Заказчики: Санг Подрядчики: Navicon (Навикон) Продукт: IBM CognosДата проекта:
|
В компании «Санг», занимающейся поставками бытовой химии, завершена оптимизация системы IBM Cognos BI. Проект реализован компанией NaviCon Group.
В конце 2008 года в компании возникла необходимость в программном продукте для создания аналитических отчетов. При этом нагрузка на базу данных должна была быть минимальной. Система IBM Cognos BI соответствовало предъявленным требованиям, в том числе и в части затрат на приобретение и внедрение.
Методологическая часть проекта была разработана совместно со специалистами заказчика. Внедрение системы клиент осуществил самостоятельно.
В ходе использования системы увеличивалось количество информации, усложнялась аналитическая модель, что привело к снижению производительности системы. Поэтому потребовалось оптимизировать имеющуюся аналитическую модель и отчеты, а также повысить производительность системы за счет оптимизации настроек ее семантического слоя.
После оптимизации BI-системы у заказчика появилась возможность определять на сколько дней торговли хватит текущего остатка товаров, чтобы избежать упущенной выгоды, связанной с отсутствием ходовых товаров на складе и соответствующим оттоком клиентов; получать в ежедневном режиме данные по плановым показателям, фактические данные и отклонение от плана; анализировать равномерность продаж торговыми представителями в течение месяца.
Кроме этого, система позволяет напоминать операторам о снятии запрета на товары, запрещенные к продаже; отслеживать реализацию новинок; управлять товарными запасами; определять уровень сервиса по Out-of-Stock и по Overstock для мотивации специалистов по логистике; определять непродающиеся товары и плохо продаваемые группы товаров.«Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов
В планах компании – разработка еще одной аналитической модели по анализу взаиморасчетов с контрагентами, анализ транспортных расходов, а также оформление «Приборной панели» с ключевыми показателями эффективности. Кроме этого, в дальнейшем планируется автоматизации процессов планирования и бюджетирования.
Кубы для крупной компании: опыт внедрения и использования
Об опыте внедрения в своей компании базового продукта аналитической линейки IBM — платформы для бизнес-анализа IBM Cognos BI (v.8.4) — рассказал участникам конференции Даниил Осипов, представитель торгового холдинга САНГ. Предпосылок для внедрения было несколько: отставание традиционной аналитики на базе Excel от запросов бизнес-пользователей (низкая скорость, ручное обновление, недостаточность данных и разрезов); потребность в единообразных для всего холдинга аналитических отчетах (в холдинг входит 23 центра дистрибуции); объективная неспособность ИТ-отдела выдавать вовремя отчеты бизнес-пользователям; нехватка типовых аналитических отчетов торгового предприятия; отсутствие полноценного управленческого учета для поддержки стратегических решений. В определенный момент, отметил Даниил Осипов, под влиянием перечисленных факторов у руководства компании сформировалось понимание того, что грамотный и своевременный анализ оперативной деятельности — основа для оперативных и стратегических решений, после чего были выработаны требования к будущей аналитической системе.
Новая система должна была быть от известного на рынке производителя, иметь приемлемый бюджет внедрения и возможность вести проект собственными силами. В функциональном отношении от системы требовалось, чтобы она обеспечивала легкость разработки отчетов силами аналитиков (без привлечения программистов), адекватную скорость расчета кубов (до нескольких часов), приемлемое время получения отчетных данных пользователями, доступ из любой точки мира, а также рассылку типовых отчетов на e-mail по расписанию и их выгрузку в формате Excel. На стадии выбора помимо IBM Cognos BI рассматривалось еще несколько систем ведущих производителей, каждая из которых по разным причинам была отсеяна: MS Analytic Server (разработка показалась заказчику сложной), Sybase IQ (высокая стоимость продукта), SAP Business Objects (также высокая стоимость, а кроме того, как признался докладчик, сработал и субъективный фактор — не впечатлила презентация). Внедрение Cognos BI осуществлялась собственными силами при консультационном участии специалистов NaviCon Group. Занимались проектом всего три человека: руководитель проекта (он же аналитик и разработчик кубов), SQL-программист (разработка хранилища и процедур вытяжки данных), администратор базы данных (администрирование, автоматизация процедур расчета). Внедрение заняло порядка трех месяцев, в течение которых было проведено импортирование данных из Excel, разработка хранилища данных, обкатка технологии обновления кубов, создание нового куба продаж и куба остатков, а также создание обучающего видео для пользователей-аналитиков. Чтобы показать оперативность подготовки данных в новой системе, представитель компании САНГ привел следующий пример. В определенный момент руководство внесло в перечень приоритетов бизнеса безопасность активов, одно из направлений обеспечения которой — снижение сверхлимитных остатков (бракованный товар, “сверхлимит”). Новая система бизнес-аналитики позволила, во-первых, быстро выявить остатки на складах (на получение необходимых отчетов было потрачено десять минут), а затем своевременно отслеживать их снижение с поощрением ответственных бренд-менеджеров (наиболее активные из них за эффективную распродажу брака и лежалого товара даже удостоились того, чтобы их фото были вывешены на доске почета). Главным же результатом внедрения новой системы стала обратная ситуация с бизнес-запросами пользователей: теперь они существенно отстают от возможностей аналитической системы.