2020/08/12 09:18:20

Объявлены лауреаты награды TAdviser IT PRIZE

Решением экспертного совета награда TAdviser IT PRIZE присуждена лауреатам в пяти номинациях.

Содержание

TAdviser IT PRIZE

Номинация «Цифровые технологии против распространения COVID-19»

Цифровые сервисы, созданные Минкомсвязи, позволили гражданам быстро, без волокиты и длинных бюрократических процедур получить поддержку, столь необходимую в сложный период пандемии

За обеспечение молниеносной и качественной цифровой поддержки мер по борьбе с пандемией коронавируса COVID-19 награда TAdviser IT PRIZE присуждена Министерству связи и массовых коммуникаций РФ.

Команда Минкомсвязи в марте-июне 2020 года оперативно реализовала целый ряд цифровых сервисов, направленных на поддержку граждан в связи с коронавирусной пандемией. Среди наиболее важных:

  • Сервис по предоставлению единовременной выплаты 10 тыс. рублей на детей в возрасте от трех до 16 лет. Услуга была выведена на отдельную страницу posobie16.gosuslugi.ru 12 мая 2020 года и стала самой популярной с момента запуска Единого портала госуслуг в 2009 году. В пиковые моменты на портале оформлялось более трех тысяч заявлений на выплаты в минуту, а в среднем этот показатель составил полторы тысячи в минуту. По состоянию на середину июня россияне подали через портал госуслуг более 14 млн заявлений по оформлению выплаты на 20 млн детей;
  • Сервис по предоставлению ежемесячного пособия на каждого ребёнка в семье с 3 до 7 лет включительно, если среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • Сервис по подаче жалоб об отсутствии выплат медицинским работникам, занимающихся борьбой с COVID-19;
  • Telegram-каналы с информацией о рейсах, на которых россияне могут вернуться на Родину;
  • Сервис по получению электронного листка нетрудоспособности – больничного для людей, прибывших на территорию Российской Федерации из-за границы.

Цифровые сервисы позволили гражданам быстро, без волокиты и длинных бюрократических процедур получить поддержку, столь необходимую в сложный период пандемии.

Номинация «Цифровая трансформация года»

Инновационным подразделением торговой сети «Пятёрочка» разработаны цифровые информационные ассистенты для покупателей

Награду в номинации «Цифровая трансформация» получил CEO X5 Group Игорь Шехтерман. Цифровая трансформация является одним из важнейших направлений стратегии компании.

Компания открыла лабораторию роботизации, которая призвана выявлять и оцифровывать те «аналоговые» процессы, где роботизация за короткий срок может принести максимальный экономический эффект, вплоть до их полной автоматизации. Метавселенная ВДНХ 3.2 т

Товары для магазинов сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» уже начал отбирать робот. Компания создала модель принятия решения, действующую на основе продвинутой аналитики с использованием больших данных и машинного обучения. В основе данных, которые заложены в программу, лежат опросы и чеки покупателей, состоящих в программе лояльности. Они дают понимание потребностей, задача алгоритма определить, какой товар наиболее востребован и должен быть на полке. Система самостоятельно понимает, что нужно покупателю, и запоминает это.

Во всех магазинах сетей Х5 внедрена автоматическая система анализа задержек на кассовых аппаратах. Изобретение помогает клиентам экономить время: ускоряет операции на кассе и сокращает очереди. Система бизнес-мониторинга позволяет снизить число людей, ушедших без покупок, предсказывает пиковые нагрузки, рекомендует, как выстроить операционный процесс, чтобы сократить время покупки.

Компания приступила к использованию цифровых ценников, которые планируется внедрить в большинстве магазинов сети. Электронные ценники помогают сократить число человеческих ошибок и высвободить время сотрудников для общения с покупателем и использования различных сервисов.

Помимо электронных ценников и электронных касс, компания осваивает ряд других технологий, среди которых — видеоаналитика, позволяющая своевременно выставлять на полки закончившийся продукт. Решение на основе компьютерного зрения в режиме реального времени распознает объекты различных классов, а также фиксирует их отсутствие. В случае отклонения от целевых параметров происходит автоматическое оповещение персонала магазина. В отделе фруктов и овощей искусственный интеллект способен не только анализировать пустоты в целом, но и определять наличие или отсутствие отдельных товаров на полках и в ящиках, а также фиксировать нарушения внешнего вида зоны.

В 2020 году компания приступила к установке цифровых информационных ассистентов для покупателей. Многофункциональные устройства разработаны инновационным подразделением торговой сети «Пятёрочка» и являются точкой взаимодействия с покупателем и системой лояльности, а также порталом вакансий и окном обратной связи. Помимо этого, в аппарате есть кнопка для сигнала о помощи в трудной ситуации для потерявшихся людей в рамках совместного проекта «Пятёрочки» с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт».

Вместе с тем X5 Retail Group наращивает штат дирекции по большим данным для ускоренного развития и внедрения новых проектов, связанных с использований таких технологий. Ежедневно компания собирает порядка 7 млн значений данных через свои программы лояльности и использует внутренние ресурсы для разработки аналитических продуктов и сервисов, помогающих дифференцироваться от конкурентов на рынке. В дирекции по большим данным разрабатываются и развиваются несколько десятков сервисов для внутреннего использования и внешних потребителей. В сетях компании уже используются решения по аналитике и управлению ценообразованием, ассортиментом и промоактивностями с помощью инструментов Big Data.

Номинация «Топ-менеджер года на ИТ-рынке России»

В 2020 году к системе «Ладошки» подключено более 600 школ в 196 населенных пунктах по всей России

Награду в номинации «Топ-менеджер года на ИТ-рынке России» получил генеральный директор компании «Расчетные решения» Михаил Казаков. Под его руководством развиваются и создаются ИТ-продукты в сфере транспорта, ЖКХ и безналичной оплаты питания в образовательных учреждениях.

В частности, создана Транспортная платформа - комплексные решения для создания безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте. На платформе реализована технология Social ID, позволяющая льготным категориям граждан осуществлять поездки по специальным условиям, используя банковскую или социальную карту. Проект реализован и успешно функционирует в 43 городах Российской Федерации.

В сфере ЖКХ компанией разработана биллинговая расчетно-информационная система «БРИС» по расчету начислений за ЖКУ для расчетных центров, управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Сервис не требует затрат на развертывание ИТ-инфраструктуры («облачное» решение), обеспечивает высокую скорость расчетов и имеет гибкую систему настроек, что существенно снижает затраты на запуск и поддержку сервиса расчета начислений.

«БРИС ЖКХ» запущена в 2016 году, и по состоянию на 2020 год успешно работает в 16 регионах РФ, а на обслуживании находится более 3 млн лицевых счетов.

Для безналичной оплаты питания в образовательных учреждениях был реализован проект «Ладошки». Целью системы является формирование экосистемы безналичных платежей в российских школах, позволяющей родителям следить за питанием ребенка и с ранних лет развивать в детях ответственное отношение к финансам.

Функционал безналичной оплаты реализован на базе смарт-карты: ребенку выдается пластиковая карта или привязывается имеющаяся у него транспортная карта, которой он может расплачиваться за школьные обеды или покупать буфетную продукцию.

Система «Ладошки» успешно работает с 2017 года. На 2020 год к ней подключено более 600 школ в 196 населенных пунктах по всей России. Система представляет собой «облачное» решение, что позволяет внедрять ее не только в крупных городах, но и в селах. В 2020 году запущено многофункциональное мобильное приложение, объединяющее всех участников системы: родителей, школы, организации питания и органы местного самоуправления.

Номинация «IoT-компания года»

ЭК "Восток" с помощью технологий интернета вещей и компании "Центр 2М" реализовал проект по контролю и управлению автоматическими приборами учета электрической и тепловой энергии в режиме реального времени

Второй год подряд экспертным советом принято решение наградить в номинации «IoT-компания года» компанию «Центр 2М», российского информационного оператора, разработчика платформенных решений в области M2M и промышленного Интернета вещей.

«Центр2М» предоставляет услуги на основе собственных продуктов:

  • комплекс программных и аппаратных решений для цифровизации трансформаторных подстанций распределительных сетей;
  • платформа цифровизации ЖКХ (вода, тепло);
  • М2М-платформа и собственный узел связи;
  • платформа автотелематики CityPoint;
  • платформа видеоаналитики CenterVision.

Среди последних значимых проектов следует отметить внедрения в ЭК "Восток" и в компании "Юнипро".

В частности, для ЭК "Восток" был реализован проект по контролю и управлению автоматическими приборами учета электрической и тепловой энергии в режиме реального времени. Внедренное решение обеспечивает сокращение расходов на проведение замера показаний в труднодоступных и сильно удаленных точках потребления энергии, а также отслеживает не санкционированное потребление энергии.

В "Юнипро" автоматизирован контроль процесса проведения плановых ремонтных работ. Благодаря внедренным решениям появилась возможность в автоматическом режиме вести подсчет количества человек и времени их нахождения в зоне работ. В результате были оптимизированы затраты производственного цикла компании.

Для одной из транспортных компаний был выполнен проект по управлению вагонным парком. Заказчик получил возможность дистанционного контроля погрузки и разгрузки, ударов, вождения, а также оптимального уровня заполнения. Внедренное решение обеспечило учет реального пробега вагонов и контроль технологии перевозки, в т.ч. опасных грузов и краж в контрольных зонах.

Значимый проект также был реализован в одной из крупнейших сетей ресторанов быстрого питания. Для заказчика было разработано комплексное техническое решение, объединяющее в себе телематические, измерительные техники и гибкое программное обеспечение, настраиваемое под задачи компании. В результате был обеспечен дистанционный контроль среды технологического процесса производственного цикла предприятия, реализовано управление параметрами воздухообмена в производственных помещениях, обеспечен учет реального потребления энергии и предоставлены рекомендации по оптимизации расхода.

Номинация «Отечественное ИТ-решение года»

Первым проектом на основе транспортной платформы "Расчетных решений" стала карта "Стрелка"

Еще одну награду TAdviser IT PRIZE компания «Расчетные решения» получила в номинации «Отечественное ИТ-решение года». Транспортная платформа, разработанная компанией, представляет собой комплексные решения для создания безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте.

Платформа способствует повышению качества пассажирских перевозок за счет перехода на цифровые решения, обеспечивает развитие современной открытой инфраструктуры для системы оплаты проезда всеми инструментами платежа (как наличными, так и безналичными), а также предоставляет прозрачную систему учёты оплаты в общественном транспорте для льготных категорий граждан, включая льготные поездки на банковской карте МИР.

Внедрение платформы дает возможность оплачивать проезд всеми возможными видами карт: транспортными, банковскими либо социальными, а также при помощи мобильных устройств.

Первый проект был запущен в 2015 году и масштабирован на всех перевозчиков Московской области – проект Единой Транспортной Карты «Стрелка». По состоянию на 2020 год проект успешно функционирует в 43 городах страны.

По итогам внедрения транспортной платформы отмечается снижение доли оборота наличных денежных средств. В рамках портфеля проектов (43 города РФ) общая доля наличных платежей не превышает 30% от учитываемой выручки. Кроме того, платформа обеспечивает развитие дистанционных сервисов и возможности бесконтактной оплаты проезда, а также онлайн-оформление льготного проездного билета. Кроме того, ИТ-решение позволяет применять дифференцированный тариф (программа лояльности пассажира). Все это ведет к повышению качества пассажирских перевозок.