Содержание |
Основная статья: Земля (планета)
Освоение Арктики
Основная статья: Освоение Арктики
Климат Арктики
2021: Свободная ото льда Арктика оказалась угрозой всему миру
Ученые Университета Оулу в Финляндии определили причину сильных снегопадов на юге Европы в 2018 году, которые привели к катастрофическим потерям урожая винограда. Согласно результатам научной работы, опубликованным в журнале Nature Geoscience, потери арктического морского льда из-за изменения климата способны вызвать суровые и холодные зимы в средних широтах. Кратко об этом рассказывается[1] в пресс-релизе на Phys.org[2].
Научная работа объясняет, как исчезновение плавучего льда в Арктике угрожает всему миру, влияя на глобальные климатические процессы. «Снежный парадокс» объясняется тем, что сокращение арктического морского ледяного покрова на 50 процентов привело к увеличению площади свободной ото льда воды и усилению испарения влаги зимой, что привело к более сильным снегопадам на юге Европы. Исследователи выявили геохимические особенности в атмосферном паре, движущемся к югу от Арктики, которые показывают, что его источником стала теплая открытая водная поверхность Баренцева моря.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
В 2018 году на Европу обрушился «Зверь с Востока» — мощный циклон, вызвавший в феврале снегопад, который привел к убытку в размере одного миллиарда фунтов стерлингов в день. Оказалось, что 88 процентов выпавшего снега возникло из испарившейся из Баренцева моря воды.
При анализе долгосрочных тенденций, начиная с 1979 года, исследователи обнаружили, что каждый следующий квадратный метр зимнего морского льда, потерянного в Баренцевом море, увеличивал массу выпавшего снега примерно на 70 килограмм. По прогнозам, в течение следующих 60 лет Баренцево море станет полностью свободно ото льда, что приведет к значительному усилению зимних осадков в Европе.
Население и проекты
2020: Жителей Арктической зоны в РФ насчитывается 2,5 млн человек
Если к концу существования Советского Союза население Арктической зоны было около 3 млн человек, то сейчас это около 2,5 млн человек. С арктических территорий идет достаточно большой отток населения, который сегодня нам практически нечем остановить.
Реализуются крупномасштабные проекты, да, «Новатэк» возводит «Ямал-СПГ», да, «Лукойл» разрабатывает новые месторождения, да, «Газпром» и «Роснефть» строят новые добывающие предприятия, и, конечно, туда они привозят своих работников. Но так получилось, что есть очень большой разрыв между тем, что реализуют частные нефте- и газодобывающие компании, и тем, что предлагает государство.
Понятно, что для частных компаний, насколько бы они ни были аффилированы с государством, главное — это прибыль, и вопросы с кадрами они достаточно эффективно решают. При этом, как показывает практика, на 2020 г основная масса людей, которые работают на добывающих предприятиях, — те, кто не остается там жить.
Конечно, условия жизни на Севере — не самые хорошие, и оставлять жить там людей, наверное, не всегда выгодно. Но люди не приезжают в безвоздушное пространство. Советский Союз оставил в Арктике достаточно большое наследие: там живут и работают многие. Те, кто остался на Севере после распада Советского Союза и/или работает в обслуживающей инфраструктуре вокруг этих нефте- и газодобывающих предприятий, сегодня, наверное, — одна из самых уязвимых социальных категорий.
Статистика демонстрирует, что порой заработные платы работников в Арктике в ряде сфер, в первую очередь в сфере услуг, если не равны таким же заработным платам в Средней России, то отличаются от них в бо́льшую сторону ненамного. А ведь стоимость жизни в Арктике выше, чем в средней России. К тому же если в средней полосе условный работник библиотеки может завести огород, чтобы с него немного подкормиться, то в Ямало-Ненецком автономном округе — вряд ли.
Конечно, не способствовало тому, чтобы люди оставались, и принятие пенсионного закона, который распространили на Арктическую зону. Холода не уменьшились, климат не стал лучше. Если раньше у тех, кто работал в Арктике в условиях Крайнего Севера, был льготный выход на пенсию, сейчас этот возраст сравнялся со всеми остальными гражданами России. Почему должны страдать люди, которые вкладывали усилия в освоение Арктики, — никто не сказал.
Конечно же, нам нужно решать вопрос, как закреплять кадры в Арктике. Более того, так получилось, что сегодня даже приблизительно непонятно, сколько кадров нам нужно. До сих пор идут споры, как нам развивать эти территории. Должны ли люди жить в Арктике на постоянной основе или лучше им приезжать и уезжать?
С одной стороны, есть советский опыт освоения Арктики. Есть Норильск, есть Воркута — города, которые были построены за Полярным кругом, и, наверное, можно на этот опыт ссылаться. Но давайте посмотрим, что происходит с той же Воркутой, сколько там сейчас заброшенных квартир. С другой стороны, и вахтовым методом развить Арктику не получится. Не зря норвежцы на Шпицбергене поддерживают постоянное количество населения, пока мы свое население со Шпицбергена эвакуируем. Должен быть какой-то определенный баланс.
Чтобы люди действительно ехали и оставались в Арктике работать, находили стимулы, должен быть целый набор мер по улучшению жизни на Крайнем Севере. К сожалению, на сегодняшний день к этому не только нет комплексного подхода государства, но и виден некоторый откат назад, как с тем же законом о пенсионном возрасте. Очень хочется верить, что за призывами освоить Арктику, не уходить из Арктики, найти там новый экономический рычаг для развития всей страны последуют не просто пустые обещания, а какие-то конкретные шаги.[3]
Вооруженные силы
2023: Карта военных баз стран мира в Арктике
Арктика - новое место для России и НАТО, где они будут наращивать свою военную мощь, писал Bloomberg в марте 2023 г.
Россия размещает атомные подводные лодки в регионе, стратегическое значение которого для крупных держав, включая США и Китай, будет возрастать.
Масштабы ресурсов арктического морского дна изучены недостаточно хорошо, но, по оценкам, в регионе сосредоточена четвертая часть мировых запасов нефти и природного газа, а морские пути могут сократить время традиционных коммерческих морских перевозок на несколько дней, а то и недель.