СМ. ТАКЖЕ (3)

Содержание

Основная статья: История России

Екатерина II (Екатери́на Алексе́евна; Екатери́на Вели́кая; урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.

Биография

1745

Совместный портрет Петра и Екатерины. 1745 г.

1754: Рождение сына Павла

20 сентября 1754 г в Санкт-Петербурге у Екатерины Алексеевны родился сын Павел.

1756

Анна Розина де Гаск (Лисиевская) (1713-1783). Портрет великого князя Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1756. Холст, масло. 207х143 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм

1761: Фаворит Григорий Орлов

В 1761 (?) г Екатерина Алексеевна пожелала познакомиться с 26-летним донжуаном Григорием Орловым. Смелый, решительный характер Орлова привлёк её симпатии и она доверила ему свою судьбу.

Антропов Алексей Петрович. Портрет Великой княгини Екатерины Алексеевны, 1761 г

1762

Содействие назначению Орлова казначеем артиллерии и фортификации для финансирования переворота

При её содействии Орлов, только что произведённый в капитаны, был назначен 23 февраля (6 марта) 1762 года цалмейстером (казначеем) Канцелярии главной артиллерии и фортификации, что оказало существенную помощь дворцовому перевороту в 1762 году, так как ставило его вне подозрений о близости к императрице и в то же время давало ему возможность располагать денежными средствами, нужными для пропаганды задуманного переворота.

Траур, рождение сына от Григория Орлова

Портрет Екатерины II в трауре – один из многих портретов императрицы, написанных ее придворным живописцем датчанином Вигилиусом Эриксеном. Он портретировал еще ее предшественницу на троне – императрицу Елизавету Петровну.

Портрет Екатерины II в трауре, Вигилиус Эриксен. Размер - 20 x 18. Материал - медь. Техника - масло. Третьяковская галерея. Приобретено у Вышеславцевой. 1917

Репутация Эриксена при императорском дворе была чрезвычайно высока. Его главной моделью была Екатерина II. Современник художника Якоб Штелин писал: «Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена».

Датский художник написал не менее 30 портретов государыни в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Эриксен писал Екатерину в великолепном, пышном парадном туалете, в национальном народном русском костюме, стоящей в дворцовом интерьере среди зеркал и драпировок. На его полотнах она представлена также среди зелени парка, в гвардейском мундире, уверенно сидящей верхом на белом коне. Писал ее анфас, в профиль, в полный рост и погрудно. Эти портреты не раскрывают внутреннего мира изображенной, они скорее – сумма знаний и наблюдений за моделью.Рынок Больших данных и Искусственного интеллекта в России 2025. Исследование АБД, Б1 и TAdviser 14.4 т

Екатерина была чрезвычайно довольна этими портретами. Часть из них императрица разослала в качестве подарков своим зарубежным корреспондентам и иностранным дворам. Она рассказывала о них в письмах к философу-просветителю барону М. Гримму. Эти произведения находятся в разных музейных собраниях – в Эрмитаже, Царском Селе и других.

На небольшом по размеру камерном портрете Екатерина изображена в трауре, в который она облачилась после смерти императрицы Елизавете Петровне (25 декабря 1761 г). Во время долгого траура Екатерина почти не отходила от гроба почившей государыни, что очень расположило к Екатерине многих влиятельных персон при русском дворе. Они увидели в этом дань уважения и глубокого почтения, которое оказывала сначала великая княгиня, а потом и императрица, немка по национальности, усопшей русской царице.

Как отмечала Анна Корндорф[1], у Екатерины были также также интимные причины, ограничивающие её участие в светской жизни: закрытое чёрное платье и возможность реже появляться на публичных светских мероприятиях помогали ей скрывать беременность. 11 апреля 1762 года императрица родила сына, будущего А.Г.Бобринского, отцом которого был Григорий Орлов.

Траурное одеяние, в котором изображена Екатерина, включало в себя черное широкое платье с белыми нашивками – плерезами, а также головной убор – черный чепчик со шнипом, полностью закрывающий волосы. Поверх платья на Екатерине лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного, который она возложила на себя в день дворцового переворота, возведшего ее на престол.

Миниатюрность произведения, внимание к деталям костюма, а также миловидность лица модели свидетельствуют о влиянии стиля рококо.

Екатерина носила траур и в первое время после своего воцарения после убийства её супруга Петра III (7 июля 1762 г).

Свержение супруга и воцарение под именем Екатерины II

Основная статья: Переворот 1762 года

1763

Фёдор Степанович Рокотов. Портрет Екатерины II, 1763 г

1765

Антропов Алексей Петрович. Портрет императрицы Екатерины II, 1765 г
Генрих Бухгольц. Большой парадный портрет императрицы Екатерины II. Изображена с орденом святого Андрея Первозванного (лента и звезда). Государственный Русский музей. Холст, масло. 285 х 213 Слева внизу подпись и дата: H. Buchholtz px. 1765. Поступила: 1927 из Музея отживающего культа Общества „Старый Петербург" - „Новый Ленинград" (Ленинград); ранее - училище святого Петра (Петроград). Д.А. Ровинский считал, что Бухгольц копировал портрет Екатерины II с оригинала В. Эриксена (Ровинский. Портреты, т. 4, стб 396).

1769: Екатерина II учредила орден Святого Георгия

В 1769 году, Екатерина II учредила императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия четырёх степеней и в честь учреждения новой награды возложила на себя знак ордена I степени.

1772

Эриксен Вигилиус. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике, 1772 г
Генрих Бухгольц. Портрет императрицы Екатерины II, 1772, Холст, масло. 51 х 42. Русский музей. Изображена в малой императорской короне и мантии, подбитой горностаем. Через правое плечо лента ордена Св. Андрея Первозванного, на груди звезда. В волосы вплетена нить крупного жемчуга.

1781

Ажи П.Л. Портрет императрицы Екатерины II, 1781 г, Строгановский дворец в Петербурге

1782

Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II, 1782 г

1785: Прибытие в Новгород в барке

В 1785 году Екатерина II в очередной раз посетила Новгород, и этот её визит отличался особенной торжественностью. Главной целью тогдашнего путешествия был осмотр Вышневолоцкой водной системы, причём часть пути императрица преодолела по воде. У пристани Потерпелицы неподалёку от Боровичей её ждала флотилия из шестнадцати больших судов во главе с роскошно отделанной императорской баркой. 11 июня караван отправился в путь.

Время между обедами, ужинами и остановками на ночлег Екатерина коротала в основном за картами и шахматами. Некоторое разнообразие в размеренном путешествии появилось лишь под его конец: от Бронниц до Новгорода царскую флотилию сопровождали местные жители. Народ шёл по берегу и плыл в лодках, «изъявляя наичувствительнейшую свою радость, сообщал оную с разными весёлостями и забавами, с пением русских песен».

Наконец, около 7-ми часов вечера 14 июня, флотилия вышла из устья Мсты в Ильмень, где её встретили новгородский вице-губернатор Василий Приклонский вместе с другими чиновниками на нескольких судах. Тут же ждали высокую гостью и несколько сотен лодок с простыми новгородцами. При появлении царской барки с вице-губернаторской шлюпки дали сигнал двумя ружейными выстрелами, после чего раздалось троекратное ура. Когда судно её величества поравнялось с Юрьевым монастырём, в воздух взмыла сигнальная ракета, и город огласился пушечной пальбой с колокольным звоном. Перед полуночью суда царской флотилии пристали к правому берегу Волхова, выше моста.

На следующий день Екатерина посетила Софийский собор, с полчаса беседовала с митрополитом в его кельях, после чего вернулась к пристани у путевого дворца, где её уже ждали новгородцы. Местное купечество поднесло матушке-царице хлеб, соль в серебряной солонке, апельсины и яблочную пастилу. В тот же день после обеда императорская флотилия под пушечную пальбу и колокольный звон двинулась дальше.

В память о визите Екатерина II пожаловала новгородскому дворянству свою барку. Спустя два года для неё подыскали достойное место – барку подняли на бастион Малого Земляного города, соорудили там впоследствии деревянную галерею. Уже к началу XIX века галерея пребывала в плачевном состоянии: крыша провалилась, ветхие стены могли в любой момент обрушиться. Многочисленные попытки дворянства собрать средства на сооружение каменного здания успехом не увенчались.

Лишь после гневного замечания Николая I, повелевшего либо привести здание в порядок, либо вовсе его разобрать, дело сдвинулось с мёртвой точки. Вскоре на месте старого деревянного появилось новое каменное здание. Правда, и сама барка была «капитально отремонтирована», так что от подлинной яхты императрицы, похоже, мало что осталось.

В 1918 году её, как тяжёлое наследие царского режима, пустили на дрова. По словам автора вышедшего в 1929 году путеводителя по городу она «весьма пригодилась для топлива советским учреждениям». Здание пережило барку лет на тридцать, но после войны и оно кануло в Лету.

В 1974 году на месте «вечного причала» екатерининской барки появился монумент Победы. От царского подарка новгородцам остался лишь топоним – бывший земляной бастион до сих пор время от времени именуют Екатерининской горкой.

1787

Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II, 1787 г

1792: Осуждение книгоиздателя Николая Новикова на 15 лет заключения в Шлиссельбургской крепости

После скандальной высылки из России графа Калиостро в печати появилось сатирическое сочинение Екатерины "Тайна противонелепого общества", в котором она издевалась над масонством, его обрядами и тайнами. Недовольство становилось все более явным, тем более что престолонаследник Павел Петрович, которого Екатерина не любила и опасалась, испытывал к масонам явный интерес.

Книгоиздатель Николай Иванович Новиков вызывал недовольство императрицы не только своей причастностью к масонству. Как писал Александр КравецкийГосподин просветитель, Екатерину раздражало то, что стараниями Новикова и его окружения создавался какой-то новый тип общественной жизни, радикально отличающийся от всего, что было прежде.

В России общественной жизнью заведовало государство, которому дворянин служил в качестве военного или же чиновника. Право дворян на "партикулярную" жизнь было ограничено. И даже после манифеста Петра III о вольности дворянства, когда оно получило возможность выходить в отставку и жить частной жизнью, под нею подразумевалось тихое бытие пенсионера, сводящееся к ведению хозяйства, охоте, чтению и т. д.

Никакая организованная общественная деятельность вроде народного просвещения, книгоиздания для вышедших в отставку не предусматривалась и казалась чем-то подозрительным. Новиковский кружок создавал альтернативный вид социальной группы — группу единомышленников, объединенных общими идеями и взаимной симпатией, которая брала на себя функции, принадлежащие государству.

И хотя никакие законы при этом не нарушались (законодателям просто не пришло в голову запретить подобную деятельность), новиковский проект представлялся явно и глубоко антигосударственным.

Первый в истории России опыт общественной деятельности лишил Екатерину покоя. Императрица жаловалась московскому градоначальнику И. Н. Архарову, что она успешно справилась с турками, шведами и поляками, но не знает, что делать с поручиком. Сейчас, два с половиной века спустя, реакция Екатерины на деятельность Николая Новикова кажется неадекватной. Но ее можно понять. Российское государство впервые имело дело с собственными гражданами, думающими об интересах страны и имеющими собственную программу ее развития. Опыта диалога с такими объединениями людей у Екатерины не было, и привычнее было прибегнуть к репрессиям.

В 1792 г Новиков был арестован. Обвинения против него оказались довольно расплывчатыми. Екатерина II не передала дело Новикова в Сенат, а самолично определила, что он виновен по шести пунктам обвинения и «по силе законов» достоин смертной казни. В соответствии с этим собственноручным указом от 1 августа 1792 императрица, «следуя сродному нам человеколюбию», заменила предполагаемую казнь пятнадцатилетним заключением Новикова в Шлиссельбургской крепости.

Скрупулезность следствия и суровость приговора (сподвижники более высоких масонских «степеней» подверглись лишь отставкам и ссылкам) были обусловлены тем, что Новиков не внял многочисленным предупреждениям правительства (известны слова Екатерины II — «С’est un fanatigue!»), что дело Новикова следовало за процессом Радищева и что императрица считала его реальным главой тайного масонского заговора (общественное мнение обвиняло иллюминатов в организации Великой французской революции).

В Москве священник Иоанн Иоаннов просматривал книги из лавок Новикова. Отобранные книги были сожжены под присмотром директора московских народных училищ А. П. Курбатова в три приема (14 ноября 1793 на Болотной площади в Замоскворечье[2], 20 апреля и 15 июня 1794).

Сменивший Екатерину Павел I освободил Новикова из крепости в первый же день своего царствования. Возвращено было и подмосковное имение. Общественной деятельностью Новиков больше не занимался.

1793

Бюст императрицы Екатерины II. Терракота, конец XVIII века, модель Ж.-Д.Рашетта (1793). Императорский фарфоровый завод

1796

Дрождин Петр Семенович. Портрет Екатерины II, 1796 г

Переписка

Екатерина II вела всю переписку на французском языке. Она не делала секрета из своих погрешностей во французском языке и говорила, что ей нужна "прачка", которая бы "стирала" написанное императрицей. Вся её переписка проходила через руки какой-либо "прачки". В обычных случаях это были секретари. Черновики своих писем к Вольтеру она предварительно посылала в Париж русскому посланнику Д.А.Голицыну; тот отредактировав присланное, отсылал обратно Екатерине, и только тогда письмо Вольтеру переписывалось набело[3].

Творчество

Либретто для опер

Екатерина II избрала Василия Пашкевича чтобы тот сочинил музыку для её сказки «Февей». Премьера одноимённой оперы состоялась 19 апреля 1786 года в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге.

Евстигней Фомин, учившийся у итальянских мастеров, сочинил музыку к её либретто «Новгородский богатырь Боеслаевич». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1786 года в Санкт-Петербурге.

Сюжет сказки о Фуфлыче-Богатыре был предложен графом Орловым. Екатерина на основе этой сказки написала пародию на своего двоюродного брата Густава III, короля Швеции. Либретто было положено на музыку Висенте Мартин-и-Солером, испанским композитором, обосновавшимся в России в 1788 году. Опера «Горебогатырь Косометович» была впервые представлена 30 марта 1789 года в Эрмитажном театре. Оперная увертюра на три традиционные русские мелодии имела большой успех, а её текст великие князья Александр и Константин знали наизусть. Однако Екатерина, чтобы избежать политического скандала, поместила следующую пометку в печатное либретто: «Не выступать в городском театре в присутствии иностранных министров».

Позже Екатерина пожелала, чтобы Доменико Чимароза сочинил музыку на её драму по теме ранней истории России под названием «Начальное управление Олега» (1786), но тот работал слишком медленно, поэтому она заменила его Джузеппе Сарти, который написал оперу вместе с Пашкевичем и миланским музыкантом К. Каннобио. Премьера состоялась 15 октября 1790 года в Эрмитажном театре.

Наконец, опера по её либретто «Федул с детьми» была составлена Василием Пашкевичем и Мартин-и Солером, а её премьера состоялась 16 января 1791 года в Санкт-Петербурге.

Фавориты

  • Орлов Григорий Григорьевич: 1761 (26 лет) по лето 1772
  • Васильчиков Александр Семёнович: сентябрь 1772 (26 лет) по лето 1774
  • Потёмкин Григорий Александрович: с ноября 1774 г супруг (35 лет)
  • Завадовский Пётр Васильевич: ноябрь 1776 по июль 1777
  • Зорич Семён Гаврилович: июнь 1777 по июнь 1778
  • Корсаков Иван Николаевич: июль 1778 по 10 октября 1779
  • Ланской Александр Дмитриевич: апрель 1780 по 25 июля 1784
  • Ермолов Александр Петрович: февраль 1785 по 28 июня 1786
  • Дмитриев-Мамонов Александр Матвеевич: июль 1786 по ноябрь 1789
  • Зубов Платон Александрович: июль 1789 по 6 ноября 1796

Двор

Капельмейстеры

Основная статья: Музыка в России в XVIII веке

Дворцы

Семья

  • Пётр III - супруг
  • Павел I - сын (род. 20 сентября 1754 г)
  • А.Г.Бобринский - сын от Григория Орлова (род. 11 апреля 1762 г)

Другие портреты

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II, конец XVIII в. Ярославский музей-заповедник
Неизвестный художник. Портрет Екатерины Второй. Первая половина XIX века. Ярославский музей-заповедник

CD с музыкой XVIII века

Примечания

  1. "Театрократия. Екатерина II и опера", стр.446
  2. А.В.Борисов Московское болото и его окрестности
  3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и западная Европа. - М., 1985. - С.134.