGo с результатом 2,91% и 0,85% соответственно. Суммарная доля всех прочих поисковых систем оценивается в 1,86%.
Аналитики подчеркивают, что региональные показатели могут значительно отличаться от общемировых. Например, в России безоговорочным лидером является «Яндекс», удерживающий около трех четвертей сегмента. По состоянию на январь 2025 года доля «Яндекса», по оценкам StatCounter, составляла 75,51%. Еще 22,95% контролировала Google, примерно 1,13% досталось поисковику Microsoft Bing. Таким образом, суммарная доля этих трех сервисов оказалась на уровне 99,59%.
В исследовании говорится, что во многих других странах пользователи интернета, как правило, также применяют Google, Yahoo! и Bing. В Китае наибольшей популярностью пользуется поисковик Microsoft с показателей 51,04% на январь 2025 года (по оценкам StatCounter). В Индии почти 92% рынка контролирует Google.
В целом, Google остается доминирующим игроком на глобальном рынке поисковых систем для персональных компьютеров. Доля компании на начало 2025 года практически в четыре раза превышает суммарный результат всех прочих игроков. По оценкам StatCounter, в мае 2012 года показатель Google превышал 92%.
Одной из главных тенденций глобального рынка поиска является интеграция искусственного интеллекта. Нейросети, обученные на большом количестве данных, служат для улучшения поисковых результатов и понимания пользовательских запросов. ИИ помогает определять релевантность веб-страниц, персонализировать рекламные объявления и контент. Искусственный интеллект не только улучшает качество результатов, но и меняет сам процесс поиска, делая его более интуитивным. Эти изменения затрагивают как пользователей, так и специалистов по поисковой оптимизации, создателей контента и маркетологов.[1]
Доля Google на мировом рынке поисковых систем упала ниже 90% впервые за 10 лет
В конце 2024 года доля Google на мировом рынке поисковых систем упала ниже 90% — произошло это впервые за десять лет. На этом фоне укрепляют позиции конкурирующие сервисы. Статистику по рынку в середине января 2025 года обнародовала компания Statcounter.
Отмечается, что Google впервые с начала 2015 года заняла менее 90% глобального рынка поиска с учетом всех платформ. В частности, в октябре 2024-го показатель составил 89,34%, в ноябре — 89,99%, в декабре — 89,73%. Пиковые значения популярности поисковика Google, по данным Statcounter, наблюдались весной 2023 года: тогда доля колебалась около отметки 93%. В прошлый раз показатели меньше 90% наблюдались в январе, феврале и марте 2015 года — 89,62%, 89,47% и 89,52% соответственно.
Ближайшим конкурентом Google является поисковик Microsoft Bing. В октябре 2024 года доля этой системы оценивалась в 4,16%. Месяц спустя показатель снизился до 3,92%, а в декабре 2024 года зафиксирован на отметке 3,98%.
Замыкает тройку самых популярных поисковиков в глобальном масштабе «Яндекс». В октябре 2024 года ему отдавали предпочтение 2,78% пользователей интернета. В ноябре и декабре это значение составило соответственно 2,42% и 2,55%.
На четвертом месте в рейтинге Statcounter располагается поисковик Yahoo!, показатели которого в октябре, ноябре и декабре 2024 года оценивались в 1,33%, 1,24% и 1,29%. На пятой строке находится Baidu с 0,82%, 0,81% и 0,81% соответственно. Суммарная доля всех прочих поисковых систем вместе взятых из года в год составляет менее 2%.
Таким образом, как отмечается, потерянный поисковой трафик Google постепенно перераспределяется между Bing, «Яндекс» и Yahoo!. В России доля поиска Google также снижается. По состоянию на декабрь 2024-го она составляет 24,41% против 27,28% в январе того же года.[2]
Рост доли «Яндекса» на мировом рынке поисковых систем до 3,1% по объему трафика
По состоянию на конец 2024 года доля «Яндекса» на мировом рынке поисковых систем достигла 3,1% по объему трафика. По этому показателю российский сервис оказался на втором месте, обойдя китайскую систему Baidu с результатом 2,7%. Такие данные 9 декабря 2024-го обнародовала американская компания Cloudflare, предоставляющая услуги CDN (сеть доставки контента).
Если рассматривать трафик на всех платформах, включая персональные компьютеры под управлением Windows и macOS, а также мобильные гаджеты на базе Android и iOS, то безоговорочным лидером является Google: на долю этой компании в 2024 году пришлось 88,5% трафика поисковых систем в мире. В список ведущих игроков отрасли наряду с «Яндексом» и Baidu также вошли Bing с результатом 2,6% и DuckDuckGo с 0,9%. Суммарная доля всех прочих поисковиков составила 2,2%.
Если же рассматривать только устройства с операционными системами Windows, то доля Google находится на уровне 80,1%. На втором месте в этом рейтинге располагается Bing с 10,4%. «Яндекс» замыкает тройку, демонстрируя результат в 3,9%. В первую пятерку также входят Yahoo и DuckDuckGo, удерживающие соответственно 1,9% и 1% данного сегмента. Все прочие поисковые системы вместе взятые контролируют 2,7% поискового трафика на Windows-устройствах.
В России, по оценкам Cloudflare, лидирует «Яндекс» с показателем 65,7%. На втором месте располагается Google с результатом 33,4%, а закрывает тройку Bing с показателем 0,4%.
В исследовании также говорится, что глобальный интернет-трафик продолжает стремительно расти: по итогам 2024 года прибавка зафиксирована на уровне 17,2%. Google сохранил статус самого популярного интернет-сервиса в целом. OpenAI остался лидером в категории «Генеративный ИИ».[3]
2012: У «Яндекса» четвертое место в мире по числу поисковых запросов
Российская поисковая система «Яндекс» вышла на четвертое место в мире по числу обрабатываемых запросов, обогнав поисковый сервис компании Microsoft и уступая только поисковикам Google, Baidu и Yahoo, сообщает издание GigaOm со ссылкой на данные аналитической компании ComScore.
Согласно статистике, российский поисковик обогнал своего конкурента от Microsoft (сервис Bing, поиск на сайте microsoft.com и другие) еще в ноябре, а в декабре упрочил свое лидерство. По данным ComScore, за декабрь число запросов в «Яндексе» составило 4,84 миллиарда (2,8% мирового рынка), а у Microsoft — 4,48 миллиарда (2,5% мирового рынка).
При этом, как отмечает GigaOm, «Яндекс» все еще уступает поисковым сервисам от Microsoft по числу пользователей — 74,4 миллиона против 268,6 миллиона человек.
Крупнейшей мировой поисковой системой остается Google — в декабре ее пользователи оставили 114,73 миллиарда запросов (65,2%). На втором месте идет китайский поисковик Baidu — 14,4 миллиарда запросов (8,2%), а на третьем Yahoo с 8,63 миллиарда запросов в декабре (4,9%).
Что касается России, то в нашей стране «Яндекс» является лидирующей поисковой системой, занимая, по данным сервиса Liveinternet, около 60% рынка. На втором месте идет Google с долей около 26%.
2011: Google, Microsoft и Yahoo объединили усилия в поиске
В мае 2011 г. крупнейшие поисковые системы мира — Google, Microsoft Bing и Yahoo – решили поддержать единый набор схем (тегов языка разметки страниц HTML). Если разработчики веб-сайтов будут его использовать, поисковым системам станет намного легче извлекать из материалов структурированную информацию и, таким образом, поиск в Интернете станет эффективнее. Схемы опубликованы на сайте Schema.org. Сейчас в каталоге сайта свыше 100 различных тегов разметки. Предусмотрены теги для многих категорий структурированных данных, описывающих события, организации, места, людей, товары, рецензии, рейтинги, книги и фильмы и так далее.
Первый популярный проект по снабжению веб-страниц структурированной разметкой запустила в свое время компания Yahoo, и он назывался SearchMonkey, комментирует аналитик IDC. В 2010 году, однако, Yahoo прекратила его поддержку. Можно только приветствовать появление аналогичного нового проекта с участием Google и Microsoft, отмечает аналитик. Использование методов разметки Schema.org позволит поисковым системам представлять результаты поиска в обогащенном виде, а именно в этой области сейчас разворачивается конкуренция.
2009 год
В 2009 году компания Hitwise обнародовала апрельскую статистику популярности различных поисковых систем среди американских интернет-пользователей. Согласно представленным данным, лидирующую позицию в списке крупнейших поисковиков продолжает удерживать Google. Рыночная доля этой компании увеличилась с 67,9% в апреле 2008 года до 72,7% в прошлом месяце.
Основные конкуренты Google в сфере поиска — компании Altaba (ранее Yahoo) и Microsoft — несколько сдали позиции. Так, если год назад Altaba (ранее Yahoo) контролировала 20,3% рынка, то в апреле 2009-го ее доля составила 16,3%.
Ну а поисковые сервисы Microsoft обработали 5,7% запросов против 6,3% годом ранее.
Рыночная доля поисковика Ask.com за год снизилась с 4,2 до 4,0%.
Суммарная доля 49 других поисковых систем, работу которых на территории США отслеживает Hitwise, в апреле равнялась 1,36%. Компания Hitwise отмечает, что количество запросов, состоящих из восьми и более слов, за год выросло на 18%. Число запросов, содержащих шесть и семь слов, увеличилось на 5 и 8% соответственно. Но чаще всего поисковые машины имеют дело с двумя словами, на долю которых приходится почти 23% от общей массы запросов.
Мировой рынок поиска, июль 2009 — июль 2008 (ComScore)
Число поисковых запросов (млн) | |||
Июль 2008 | Июль 2009 | Изменение в % | |
Весь интернет | 80554 | 113685 | 41 % |
Google Sites | 48666 | 76684 | 58 % |
Yahoo! Sites | 8689 | 8898 | 2 % |
Baidu.com Inc. | 7413 | 7976 | 8 % |
Microsoft Sites | 2349 | 3317 | 41 % |
eBay | 1223 | 1723 | 41 % |
NHN Corporation | 1243 | 1526 | 23 % |
Ask Network | 929 | 1291 | 39 % |
Yandex | 663 | 1290 | 94 % |
AOL LLC | 1148 | 1023 | −11 % |
Facebook.com | 743 | 879 | 18 % |
2007: Доля Google 77%
В декабре 2007 года, по данным Net Applications, доля Google в мире на рынке веб-поиска составляла 77,04 %, Yahoo — 12,46%, MSN — 3,33%, Microsoft Live Search — 2,57%, AOL — 2,12%, Ask — 1,38%, AltaVista — 0,13%, Excite — 0,07%, Lycos — 0,02%, All the Web — 0,02%.
История
Интересные факты
- Первым продуктом 1С Бориса Нуралиева была поисковая система с одноименным названием. Такое название было придумано поскольку не более 1С (секунды) требовалось для получения требуемой информации.